Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Исследование необыкновенностей невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая деятельность человека связана с осуществлением каких-либо потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности.

Эмоции - это элементарные переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре. [3]

Эмоциональные состояния являются одной разновидностью эмоций, которые характеризуются большей длительностью, и которая может измеряться как часами, так и днями.

По своей сущности эмоциональные состояния могут быть представлены в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой некоторые смешанные состояния. Так как эмоциональные состояния - это тоже эмоции, и в них также отражается связь между потребностями субъекта и объективными либо субъективными возможностями их удовлетворения. [1]

 В структуре общения выделяют два вида каналов коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит через неразрывную связь, постоянное взаимодействие данных способов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от того насколько точное понимание слов, которые произносит собеседник, от интонации, но и в большей степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация всякого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся через путь вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся путем звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - включают невербальные средства информации. С помощью вербального пути передаётся чистая информация, а по невербальному – само отношение к партнёру по общению. [2]

Целый ряд различных научных дисциплин, в особенности в последние годы, в большей степени изучают эмоции. Уникальность человеческих эмоций проявляется, прежде всего, в разнообразии и богатстве языковых средств и способов их выражения. На данный момент не существует единой общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается быстро возрастающий интерес к изучению эмоций, а так же процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций может позволить адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует наиболее эффективному общению. [4]


Для эмоций, по сравнению с другими психическими функциями в значительно большей мере, характерен внешне выразительный аспект. Экспрессия, является одним из древнейших и универсальных способов общения людей, поэтому существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать различные выразительные движения окружающих.

Люди значительно отличаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт доказывается большинством работ, которые посвящены исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, которые касаются особенностей распознания эмоций, раскрываются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. [6]

Анализ уровня научной разработанности темы исследовательской работы дает возможность говорить о том, что, несмотря на большое количество опубликованных работ по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затронутые вопросы исследованы недостаточно. Нет специальных исследований, которые были бы связанны с особенностью распознавания эмоций по фотографиям знакомых и незнакомых нам людей, так же в малой степени разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования). Вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей. [8]

Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности.

Выше изложенные положения свидетельствуют об актуальности темы данной работы.

Цель данной работы - изучить психологические основы эмоциональных состояний.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие эмоций, его виды и роль в жизни человека.

2. Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.

3. Описать характеристики эмоциональных состояний.

4. Привести способы устранения негативных эмоциональных состояний.

1. 1 Исследование необыкновенностей невербального общения

Невербальное общение – это неречевая выкройка общения, которая подключает в себя жесты, мимику, позы, зрительный контакт, тембр гласа, прикосновения и передает образное и эмоционалное оглавление. [21]
Язычок нашего тела, сообразно сопоставлению с иными вербальными (речевыми) средствами общения, является довольно неповторимым. Нередко с поддержкой данных средств разрешено сказать ещеболее, чем с поддержкой слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз заявляет, что с поддержкой слов передаётся - 7% инфы, звуковых средств (подключая тон гласа, интонацию и т. п. )– 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение)– 55%. Иными словами, разрешено произносить о том, что принципиальным является не что говорится, а то, каким образом это говорится.
Наблюдения обосновывают, что в действиях общения 60% - 95% информации передаётся конкретно с поддержкой системы невербалики. [22]
Невербальная коммуникация подключает последующие главные системы:
- Оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;
- Пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. свойства голоса, его спектр, тональность,
- Организация места и времени коммуникативного процесса,
- Зрительный контакт,


- Ольфакторния. [5] Совокупа всех данных невербальных средств исполняет последующие функции: замещение речи, добавление речи, понятие эмоциональных состояний партнёров сообразно коммуникативному процессу [8].
В хрестоматии «Межличностное общение» [11], выделяют главные функции невербального общения:- представление межличностных отношений;

- представление эмоций и чувств;

- управление действиями невербального общения;

- замен ритуалами;

- регуляция самопредъявлений.

Принципиальной индивидуальностью невербального общения является то, что его поведение предназначено импульсами человечного машинального, и человек, которой не обладает способами контроля собственных невербальных проявлений, не может подделать эти импульсы, и конкретно это дозволяет полагаться этому языку более, чем обыкновенному, вербальному методу общения. Познание невербального языка позволяет более лучше воспринимать собеседника, а этак же (что наиболее принципиально) предугадывать, какую реакцию вызовет услышанное еще по такого, как собеседник выскажется, ощутить надобность конфигураций для заслуги желаемого нам итога. [19]

Е. Я. Мелибруда, в книжке «Ты – мы: Психологические способности усовершенствования общения», произносит о ряде причин, какие воздействуют на невербальный язычок и отдельные его составляющие:
• Государственная традиция (одни и те же жесты имеют все шансы обладать разное смысл у различных народов);

• Положение здоровья(у человека, который себя нехорошо ощущает изменяются взор, звучание гласа, жесты почаще наиболее вялые, желая имеется болезни, сопровождающиеся завышенной возбудимостью, эмоциональностью);

• Специальность человека (слабенькое рукопожатие не постоянно изображение беспомощности: может существовать, специальность просит сберегать пальцы);

• Степень развития культуры, которая воздействует на состав жестов, пред-ставление об этикете, верном воспитании;

• Статус самого человека (чем больше стоит на иерархической лестнице, тем наиболее скуп на жесты, более оперируя словами; жесты стают наиболее утончёнными);

• Аксессуар к собственной группе(групповые традиции, нормы, критерии имеют все шансы значительно видоизменить пантомимику члена группы);

• Актёрские возможности(почти все могут играться не лишь словами, однако и невербальными знаками);

• Возраст человека (в раннем возрасте одно и то же положение может замечаться различными жестами; не считая такого, возрастной причина нередко играет ту же роль, что и статус. С возрастом может понижаться прыть движений);


Хитросплетение невербальных символов (традиционно положение передаётся не одним, а несколькими веществами пантомимики. При нарушении согласии меж данными веществами складывается воспоминание неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

• Вероятность выразить и усмотреть невербальные средства общения (телесная плотина меж партнёрами затрудняет их настоящее воспринятие, как к примеру, при беседе сообразно телефону). [15]

Из только вышеизложенного разрешено изготовить вывод, что желая вербальные знаки (слова) – основное наше лекарство для кодировки идей, какие предусмотрены к передаче, мы этак же применяем и невербальные  знаки для передачи извещений. В невербальной коммуникации употребляются всевозможные знаки, не считая слов. Замен взорами, представление личика, к примеру, ухмылки и выражения неодобрения, поднятые в сомнении брови, активный либо остановившийся взор, взор с выражением согласия либо неодобрения – это всё образцы невербальной коммуникации.

1.2 Психологические теории эмоций и психология эмоциональных состояний человека

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории всего развития данной области психологических знаний не раз совершались попытки связать физиологические изменения, которые протекают в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. [16]

Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которые нашли отражение в соответствующих теориях [9].

Современная история эмоций начинается с теории Джемса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются органические (физические, телесные) изменения.

Обязательная включенность телесных реакций в эмоциональные переживания послужила для У. Джемсу, выдающемуся американскому психологу, основанием для формулировки теории эмоций, в соответствии с которой субъективно переживаемые эмоции это не что иное, как переживание телесных изменений, которые происходят в организме в ответ на восприятие какого-либо факта. [23]


Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, вначале под действием различных внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только лишь потом, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной. [12]

В доказательство Джемс предлагает нам вообразить себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычесть из всей совокупности переживаний, все ощущения телесных органов. В результате мы увидим, что от самой эмоции ничего не останется. Наглядно эту зависимость, по Джемсу, можно показать формулой: «Мы плачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем» [15].

Альтернативное мнение на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, которые наблюдаются при возникновении разных эмоциональных состояний, довольно похожи друг на друга и по своему разнообразию недостаточны для того, чтобы достаточно удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. [17]

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг человека не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который выявил, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. [20]

В более поздних исследованиях выявилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, которые были проведены на животных, было доказанно, что электрическими воздействиями на все эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо). [14]

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют и когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, которые объясняют эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.