Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие и основные черты группы, особенности группового поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Зрелость»

«Эффективность»

«Экспериментирование»

«Ближние бои»

«Притирка»

Рисунок 2 .Основные стадии групповой динамики

по С.П. Роббинзу

Раскроем содержание каждой из стадий, представленных на данном рисунке.

Первая стадия развития группы — “притирка”. На этой стадии члены группы знакомятся друг с другом, каждый из них определяет, какие усилия он готов приложить для работы в данной группе. На данном этапе участники группы не склонны афишировать свои личные чувства и переживания, цели и методы совместной работы открыто не обсуждаются, творческий потенциал участников группы низкий, они практически не проявляют инициативу.

На втором этапе процесса групповой динамики в рамках формальной группы происходит формирование неформальных групп, четко выявляются неформальные лидеры, проявляется открытость в выражении разногласий, открыто обсуждаются способы согласования действий, участники группы стремятся наладить эффективные взаимоотношения.

На третьей стадии происходит осознание участниками группы своего потенциала, наблюдается его рост, особую актуальность приобретает проблема эффективного использования человеческих ресурсов, осуществляется поиск новых методов группового взаимодействия, обеспечивающих повышение эффективности работы группы.

На четвертой стадии в группе накапливается достаточный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов, формируется чувство причастности к группе, используется творческий подход к решению сложных задач, возможно делегирование управленческих функций между участниками группы в зависимости от сложности решаемых задач.

На стадии зрелости группа работает как сплоченный коллектив, всеми ее участниками хорошо осознаются общие цели, отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, группа демонстрирует отличные результаты и у устанавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

Закервашевич М.И. формулирует основные закономерности развития группы следующим образом [12, с.264]:

  • Первое собрание группы определяет направление ее деятельности;
  • Первая фаза деятельности характеризуется инерцией, член группы неохотно идут на пересмотр выработанного направления деятельности;
  • Трансформация происходит в конце первой фазы, когда группа отработала половину предусмотренного времени, беспокойство по поводу недостатка времен приводит к необходимости поиска новых более эффективных решений поставленных задач;
  • Происходит трансформация группы, вырабатываются новые направления деятельности;
  • Наступает следующая фаза инерции, в ходе которой решаются поставленные ранее задачи;
  • Происходит усиление активности группы, которая способствует решению поставленных задач и завершение проекта.

Из всего сказанного выше следует, что независимо от подхода к изучению групповой динамики, общие тенденции развития группы проявляются в смене кризисных состояний и состояний, которые характеризуются усилением сплоченности ее участников. Это активизирует усилия участников группы, создает дополнительные стимулы для решения поставленных задач.

1.3 Факторы, влияющие на поведение группы

Поведение человека в группе, а также эффективность ее деятельности находятся под влиянием целого ряда факторов. В составе этих факторов необходимо в первую очередь отметить размер группы, действующие в ней нормы, степень зрелости членов группы, уровень групповой сплоченности, а также межличностные отношения. Проведем более детальный анализ каждого из указанных факторов.

Размер группы – это один из основных факторов группового поведения. Для того чтобы цели группы были достигнуты, в ней необходимо определенное число участников. В то же время в каждой группе существует обратная зависимость между ее размером и степенью участия: чем больше группа, тем меньше степень участия. Зарубежные авторы Джеральд Гринберг, Роберт Бэйрон считают, что наиболее результативными являются группы, численностью до 20 человек. Эффект размера группы проанализирован в таблице 2

Таблица 2

Эффект размера группы

Эффект размера группы

Диады

Триады

Малые группы

Большие группы

-  2 человека

-  опасность не найти общего решения

-  ложный консенсус

-  3 человека

-  двое против одного

-  конфликты

-  напряженность

-  нестабильность

-  идеальная численность 5-7 человек

-  нечетное число членов уменьшает возможность зайти в тупик

-  хорошая возможность для взаимодействия членов

-  сплоченность

-  более 20 человек

-  слабая возможность для взаимодействия членов

-  снижение уровня сплоченности

-  снижение степени удовлетворенности от работы

-  усиление формальной составляющей

-  зависимость качества выполнения работы от задач

Из данной таблицы видно, что чем больше группа, тем меньше возможностей для эффективного взаимодействия ее основных членов, ниже уровень сплоченности, больше степень формализации отношений. Это в свою очередь отрицательно влияет на эффективность работы группы.


Групповые нормы также оказывают существенное влияние на поведение участников группы. Нормы отражают разделяемые всеми членами группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Нормы, в отличие от ролей, объединяют участников группы. Нормы группового поведения имеют следующие характеристики:

- включают в себя достаточно четкие представления о том, какое поведение является приемлемым;

- являются более очевидными и более легко распознаваемыми людьми;

- приводятся в жизнь и регулируются самой группой.

Данные характеристики определяют унифицированность групповых норм, также степень их воздействия на участников группы.

Одним из основных факторов, влияющих на групповое поведение, является степень зрелости ее участников. Понятие степени зрелости, а также способы ее измерения различными авторами рассматриваются по-разному. Так, например, Морозов В.А. рекомендует оценивать степень зрелости участников группы исходя из следующих признаков [15, с. 17]:

- активный поиск виновных в сложившейся неудаче;

- стремление обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок;

- дефицит времени для спокойной и планомерной работы;

- неосведомленность о критериях оценки труда;

- новые идеи с трудом пробивают дорогу;

- неудовлетворенность работников содержанием своего труда;

- коллектив расколот на новичков и ветеранов.

Американские ученые Херси и Бленхард предложили 4 вида отношений в системе «руководитель – подчиненный», в основе которой находится зависимость стиля управления от степени зрелости группы:

1) приказание оптимально в случае низкого профессионализма, то есть исполнитель не готов к самостоятельному решению проблемы и не готов взять ответственность на себя. Руководитель должен подробно инструктировать, много руководить, мало доверять;

2) внушение используется на уровне зрелости сотрудника от низкого до среднего (подчиненные еще не способны, но готовы взять на себя ответственность). Особенно важны поддержка руководителя и тактичное руководство.

3)участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого, когда сотрудник уже способен самостоятельно выполнять задание. Руководитель должен обеспечить психологическую поддержку, совместное обсуждение проблем и принятие решений;

4) делегирование – исполнитель находится на самом высоком уровне профессиональной зрелости, которые предполагает передачу ему полномочий. Со стороны руководителя допускается слабое управление, малая степень эмоциональной поддержки.


Сплоченность группы может быть конструктивной и деструктивной. При условии конструктивной сплоченности вся энергия сотрудничества направляется на творчество, на единую цель, улучшение нравственности и деловых качеств коллектива. При условии деструктивной сплоченности больше усилий тратится на разрешение межгрупповых конфликтов, а также конфликтов между лидерами и претендентами на лидерство. Конструктивная групповая сплоченность может быть достигнута при соблюдении ряда условий. И.П. Баранов выделяет три группы таких условий. Характеристика каждой из них представлена в таблице 3.

Таблица 3

Условия групповой сплоченности

Группа условий

Характеристика

Условия, связанные с организацией группы

правильный отбор участников группы, правильное составление группы, эффективная подготовка участников к работе в группе.

Условия, связанные с ранним периодом жизни группы

решение конфликтов, создание конструктивных групповых норм, уменьшение защитного поведения.

Условия, связанные со способами работы в группе

взаимная привлекательность участников группы и их взаимные связи, оказание поддержки и забота друг о друге, слушание и эмпатия, самораскрытие и реагирование друг на друга

Для формирования данных условий необходима организация управления на всех этапах развития группы от момента ее создания, до момента завершения выполнения конкретного задания. При этом необходимо отметить, что такое управление может быть эффективным только в том случае, когда формальные руководители или лидеры группы располагают полной информацией о личных и профессиональных характеристиках ее участников, способны четко сформулировать цели и задачи, обеспечить координацию усилий всех участников группы.

Существенное влияние на групповое поведение оказывает также и такой фактор, как межличностная совместимость. В соответствии с определением, сформулированным в работе Попков Н.Б., межличностная совместимость - заимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, ocнованное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик [16, с.159]. Критерием межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого и не потребовалось специальных усилий на установление взаимопонимания. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов.


Формирование межличностной совместимости в группе осуществляется на трех уровнях. Первый (нижний) уровень межличностной совместимости характеризуется психофизиологической совместимостью темпераментов и характеров членов группы, сенсорно – моторной согласованностью при выполнении ими совместных действий, интенсивностью и развитостью сети коммуникаций. Второй уровень межличностной совместимости в группе характеризуется согласованностью функционально – ролевых ожиданий, которые указывают на особенности взаимодействия между отдельными участниками группы. Третий – высший уровень – межличностной совместимости определяется уровнем ценностно – ориентационного единства ее участников.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на поведение группы, свидетельствует о том, что они имеют различную природу, и оказывают разнонаправленное влияние как на отдельных ее участников, так и на группу в целом. В процессе управления группой необходимо учесть все эти факторы, так как в этом случае можно обеспечить эффективность управления.

Глава 2 . Анализ факторов группового поведения в АО «Ликонф»

2.1 Организационно – экономическая характеристика АО «Ликонф»

Акционерное общество «Ликонф» является одним из предприятий по производству хлебобулочных изделий г. Липецка

В феврале 1995 г. в результате приватизации предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Ликонф». Уставный капитал предприятия составляет 245908104 рублей, который сформирован ординарных акций. АО «Ликонф» имеет статус юридического лица, осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и работает согласно устава и действующего законодательства РФ, регулирующего особенности деятельности акционерных обществ.

Основной целью АО «Ликонф» согласно устава является повышение эффективности экономической, коммерческой и производственной деятельности, которая осуществляется в области пищевой промышленности, а также других видов предпринимательской деятельности, направленных на удовлетворение потребностей покупателей целевого рынка.