Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы руководства и формирования профессионализма современных руководителей исследуются в психологии управления на протяжении многих десятилетий, начиная с 20 годов XX. Исследование индивидуальных особенностей личности современных руководителей, стилей руководства, управленческих установок имеет огромное значение для психологии управления. Успех и эффективность работы любой современной организации, напрямую связаны с профессионализмом руководителя, который ее возглавляет, а также с умением и способностями руководителя управлять своими подчиненными. Обстоятельно изученными являются проблемы способов выявления деловых качеств сотрудников, значимости профессиональной компетентности и путей ее формирования. При этом сама суть профессионализма как явления исследована недостаточно полно и точно. Не диагностируется должным образом состояние развитости профессионализма руководителей, недостаточно исследована система факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие профессионализма руководителей, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является исследование социально-психологического портрета современного руководителя.

Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:

- изучить способности руководителя в отечественной психологии;

- рассмотреть взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем управления;

- выделить гендерные аспекты психологического портрета женщины-руководителя;

- исследовать социально-психологический портрет современного руководителя;

- выделить социально-психологические условия развития лидерских качеств руководителя.

Объектом исследования в работе является образ современного руководителя.

Предметом исследования в работе выступают социально-психологические характеристики портрета современного руководителя.

Методологическую основу данного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя.

Практическая значимость работы состоит в выработке социально-психологических условий развития лидерских качеств руководителя.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.


1. Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя

1.1. Изучение способностей руководителя в отечественной психологии

Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие «способности к управленческому лидерству» практически не используется. Наиболее часто употребляются разнообразные вариации понятия «способность к деятельности руководителя».

Бороздина Г.В., исследуя способности к деятельности руководителя, определила опорные качества, на базе которых могут развиваться другие профессиональные качества руководителей. Опорными качествами или факторами развития, по его мнению, являются: убежденность, способность к обучению, душевность (внимательность к людям, знание их нужд и т. п.), организаторские способности[1].

Перелыгина Е.Б. предложила понятие «общеорганизаторские способности», которые представляют собой сложное психологическое образование. Ее трактовка понятия «способности к руководству», как считают большинство отечественных психологов, является наиболее полной. Общеорганизаторские способности объединены в семь групп, каждая из которых включает свойства личности, относящие к интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной и коммуникативной сферам[2]. Структура общеорганизаторских способностей представлена в работе Перелыгиной Е.Б. следующим образом:

1. Психологическая избирательность:

- повторяющиеся факты быстрого и точного, а часто невербализованного, неосознанного отражения психологических особенностей состояния других людей;

- сопереживание человеком того, что переживают, чувствуют другие, своего рода эмоциональная синхронность;

- высокая чувствительность и восприимчивость к описанию психологических качеств других людей;

- возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и краткость словесных их «фотографий» (портретов)[3];

- преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека и избирательность общительности;

- избирательно-психологическая память и наблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, беседах, в решении организаторских задач;


- склонность к психологическому анализу, объяснению поведения других людей и своего собственного;

- способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека[4].

2. Практический психологический ум:

- адекватное распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей;

- быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знаний людей;

- находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;

- способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности, найти пути и способы заинтересовать людей делом;

- учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при их группировке для выполнения коллективной деятельности.

3. Психологический такт:

- чувство меры и граней во взаимоотношениях и взаимодействии с людьми;

- речевая адаптация к разным людям, отсутствие «речевого шаблона» и грубого приспособленчества, речевая находчивость при первом знакомстве;

- индивидуализация общения с людьми в зависимости от их устойчивых индивидуально-психологических особенностей;

- учёт внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения индивидов друг с другом;

- чувство справедливости, объективности подхода к подчиненным, способность показать и доказать эту объективность[5].

4. Общественная энергичность:

- эмоциональное речевое воздействие проявляется в различных эмоциональных формах речи - в акцентном членении фразы, интонации, ударениях, паузах;

- волевое побуждение проявляется в речевой, мимической и пантомимической форме;

- способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, способность передать это отношение;

- логическая убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность как в речевой форме, так и практической деятельностью;

- уверенность в своих силах, большая вера в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;

- способность правильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, пойти на риск.

5. Требовательность:

- смелость предъявления требований;

- постоянство предъявления требований;

- гибкость их предъявления в зависимости от конкретной обстановки;

- самостоятельность требований;

- категоричность требований;


- разнообразие форм их выражения;

- индивидуализация требований в зависимости от психологических особенностей людей[6].

6. Критичность:

- критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки;

- самостоятельность критичности;

- прямота и смелость критичности;

- глубина и существенность критических замечаний.

7. Склонность к организаторской деятельности:

- спонтанное самостоятельное включение в организаторскую деятельность;

- принятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей;

- потребность в осуществлении организаторской деятельности;

- естественность включения в эту деятельность;

- неутомимость в организаторской работе;

- эмоционально позитивное самочувствие при ее выполнении;

- способность увидеть необходимость в организаторской деятельности в обстоятельствах, зримо ее не требующих[7].

Существует и очень узкая трактовка способностей к руководству организацией. В этом случае способности отождествляются только с интеллектуальными качествами. В зарубежной психологии психологическое содержание и измерение лидерской одарённости основываются на уже рассмотренных нами концепциях «социального интеллекта», «практического интеллекта», «эмоционального интеллекта».

В связи с так называемым интеллектуальным подходом применительно к рассмотрению лидерской одарённости особого внимания заслуживает исследование Аксененко Ю. Н. феномена «ум полководца»[8].

Необходимо отметить, что в большинстве отечественных концепций раскрывается психологическое содержание не лидерской одарённости, а описывается совокупность индивидуально-психологических свойств, которые можно рассматривать как специфический компонент одарённости к разнообразным формам управленческой деятельности. За рубежом выделяются такие её разновидности, как «социальная одарённость», «лидерская одарённость»[9].

Социальную одарённость чаще определяют как сочетание способностей устанавливать контакты, активно взаимодействовать с разными людьми, успешно влиять на них, организуя совместную деятельность. Концепт «социальная одарённость» тесно пересекается с понятием «социальный интеллект» и охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления конструктивного взаимоотношения с другими людьми, а также с высоким качеством межличностных отношений, что проявляется в сопереживании, понимании других людей[10].


Лидерская одарённость проявляется во влиянии на людей, в способности лидера побуждать других следовать за ним, в активизации членов группы к совместной деятельности. Наиболее ярко лидерская одарённость присуща харизматической личности.

Существует весьма широкая трактовка понятия «способности к деятельности руководителя». Например, А. А. Деркач, используя понятие «управленческие способности», включает в эти способности и биографические, и профессиональные качества. Кроме того, к «управленческим способностям» А.А. Деркач относит общие, интегральные и специальные способности. Обосновывая структуру управленческих способностей, он исходит из особенностей управленческой деятельности, которая имеет три основных «измерения»: собственно деятельностное, кадровое, производственно-технологическое. В связи с этим в процессе управленческой деятельности руководитель должен быть способен обеспечить реализацию этих «измерений», а также согласовать их между собой[11].

При этом каждое измерение управленческой деятельности связано с особыми способностями. Первое требует развитых общеуправленческих навыков и способностей, умений эффективно соорганизовать совместную деятельность. Второе - личностное «измерение» - требует наличия качественно иных способностей, обеспечивающих эффективные межличностные взаимодействия, организацию и управление людьми. Третье - производственное «измерение» - предполагает наличие собственно профессиональных качеств руководителя - его специальных способностей. Кроме того, согласование этих трех «измерений» в процессе управления требует наличия еще одной категории способностей - координационного, общеорганизационного плана, которые опять-таки связаны с ведущими личностными качествами[12].

А. А. Деркач общую структуру управленческих способностей схематично представляет следующим образом (см. рисунок 1.1.):

Рисунок 1.1. - Психологическая структура управленческих способностей [13]

Рассматривая собственно управленческие способности, А.А. Деркач классифицирует их по двум критериям: деятельностно-функциональному и структурно-психологическому. В первом случае в основу выделения способностей кладется структура и содержание деятельности, а во втором - структура психики.

По первому критерию собственно управленческие способности также подразделяется на две группы.