Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Исследование необыкновенностей невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из первых подобных теорий стала теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно которой положительное эмоциональное переживание появляется у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. [6]

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он пытается как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть осуществлен двумя способами: или изменить когнитивные ожидания и намеченные планы таким образом, чтобы они стали соответствовать реально полученному результату, или попробовать получить новый результат, который бы совпал с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве главного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека наиболее значимая роль, чем органическим изменениям. [4]

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свой вклад внес С. Шехтер. Он доказал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, которую предложил С. Шехтер, получила название когнитивно-физиологической. [22]

Ведущую роль в контроле эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора контролирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, а так же оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры и управляет ими. Не маловажную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания появляются не только при непосредственных воздействиях окружающей среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. [8]

Таким образом, по мнению различных авторов, каждая эмоция состоит из двух составляющих - импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной оригинальности данной эмоции, и экспрессивного - непроизвольных реакций организма, которые включают в свой состав реакции внутренних органов и систем, недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса), а также так называемые выразительные движения, имеющие помимо всего прочего коммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса) [15].


1.3 Психология эмоциональных состояний человека

Виды и роль эмоций в жизни человека.

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции - это элементарные переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [17].

Другими словами, «эмоции - это субъективные психологические состояния, которые отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности» [20].

Ряд авторов [16] придерживается следующего определения. Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

А.Л. Гройсман говорит, что эмоции - это форма психического отражения, которая стоит на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляет собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [12].

Виды эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. [14]

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты и характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Интенсивность эмоциональных реакций может быть разной - от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной - аффекта [17].

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может быть измерена часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, так как эмоции связаны со значительными энергетическими затратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своим качествам эмоциональные состояния могут быть представлены в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. [7] Но, чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, которые находятся в основе ситуации.


При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по пустяковым и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-либо личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать. [12]

Состояние тревоги говорит о наличии какой-то неопределенности исхода будущих событий, которые связанны с удовлетворением какой-либо потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном результате событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может говорить о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой либо низкой самооценке, которая присуща данному человеку в принципе. [19]

Эмоциональная впечатлительность - это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, которые способны вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют различные потребности, у каждого индивида есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. Необычность отличается от новизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут для субъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», такими могут быть - сильный шум, потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединения знакомого и незнакомого. [18]

В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на эмоции, чувства и аффекты [13].

Эмоции и чувства – это личностные образования, то, что характеризует человека с социально-психологической стороны; связаны с кратковременной и оперативной памятью.

Аффект [17] - это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, которое возникает в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, которая обычно связана с неудовлетворением очень значимых для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формируется на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, а так же сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. [13].

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс [17] - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в определенной ситуации. Стресс представляет собой состояние очень сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональный перезапуск. Стрессы являются главными «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта [13].


Таким образом, каждый из описанных выше видов эмоций внутри себя имеет разделы, которые в свою очередь, могут оцениваться по различным параметрам - интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Роль эмоций в жизни человека

Для человека главное значение эмоций состоит в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, делать выводы о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь человека без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных обстоятельств для удовлетворения актуальных для потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии собеседника и его отношении к тому, что происходит в данный момент, а также выполняют функцию воздействия – то есть оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений [13].

Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [10].

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, которая отвечает этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её» [4].

В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. [4].

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как некий своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-то факторов. [21]


Чем наиболее сложно организовано живое существо, чем наиболее высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче будет гамма эмоциональных состояний, которые индивид может переживать. [2].

Чем ближе к центральной нервной системе располагается источник органических изменений, который связан с эмоциями, и чем меньше в нём количество чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний. [18]

Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают суть возникшей ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент для него потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. [4].

Чувства же носят предметный характер, они связываются с представлением или идеей о каком-либо объекте. Другая особенность чувств заключается в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно контролироваться. [23]

Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний

С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию, как феномен, выделяет три основных признака:

  • Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
  • Эмоции, обычно, отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;
  • В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, имеются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных состояний вносит существенное разграничение в эмоции: наряду с радостью – восторгом, радостью – ликованием, существует «тихая» радость – растроганность и т.п.