Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя
1.1. Изучение способностей руководителя в отечественной психологии
1.2. Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем управления
1.3. Гендерные аспекты психологического портрета женщины-руководителя
2. Исследование социально-психологического портрета современного руководителя
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Социально-психологические условия развития лидерских качеств руководителя
Для дифференциации руководителей по опыту управления мы разделили их на 2 группы в зависимости от управленческого стажа. Для дифференциации руководителей по масштабу управления мы разделили их на 2 группы в зависимости от количества человек в их подчинении.
Для проверки формы распределения данных выборки использовался тест Колмогорова-Смирнова. По результатам проверки данных, выборка распределена по нормальному закону. Для оценки установки руководителей на личную ответственность и активность в управленческой деятельности, была использована методика Дж. Роттера «УСК». Анализ полученных данных с помощью Т-критерия для независимых выборок позволил сделать вывод о том, что две группы руководителей статистически значимо не различаются между собой по всем четырем показателям интернальности, поскольку 2-х сторонняя значимость получилась более 0,05 (р > 0,05). Анализ полученных данных с помощью Т-критерия для независимых выборок позволил сделать вывод о том, что две группы руководителей статистически значимо различаются между собой по показателям «доброжелательность» (значимость 0,019, p < 0,05) и «открытость опыту» (значимость 0,010, p < 0,05). Важно заметить, что у руководителей с управленческим стажем более 10 лет значения показателей «доброжелательность» и «открытость опыту» более высокие, чем у руководителей с управленческим стажем менее 5 лет. Это говорит о том, что руководители со значительным стажем в управлении проявляют больший интерес к различным сторонам жизни, чаще доверяют своей интуиции и чувствам. Такие руководители чуть более экспрессивны и эмоциональны, чем руководители с небольшим управленческим стажем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что руководители с различным масштабом управления (количеством человек в подчинении) статистически значимо не различаются по управленческим установками (уровню субъективного контроля, делегированию полномочий) и личностным чертам[40].
На следующем этапе исследования была проведена оценка различий между двумя группами руководителей в зависимости от стиля руководства по управленческим установками (уровню субъективного контроля, делегированию полномочий) и личностным характеристикам с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для исследования все респонденты были разделены на две группы в зависимости от стиля руководства:
- группа 1 - руководители, ориентированные на выполнение задания (24 человека);
- группа 2 - руководители, ориентированные на установление отношений (14 человек).
Руководители со смешанным стилем руководства (23 человека) в отдельную группу для исследования не выделялись. Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни для двух выборок руководителей со стилем руководства, ориентированным на установление отношений и стилем руководства, ориентированным на выполнение задания по пяти переменным личностных черт: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональность и открытость. Анализ полученных данных с помощью Т-критерия для независимых выборок позволил сделать вывод о том, что две группы руководителей статистически значимо не различаются между собой по всем пяти показателям личностных характеристик, так как 2-х сторонняя значимость по всем показателям составила более 0,05 (р > 0,05). Анализ полученных данных с помощью Т-критерия для независимых выборок позволил сделать вывод о том, что две группы руководителей статистически значимо не различаются между собой по показателям делегирование полномочий и стиль управления, поскольку 2-х сторонняя значимость получилась более 0,05 (р > 0,05).
Таким образом, по результатам анализа можно сделать следующие выводы:
- большинство руководителей исследуемой выборки (80,3 %) склонны делегировать полномочия своим подчиненным и имеют положительную установку на отношение к персоналу организации.
- у руководителей с разными стилями руководства не выявлены различия по управленческим установкам (уровню субъективного контроля, отношению к персоналу).
- управленческие установки руководителей на ответственность, активность и отношение к персоналу не существенно изменяются от опыта управленческой деятельности и масштаба управления.
- между женщинами руководителями и мужчинами руководителями не выявлено статистически значимых различий по личностным чертам, уровню субъективного контроля, делегированию полномочий и стилю управления.
Обнаружены различия по личностным чертам у групп руководителей с управленческим стажем менее 5 лет и более 10 лет. Так, руководители, имеющие управленческий стаж менее 5 лет отличаются по показателям «доброжелательность» и «открытость опыту» от руководителей с управленческим стажем более 10 лет.
2.3. Социально-психологические условия развития лидерских качеств руководителя
К условиям развития лидерских качеств руководителя относятся: а) индивидуально-психологические (процесс социализации личности руководителя); б) групповые (организация совместной деятельности).
Под лидерством понимается устойчивая совокупность конкретных принципов, методов, приёмов и норм работы руководителя, характеризующая его подход к руководству коллективом и линию его поведения в возникающих при этом ситуациях.
Социально-психологические условия развития лидерских качеств руководителя
1. Личность.
Для того, чтобы стать лидером, очень важно, в первую очередь, понимать себя, узнавать себя и быть самим собой. Осмысление себя становится основанием для понимания личной ценности, а также позитивной самооценки. А это укрепляет и создаёт уверенность[41].
Чем лучше мы знаем себя, тем уверенней проявляемся среди окружающих нас людей и можем вести за собой. Большинство умирает, даже не подозревая, кем они на самом деле являются. Мы созданы абсолютно уникальными, с набором только нам присущих качеств, особенностей, склонностей, способностей. Чем полнее мы это реализуем, тем ярче наша личность выделяется на фоне большинства, позволяя нам привлекать к себе интерес и вести за собой людей, оказывая на них влияние.
2. Истинность.
Истинное лидерство всегда базируется на ценностях и убеждениях, заложенных в нас. Личный кодекс моральных стандартов и принципов формирует и защищает человека на пути к новым целям и реализации своего видения, давая моральные права на авторитет в группе людей. Наличие в системе убеждений человека общечеловеческих ценностей и ценностей, принятых в обществе, искренняя вера в них, а также следование им в выбранной стратегии являются надёжной внутренней защитой от критики и осуждения со стороны окружающих.
3. Достижения
Только тот, кто достигает конкретных результатов, получает опыт. Лидер идёт впереди и первым получает опыт. Именно он может обогатить опытом идущих за ним людей. Лидер увлекает за собой и укрепляет доверие к себе только при условии наличия у него достижений и результатов. Важно и умение эти достижения замечать и награждать себя за них. Обесценивая свои достижения или достижения окружающих его людей, лидер ослабляет свои позиции, лишая себя и остальных ресурсов для движения дальше.
4. Естественность.
Лидер идёт первым, является ведущим для других, часто примером, пользуется большим, признанным авторитетом и обладает влиянием. Это создаёт огромную нагрузку и напряжение. За лидером закреплено право принимать ответственные решения в значимых для группы людей ситуациях[42].
5. Развитие.
Только находясь в постоянном развитии, лидер может поддерживать своё влияние и авторитет. Он обучает своих последователей, делится с ними своими знаниями, опытом и компетенциями, развиваясь в процессе сам. Постепенно уступая свои позиции другим для того, чтобы самому двигаться на шаг впереди.
6. Самодисциплина.
Полноценное лидерство невозможно без принципов самодисциплины. Выигрывает тот, у кого меньше жалости к себе. Лидеры планируют собственные цели и задачи, формируют условия для их достижения, умеют поддерживать свою мотивацию, контролируют собственные решения, координируют согласованность между своими целями и возможностями команды. Это требует наивысшей самодисциплины.
7. Терпение.
Лидер обладает определённой сферой влияния. И это накладывает на него дополнительную ответственность. Умение объединить людей для достижения общей цели подразумевает наличие такого качества, как терпение. Лидер отмечает особенности людей и их способности, умеет видеть сильные стороны и учитывать слабые зоны тех, кто входит в его команду.
8. Видение.
Лидерство невозможно без видения. Мысленные образы желаемых будущих целей называются видением. Когда эти образы ярче, интереснее и привлекательнее того, что уже есть сейчас, тогда становится возможным движение вперёд. Полноценного развития без видения не бывает, поскольку именно видение определяет, в каком направлении двигаться дальше.
9. Обучение.
Чем раньше человек, претендующий на роль лидера, поймёт важность наставничества и обучения людей, тем скорее он сможет осуществить в реальности то, что вчера было ещё только видением. Чем выше уровень команды, тем более значительные цели она может осуществить. Чем больше ресурсов лидер вкладывает в обучение и развитие себя и своих последователей, тем устойчивее позиции этой команды, тем она конкурентоспособнее, быстрее адаптируется к разнообразным обстоятельствам и обладает способностью гибко реагировать на изменение окружающих условий.
Для реализации поставленных перед организацией задач руководитель должен иметь определённые личностные и профессиональные качества.
Руководитель должен быть личностью с большой буквы, вызывать к себе уважение, иметь харизму, быть не только формальным, то и неформальным лидером. Руководитель должен быть уверен в себе, в своих действиях, только тогда его распоряжения будут восприниматься коллективом. Неуверенность руководителя сразу передаётся подчинённым, что приводит к снижению эффективности их работы.
Руководитель должен уметь контролировать свои эмоции, быть невозмутимым и уравновешенным. Неуравновешенный руководитель не будет пользоваться в коллективе должным авторитетом.
Руководитель должен обладать способностью к решению творческих задач, обладать креативностью мышления. К обязательным качествам руководителя следует также отнести энергичность, допустимый риск и предприимчивость. Выполнение своих обещаний, надёжность и ответственность — эти качества характеризуют руководителя только с лучшей стороны. Подчинённые должны видеть, что их руководитель принимает самостоятельные и независимые решения, и они не должны быть зависимы от давления вышестоящего руководства[43].
Руководителю необходимо понимать, что именно он несёт личную ответственность за состояние дел в своей организации, в своём подразделении. Он не должен винить всевозможные обстоятельства и тем более своих подчинённых. Настойчивость и упорство, решительность в достижении поставленных целей — одни из крайне важных качеств руководителя. Но упорство не должно смешиваться с упрямством, которое будет несомненным минусом авторитету руководителю.
В процессе общения с коллективом руководителю организации необходимо выбирать оптимальные способы общения, как в межличностных, так и деловых ситуациях, поддерживать мнение сотрудников о том, что работа каждого вносит в совместную деятельность неоценимый вклад. По достоинству оценивать своих подчинённых, не забывая при этом и материальное стимулирование. Показывать пример в быту и на работе, всё это способствует поднятию личного авторитета руководителя в глазах подчинённых, а также мотивации сотрудников.
Стремление к реализации поставленных целей и чёткое планирование своей деятельности являются одной из первостепенных задач современного руководжителя. Возможно, достигнутое будет иметь совершенно иные черты, но руководитель должен точно знать, чего он хочет. Знание необходимо руководителю чтобы планировать способы достижения цели. Наличие знания даёт необходимую уверенность в том, что намеченные цели выбраны правильно. Руководителю нужно постоянно совершенствоваться, искоренять свои недостатки и всё больше развивать качества настоящего лидера.
Руководитель должен анализировать и продумывать всё до мелочей, вникать во все тонкости деятельности своих подчинённых. Быстро решать возникающие проблемы, независимо от того, как сильно он занят. Уметь плодотворно работать не только самому, но и эффективно организовать работу своих заместителей, тогда у руководителя всегда будет время для оперативного решения неотложных вопросов[44]. Наличие таких качеств позволит ему эффективно заниматься управленческой деятельностью и вести коллектив за собой как настоящий лидер.