Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Исследование необыкновенностей невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее значимой чертой эмоций является субъективность. [14]

Целостное определение эмоций должно включать во внимание три аспекта:

  • Внутреннее переживание;
  • Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
  • Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают разное значение этим компонентам эмоций. Так, Изард, выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. Я. Рейковский, указывает на то, что эмоции отражают изменения, которые имеют характер нарушения, и активизируют организм, чтобы он мог справиться с произошедшим событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. [14] Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В.А. Ганзена, который считает эмоцию формой психического контроля, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Эмоциональные состояния

Эмоциональная напряженность, которая накапливается в результате появления аффектогенных ситуаций, может сложиться и рано или поздно, если ей вовремя не дать путь выхода, приведет к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая в свою очередь, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. [6]

Стресс - состояние очень сильного и достаточно длительного психологического напряжения, которое может возникнуть у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, а так же нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечного тракта. [9]

Страсть – является еще одним из видов сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сочетание эмоций, мотивов и чувств, которые концентрируются вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть - большая сила, поэтому важно понимать, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. [15]


Если говорить о различных видах эмоциональных образований и состояний, то нужно выделить и настроение. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с неким объектом и направлены на него: мы чему-то радуемся, чем-то огорчаемся, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему именно радостно - иногда, в частности в молодости, так, что все на свете становится красочным, радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно - это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а обширное общее состояние.

Настроение очень тесно связанно с тем, каким образом складываются для личности жизненно важные связи с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в «строе» этой деятельности, включенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. [6]

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

К. Изард отмечает три способа снятия нежелательного эмоционального состояния:

1) с помощью другой эмоции;

2) посредством когнитивной регуляции;

3) способом моторной регуляции [7].

Первый вариант регуляции предполагает осознанные усилия, которые направлены на активазацию другой эмоции, которая является противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ напрямую связан с использованием внимания и мышления, которое является основой для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это осознанное переключение сознания на события и деятельность, которые вызывают у человека интерес, а так же положительные эмоциональные переживания. Третий способ означает, что использование физической активности является способом разрядки возникшего эмоционального напряжения [8].

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось большое количество ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.). [11]

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при большом количестве эмоций наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации показывать на лице улыбку в случае отрицательных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека. [10]


А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, которые связаны с расслаблением скелетных мышц [15].

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на воображении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций. [12]

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

- Получение дополнительной информации, которая снимает неопределенность ситуации.

- Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).

- Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

- Физическая разрядка, поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. - Слушание музыки.

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их проявление с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит. [4]

Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной для человека ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на других.


Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание - это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сын погиб на войне, ребенок не верит, что при смерти его любимое домашнее животного и делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более присущ маленьким детям.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или негативного события, которое вызывает тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, простым формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки - и агрессивность. [13]

Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищука, Р. Деметера, О. А. Черниковой и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом контроля эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы: [18]

1) без паузы: обычное дыхание - вдох, выдох;

2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме: [18]

- вдох носом - выдох носом;

- вдох носом - выдох ртом;

- вдох ртом - выдох ртом;

- вдох ртом - выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект нарастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а далее спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение [8].


Ч. Дарвин выложил намерение, что до такого, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, опасности и повиновения, была внешняя скорость. Конкретно это наследие населения земли, сообразно его понятию, разъясняет, отчего люди разных культур выражают базисные эмоции способам похожих выражений лица. Лицо – это, пожалуй, более принципиальная область невербальной коммуникации, поэтому, что чрез внешнюю мимику, мы передаём важную дробь чувств информации. В итоге разных изучений было выделено 1000 разных выражений личика. Мы уделяем немало интереса нашей экспрессии, так как она даёт нам намёки о значении вербального общения [8]. Еще, лицо является важной чертой физиологического вида человека.

Ограничение внешних мускул меняет представление личика и говорит о со-стояниях человека. Таковым образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и случайных мимических реакций. Мимику разрешено разбирать не лишь сообразно ее произвольным и невольным элементам, однако и сообразно физическим характеристикам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то имеется сообразно единичным зонам – лоб, уста, глаза – и в целом. Мимическая черта личности может накладываться из таковых характеристик как мощная – слабенькая мимика, неопределённая – велеречивая мимика, хаотичная – гармоничная мимика, стереотипная – персональная мимика, а еще с учётом контраста мимических выражений, быстроты их замены, возможности отдавать мелочи. [20]
Исследование главных мимических состояний, таковых как удовлетворенность, ярость, ужас, антипатия, изумление, печаль, выработало штуку разбора внешнего выражения – пантомимный знак. Совокупность таковых признаков сформирует структуру разных внешних экспрессий.
Осмотрим более нередкие выражения лица при более обычных эмоциях (похожих представителей всех народов и культур). [10]
1. ГНЕВ: мускулы лба смещены внутрь и книзу, придавая очам угрожающее либо хмурое представление; глаза поблескивают, открыты либо прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губки или густо сжаты, или оттянуты обратно, принимая прямоугольную форму и обнажая сжатые зубы. Гнев является высшей, животной формой бешенства, а гнев имеется более смягченное и очеловеченное изображение этого ощущения.
2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты кверху; внутренние уголки высших век приподняты; уста прикрыт, уголки губ опущены, напряжения либо натяжения в области рта недостает.
3. СТРАХ: брови незначительно подняты, однако имеют прямую форму, их внутренние уголки смещены, и чрез лоб проходят горизонтальные морщины; в очах недостает сияния и они расширены, при этом нижнее веко напряжено, а верхнее чуть-чуть приподнято; уста может существовать раскрыт, а уголки его оттянуты обратно, натягивая и распрямляя губки над зубами.
4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза обширно раскрыты; незапертый уста владеет округленную форму.
5. РАДОСТЬ: губки искривлены, их уголки оттянуты обратно, уста прикрыт; кругом глаз малые морщины; а сами глаза поблескивают, прищурены либо открыты; на лбу горизонтальные складки.
6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови чуть-чуть опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, однаково напряжены; под нижними веками мелкие морщины; нос наморщен; уста прикрыт; верхняя гауптвахта поднята, нижняя гауптвахта также поднята и выдвинута кверху сообразно течению к верхней губе. [10]