Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая - это общеуправленческие (или общеорганизационные по Д.И. Уманскому) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность какой-либо входящей в ее состав функции (функций)[14].

Вторая - это частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных управленческих функций, решение частных, хотя и важных, задач управления. К ним относятся способности: а) к целеполаганию, б) прогнозированию, в) планированию, г) принятию управленческих решений, д) коммуникативные, е) мотивирующие, ж) контроля, а также такие, как их обозначает А.А. Карпов, интегративные способности как «способность разбираться в людях» и способность подбирать кадры[15].

Необходимо отметить, что частные управленческие способности - это, скорее, умения. В соответствии со вторым критерием, во-первых, различают проявления в управленческой деятельности общих и специальных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов-когнитивным, регулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.

При этом А.А. Деркач способности, выделенные на основе структурно-психологического критерия, разделяет на три уровня: общие - составляют макроуровень; специальные - рассматриваются как микроуровень в структуре способностей; интегральные - располагаются между ними и составляют мезоуровень в общей структуре способностей[16].

К числу общих способностей А.А. Деркач относит интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляцию.

Интегральные способности характеризуют индивидуальную меру выраженности процессов, принадлежащих к регулятивной подсистеме. В связи с этим выделяют способности целеобразования, прогнозирования, планирования, принятия решения, самоконтроля. По мнению А.А. Деркач, переходный, средний (т. е. центральный во всей структуре) уровень наиболее важен и наиболее специфичен природе управленческой деятельности. Состав способностей, входящих в него, тождествен главным управленческим функциям. Иначе говоря, их состав аналогичен частным способностям, которые выделены по деятельностному критерию. В этой связи А.А. Деркач считает, что в этом проявляется глубокая связь строения и организации управленческой деятельности в целом и собственно психической деятельности.


1.2. Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем управления

В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор - это все, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей. Важность человеческого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психологическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда[17].

Управление на любом уровне - это целая наука, и для того, чтобы дело процветало, руководитель должен овладеть ей в совершенстве. Считают, что эта проблема всегда была и будет немаловажной, и не потому, что невозможно вырастить и выучить поколения идеальных руководителей, а потому, что политическая, финансовая и социальная ситуации, как в мире, так и в Казахстане постоянно меняется, а значит, руководство любым делом требует различного подхода, стиля управления и умения руководителя анализировать ситуацию и орудовать в соответствии с ней. Стиль руководства должен отвечать духу времени и уровню самосознания людей.

На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:

1) общечеловеческие качества;

2) психофизиологические качества;

3) деловые качества и организаторские способности;

4) коммуникативные качества;

5) профессиональные знания[18].

В первую группу, то есть группу входят следующие: трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремленность, альтруизм, высокая культура, безупречная нравственность, энергичность, работоспособность, выдержанность, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.).

К группе психофизиологических свойств личности относятся: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности)[19].


К деловым качествам и организаторским способностям, по нашему мнению, относятся: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность), дисциплинированность, исполнительность, умение четко определить цель и поставить задачу, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив и повести его за собой; умение контролировать деятельность подчиненных; способность и стремление оперативно принимать решения; способность и стремление объективно анализировать и оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий подход к порученному делу; умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет[20].

В группу коммуникативных качеств включено умение руководителя устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение выступать публично.

К профессиональным знаниям, которыми должен владеть современный руководитель мы относим: знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.); применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с документацией[21].

Все личностные качества руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля руководства обусловлен множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам можно отнести такие как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, социально психологический климат в коллективе и др.

К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений, знаний, опыт, убеждения.

Как показывает анализ литературных данных, под стилем руководства некоторые авторы (Зотова О. Ю.[22] и др.) понимают комплекс приемов, методов и способов руководства, что представляется довольно узким пониманием. Другие авторы (Лавриненко В.Н.[23] и др.) считают, что к числу характеристик стиля руководства можно отнести лишь те, которые непосредственно отражают особенности взаимодействия руководителя, как со всем коллективом, так и с отдельными работниками. Так, А.А. Русалинова определяет стиль руководства «как стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя». В психологическом смысле - межличностного взаимодействия, в системе отношений «руководитель - подчиненный», данное понимание кажется более точным. В современной литературе по управлению стиль руководства рассматривается с различных точек зрения, основываясь в основном, на предложенных немецким ученым К. Левиным подходов. Он предложил три разновидности стиля, которые соответственно обозначил как авторитарный демократический и нейтральный (по иному - анархический, либеральный).


Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль руководства: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический (или коллективный) стиль руководства: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей[24].

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы[25].

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Результативность того или иного стиля управления определяется конкретными условиями деятельности руководителя, которые, как правило, изменчивы - переход к авторитарному стилю оправдан лишь при неблагоприятных условиях выполнения задач, в других случаях, более продуктивным является демократический стиль, наименее эффективным является либеральный (попустительский) стиль.

Таким образом, руководитель, который желает работать эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации, для конкретного коллектива и задач, стоящих перед ним.


1.3. Гендерные аспекты психологического портрета женщины-руководителя

Одной из значимых и актуальных проблем сравнительных исследований в гендерной психологии лидерства на протяжении последних десятилетий является вопрос о соотношении мужских и женских качеств и черт в управлении, позволяющем сделать управленческую деятельность эффективной. Исследователи утверждают, что повышенная, в сравнении с мужской, женская эмоциональность выступает скорее негативным фактором эффективного руководства, но ее пре-одоление способствует значительному повышению эффективности женского руководства в сравнении с мужским. Отмечается, что, женщины-руководители более реалистичны и по-деловому настроены, им свойственны высокая мотивация достижения, стрессоустойчивость и готовность много работать. Реализовав эти преимущества, женщина-лидер часто становится успешным руководителем. Я. Щепаньский считает, что женщина становится более успешным руководителем за счет наличия у нее интуиции, более тонкого, в сравнении с мужским, социального интеллекта и чуткости в отношениях с подчиненными и партнерами[26]. Дж. Зенгер и Дж. Фолкман провели сравнительный анализ природы женского и мужского лидерства. Ими выявлен ряд компетенций, наличие которых позволяет значительно повысить эффективность лидерства как у мужчин, так и у женщин; определены наиболее важные качества, которые обеспечивают женщинам конкурентные преимущества[27]. Среди таких качеств - инициативность, саморазвитие, ориентация на результат и другие, менее характерные для мужчин по сравнению с женщинами. Схожие результаты получены в исследовании О.В. Котомановой: мужчинам-лидерам в большей степени свойственно развивать стратегическое мышление, женщинам - тактическое и интуитивное, но от этого женский стиль руководства не является менее эффективным - он лишь является другим[28].

В современной российской психологии управления личностные особенности женщин-руководителей изучаются в русле зарубежных теорий и нередко просто дублируют результаты зарубежных исследований. Отечественными авторами предпринята попытка создать психофизиологический и социально-психологический портреты женщины-руководителя. Так, Ж.А. Аппоева на основе анализа отдельных исследований делает вывод о наличии существенных психофизиологических преимуществ женщины-руководителя, что обусловлено большей степенью стрессоустойчивости женщин, возможностей личностной мобилизации[29].