Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя
1.1. Изучение способностей руководителя в отечественной психологии
1.2. Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем управления
1.3. Гендерные аспекты психологического портрета женщины-руководителя
2. Исследование социально-психологического портрета современного руководителя
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Социально-психологические условия развития лидерских качеств руководителя
От того, как руководитель выстраивает свои отношения с коллективом, зависит эффективность работы организации. Правильно выстроенные производственные отношения, построенные на сотрудничестве и доверии, создание атмосферы взаимопонимания позволят эффективно реализовать цели и задачи организации. Руководитель не должен плохо думать о людях, иначе руководить коллективом будет очень трудно. Подчинённые должны чувствовать заботу и доброту в каждом слове или действии руководителя. Самое лучшее, когда подчинённые воспринимают свой коллектив второй семьёй, а своего руководителя воспринимают как родного отца[45].
Необходимо приучать подчинённых к ответственности. Инициировать проявление у сотрудников инициативы. Если подчинённый допустил ошибку, то можно направить его на обучение или стажировку. Если он снова допустил ошибку в работе, тогда нужно найти ему замену. Руководитель должен уметь правильно распределять задания между подчинёнными с точной постановкой задач. Необходимо распределить нагрузку на сотрудников так, чтобы никто не перетрудился и не бездельничал.
Нельзя требовать от подчинённых того, что не входит в их служебные полномочия. Принципиально относиться к сотрудникам, халатно исполняющим свои должностные обязанности. Наличие таких людей на предприятии снижает эффективность работы и пагубно влияет на окружающих, расхолаживая их. В отношении таких людей нужно принимать жёсткие меры вплоть до исключения их из коллектива.
Руководитель в отношениях с подчинёнными должен держать дистанцию и не заниматься панибратством. В коллективе руководитель должен иметь безупречный авторитет. При постановке подчинённому нескольких задач необходимо выстроить их в определённом порядке. Каждая задача должна при этом иметь чёткие сроки исполнения и конкретную форму отчёта.
Руководителю для эффективной работы с подчинёнными необходимо организовать систему обратной связи. Оценивать работу подчинённых посредством одобрения или неодобрения. Это будет стимулировать коллектив возможно даже сильнее материального стимула.
Современный мир развивается очень быстро. Для успешного развития организации руководитель не должен забывать об обучении своих подчинённых. Использовать для обучения тренинги, семинары. Всё это повысит личностный уровень подчинённых и будет способствовать развитию организации. Руководителю необходимо сформировать в коллективе сплочённую команду профессионалов, способную решать сложные задачи оперативно и эффективно. В команде быстрее находится общий язык для решения проблем. Для ощущения команды желательно устраивать корпоративные вечера, общие выезды на природу где можно поделиться новостями в семье, обсудить современную политическую ситуацию, что очень важно для ощущения командного духа.
При возникновении вакансии в коллективе не нужно пытаться взять человека только ради того, чтобы заполнить место. Руководитель должен подбирать себе единомышленников. Нужно дать шанс кандидату показать себя, для этого необходимо назначить ему испытательный срок. Ведь он должен стать членом команды[46].
Руководитель должен понимать, что качества лидера являются неотъемлемой его чертой. Людям нужен не просто управленец, а лидер с большой буквы, который способен стать вдохновителем их трудовых побед, который будет вызывать у них желание работать максимально эффективно с большой самоотдачей.
Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей, при этом разные авторы выделяю разные стили управления, однако единая классификация стилей управления отсутствует.
Большинство авторов выделяют авторитарный, демократический, либеральный и смешанный стили управления. Наиболее неблагоприятно сказывается на психологическом климате авторитарный стиль управления, при котором руководитель решает все вопросы самостоятельно, не считая необходимым учитывать мнение и рекомендации коллектива. Выбор руководителем демократического стиля управления способствует поддержанию положительного психологического климата в коллективе, так как руководитель не проявляет своего превосходства над подчинёнными, а ведёт себя как равноправный член коллектива. Либеральный стиль управления формирует неустойчивый психологический климат в коллективе, так как руководитель при принятии управленческих решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп коллектива, управленческие решения принимаются коллективно, при этом сам руководитель не имеет сильной воли, цели[47]. Если руководитель владеет разными стилями управления, умеет их гибко применять в зависимости от ситуации, то есть применяет смешанный стиль управления, формируя при этом свой индивидуальный стиль, то это благоприятно сказывается на психологическом климате коллектива. Если же руководитель переходит с одного стиля управления на другой без учёта конкретных ситуаций, а в силу своих личных качеств, то это неблагоприятно влияет на психологический климат коллектива.
Различные авторы дают разные определения типологии стиля руководства, так, например, Мак-Грегор разработал две модели руководителей — X и Y. В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, руководитель модели Y обладает прямо противоположными чертами. И. Ниномийя предлагает классификацию стилей руководства: патриарх, птица страус, индивидуалист, педант, политик, посредник. Другие авторы — В. Врум и П. Йетон различают пять стилей: от авторитарно-консультативного до полного участия подчинённых в управлении.
Деятельность руководителей по улучшению условий формирования психологического климата может осуществляться по нескольким направлениям, в зависимости от отрицательно влияющих на коллектив факторов.
Выбор руководителем оптимального стиля руководства. Каждый стиль управления имеет свои преимущества и недостатки, всё определяется конкретной производственной ситуацией; особенностями организации; той стадией жизненного цикла, на которой находится организация; теми целями и задачами, которые стоят перед коллективом; корпоративной культурой организации; существующими отношениями в коллективе; составом коллектива (по полу, по возрасту, по стажу работы в организации и т.п.); личными особенностями членов коллектива и т.п.
В связи с вышеизложенным Г. Бураканова вводит понятие индивидуально-ситуативного стиля управления.
Контроль социально-психологических характеристик коллектива. Результатом данного фактора, влияющего на благоприятный климат коллектива является взаимная симпатия друг к другу членов коллектива, объединённых по принципу взаимодополняемости.
Улучшение условий труда. Одним из факторов, влияющих на улучшение психологического климата, являются условия труда, поскольку они формируют отношение к работе и имеют своё влияние на итоговый результат работы подчинённых.
Руководитель в процессе своей деятельности не должен ограничиваться каким-либо одним стилем руководства, так как в различных ситуациях все стили могут быть полезны, формируя благоприятный психологический климат в организации. В этом и заключается эффективное руководство.
В перспективе наших дальнейших исследований предполагается исследование процесса совершенствования взаимоотношений в коллективе с целью улучшения социально-психологических факторов для успешного формирования лидерских качеств руководителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ многочисленных работ в области исследования социально-психологического портрета показал, что чаще авторами для психологической характеристики применяется понятие «способность к деятельности руководителя».
Анализ теоретических подходов к характеристике социального-психологического портрета позволил выделить две группы способностей: общеорганизаторских и интегральных.
В рамках изучения взаимосвязи психологических качеств руководителя со стилем управления выделены групп качеств, которыми обязательно должен обладать руководитель: общечеловеческие качества, психофизиологические качества, деловые качества и организаторские способности, коммуникативные качества, профессиональные знания.
Выбор того или иного стиля руководства обусловлен множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам можно отнести такие как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, социально психологический климат в коллективе и др.
К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы, свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений, знаний, опыт, убеждения.
Исследование социально-психологического портрета современного руководителя позволило прийти к следующим результатам: большинство руководителей исследуемой выборки (80,3 %) склонны делегировать полномочия своим подчиненным и имеют положительную установку на отношение к персоналу организации; у руководителей с разными стилями руководства не выявлены различия по управленческим установкам (уровню субъективного контроля, отношению к персоналу); управленческие установки руководителей на ответственность, активность и отношение к персоналу не существенно изменяются от опыта управленческой деятельности и масштаба управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аппоева Ж.А. Женщина-руководитель - закономерность развития бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 22-1. - С.225-227.
- Блашенкова В.С. Как управлять женщинами. Практическое руководство для менеджера. - М.: Добрая книга, 2013. - 278 с.
- Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчинённым // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2014. —№ 27 (3). — С. 108-112.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2016. - 224 с.
- Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Корпоративный менеджмент. – 2014. - № 2. – С. 56.
- Деркач А.А. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. - М., 2014. – 288 с.
- Женщина-лидер в российском бизнесе: 2017. URL: http://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/assets/woman-leader-in-russian-business-pwc.pdf (дата обращения: 20.10.2018).
- Зенгер, Дж. Правда ли, что женщины руководители лучше мужчин // Педагогика и психология. – 2013. - №. 2. – С. 6.
- Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. д-ра психол. наук. – Защищена 14.03.2012. – М., 2011. – 322 с.
- Капранова, М.В. Психологические особенности профессиональной карьеры женщин-руководителей бизнес-структур // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - №3 (12). - С. 92-101.
- Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного неравенства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 243-248.
- Куроедова Е.О. Психологические особенности успешной женщины-руководителя // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 94-98.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. - М.: Изд-во «Юнити», 2012. - 415 с.
- Максимцов М.М. Менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 2013. – 544 с.
- Моисеева Е.А. Психологическая характеристика руководителя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 3. - С.51-56.
- Ососков В.П., Перелыгина Е.Б., Фадеев В.В. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора // Мир психологии. - 2014. -№ 4. – С. 34.
- Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с.
- Погадаева А.В. Психологические особенности женщины-руководителя / А.В. Погадаева // Ямальский вестник. - 2016.- № 3 (8). - С. 90-95.
- Птуха Н.И., Краснобаева И.А., Кушнирык В.В. Роль личностного потенциала руководителя в формировании стиля управленческой деятельности руководителя // Сервис в России и за рубежом. — 2013. — № 1. — С. 195-206.
- Розанова В.А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2014. - 384 с.
- Социология и психология управления / Ю. Н. Аксененко, В. Н. Каспарян. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - 206 с.
- Чирикова А.Е. Женщина-руководитель во власти и бизнесе: социально-психологический портрет // Политекс. - 2013. - № 1. - С. 142-162.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа, 2013. - 368 с.
- Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131-135.
- Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. - М.ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
-
Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М, 2016. - 224 с. ↑
-
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с. ↑
-
Моисеева Е.А. Психологическая характеристика руководителя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 3. - С.51-56. ↑
-
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с. ↑
-
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с. ↑
-
Птуха Н.И., Краснобаева И.А., Кушнирык В.В. Роль личностного потенциала руководителя в формировании стиля управленческой деятельности руководителя // Сервис в России и за рубежом. — 2013. — № 1. — С. 195-206. ↑
-
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с. ↑
-
Социология и психология управления / Ю. Н. Аксененко, В. Н. Каспарян. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - 206 с. ↑
-
Розанова В.А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2014. - 384 с. ↑
-
Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131-135. ↑
-
Деркач А.А. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. - М., 2014. – 288 с. ↑
-
Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчинённым // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2014. —№ 27 (3). — С. 108-112. ↑
-
Деркач А.А. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. - М., 2014. – 288 с. ↑
-
Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Корпоративный менеджмент. – 2014. - № 2. – С. 56. ↑
-
Моисеева Е.А. Психологическая характеристика руководителя // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 3. - С.51-56. ↑
-
Деркач А.А. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. - М., 2014. – 288 с. ↑
-
Птуха Н.И., Краснобаева И.А., Кушнирык В.В. Роль личностного потенциала руководителя в формировании стиля управленческой деятельности руководителя // Сервис в России и за рубежом. — 2013. — № 1. — С. 195-206. ↑
-
Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131-135. ↑
-
Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. - М.ИНФРА-М, 2013. - 240 с. ↑
-
Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчинённым // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2014. —№ 27 (3). — С. 108-112. ↑
-
Деркач А.А. Социальная психология и акмеология: формирование имиджа. - М., 2014. – 288 с. ↑
-
Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. д-ра психол. наук. – Защищена 14.03.2012. – М., 2011. – 322 с. ↑
-
Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. - М.: Изд-во «Юнити», 2012. - 415 с. ↑
-
Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Корпоративный менеджмент. – 2014. - № 2. – С. 56. ↑
-
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.ИНФРА-М, 2013. – 287 с. ↑
-
Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. - М.ИНФРА-М, 2013. - 240 с. ↑
-
Зенгер, Дж. Правда ли, что женщины руководители лучше мужчин // Педагогика и психология. – 2013. - №. 2. – С. 6. ↑
-
Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного неравенства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 243-248. ↑
-
Аппоева Ж.А. Женщина-руководитель - закономерность развития бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 22-1. - С.225-227. ↑
-
Чирикова А.Е. Женщина-руководитель во власти и бизнесе: социально-психологический портрет // Политекс. - 2013. - № 1. - С. 142-162. ↑
-
Капранова, М.В. Психологические особенности профессиональной карьеры женщин-руководителей бизнес-структур // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - №3 (12). - С. 92-101. ↑
-
Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного неравенства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 243-248. ↑
-
Женщина-лидер в российском бизнесе: 2017. URL: http://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/assets/woman-leader-in-russian-business-pwc.pdf (дата обращения: 20.10.2018). ↑
-
Погадаева А.В. Психологические особенности женщины-руководителя / А.В. Погадаева // Ямальский вестник. - 2016.- № 3 (8). - С. 90-95. ↑
-
Блашенкова В.С. Как управлять женщинами. Практическое руководство для менеджера. - М.: Добрая книга, 2013. - 278 с. ↑
-
Куроедова Е.О. Психологические особенности успешной женщины-руководителя // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 94-98. ↑
-
Ососков В.П., Перелыгина Е.Б., Фадеев В.В. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора // Мир психологии. - 2014. -№ 4. – С. 34. ↑
-
Птуха Н.И., Краснобаева И.А., Кушнирык В.В. Роль личностного потенциала руководителя в формировании стиля управленческой деятельности руководителя // Сервис в России и за рубежом. — 2013. — № 1. — С. 195-206. ↑
-
Розанова В.А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2014. - 384 с. ↑
-
Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131-135. ↑
-
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа, 2013. - 368 с. ↑
-
Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131-135. ↑
-
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа, 2013. - 368 с. ↑
-
Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Корпоративный менеджмент. – 2014. - № 2. – С. 56. ↑
-
Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. д-ра психол. наук. – Защищена 14.03.2012. – М., 2011. – 322 с. ↑
-
Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчинённым // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2014. —№ 27 (3). — С. 108-112. ↑
-
Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: дис. д-ра психол. наук. – Защищена 14.03.2012. – М., 2011. – 322 с. ↑