Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.
Состояние законности в современной России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. По сути, она находится в глубоком затяжном кризисе. Законы не уважают и не соблюдают, даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм, переходящий во многих случаях в беспредел. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе, особенно в органах милиции, где само слово "законность" почти выпало из их служебного лексикона. В этих условиях кардинальное укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, мафиозно-теневой экономикой становится первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависит судьба многих других проблем.
Для ясности понятия и роли законности в условиях становления правовой основы гражданского общества и правового государства немаловажное значение имеет вопрос о субъектах законности.
Согласно традиционному пониманию законности в качестве ее субъектов права: государство и его органы, должностные лица, общественные организации, граждане. Под это подводиться тезис о том, что в государстве и обществе все субъекты права одинаково подчинены законам. Следовательно, пишет М.С.Строгович: «Законность едина, и она одинаково обязательна для всех - и для органов власти, и для граждан».[4] Для подкрепления такой позиции обращаются к ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», то есть данная конституционная норма обращена ко всем субъектам права из чего делается вывод, что указанные субъекты автоматически становятся и субъектами законности. Однако такая позиция не является однозначной, в юридической литературе встречаются и иные, достаточно аргументированные взгляды.
Еще Н.Г.Александров предлагал рассматривать законность в широком и узком смысле. В широком смысле речь идет о требовании соблюдения законов всеми субъектами права, а в узком - только должностными лицами, что означает практическое распространение законности только на деятельность государственного аппарата.[5]
В рамках обеспечения действительной законности только органы государства и их должностные лица, пользуясь своими властными полномочиями, в состоянии обеспечить полную реализацию предписаний законов и их норм, выявить правонарушителей и привлечь их легитимным образом к юридической ответственности, что не в состоянии осуществить граждане, будучи субъектами законности. Поэтому есть весомые основания согласиться с мнением Н.В.Витрука о том, что нарушение законов, совершаемые гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка в обществе и поэтому влекут за собой юридическую ответственность. Сказанное означает, что граждане объективно не могут быть субъектами законности, они могут лишь «участвовать в выявлении нарушений должностными лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и упрочению». К этому близка и позиция А.Ф.Черданцева, который пишет: «Состояние законности в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность».[6]
Таким образом, следует проводить различие относительно субъектов права и субъектов законности и к последним гражданам не относить. Законность как раз находится на переднем крае обеспечения, защиты, ораны законных прав и интересов человека и гражданина. Гражданин всякий раз апеллирует к соответствующим органам государства и к должностным лицам, когда имеет место посягательство на его права, свободы, интересы, поэтому он не может быть равнозначным субъектом законности, его нельзя ставить в один ряд с должностными лицами. Однако каждый гражданин адекватно уровню своего правосознания, правовой культуры, правового мышления в состоянии оказывать содействие в деле укрепления законности в важных сферах общественной жизни путем личного исполнения предписаний законов и юридических норм, соответствующего реагирования на правонарушения, совершаемые другими людьми, обращения в компетентные органы государства и к определенным должностным лицам по фактам нарушения законности и т.д.
Итак, наряду с традиционным пониманием законности, предпринимаются серьезные попытки по-новому сформировать определение законности, учесть новые особенности общественной жизни, связанные с движением общества к параметрам гражданского, с внедрением правовых законов в общественные отношения, с переломом в отношении к личности, которая вместе с принадлежащими ей правами и свободами признается высшей ценностью.
Н.В.Витрук определяет законность следующим образом: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального положения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».[7] В.Н.Кудрявцев отмечает: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящей в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».[8] По мнению А.С.Шабурова, рассматриваемая с самых широких позиций, законность представляет собой «комплексное политика – правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно – политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства». Законность – это «принцип государственной и общественной жизни, представляющий собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, коммерческими фирмами, должностными лицами, гражданами». В.С.Нерсесянц пишет: «Правовая законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права».[9]
Итак, правовая законность – это многогранное, комплексное правовое явление (состояние), предъявляющее требование к государству, его органам, должностным лицам, общественным объединениям и другим институциональным образованиям относительно точного и неуклонного соблюдения, исполнения и применения предписаний правовых законов с учетом приоритетных интересов и потребностей личности и гражданского общества.
Правовая законность – то ценностно-правовое состояние общественной жизни, которое предопределяет ее устройство и функционирование исключительно на правовых началах, опосредуемых преимущественно посредствам правовых законов.
Правовая законность раскрывает полностью свой внутренний потенциал в условиях зрелых отношений гражданского общества и состоявшегося правового государства. На стадии становления и развития указанных общественных явлений одновременно идет и процесс формирования той законности, которая постепенно обретает содержание и особенности правой законности. Уже на ранних стадиях формирования гражданского общества и правового государства законность выделяет ценностные аспекты права, стимулирует готовность законодателя работать над подготовкой и принятием правовых законов. Законность связана со всеми ценностными сторонами жизни, функционированием права, правовой системы. О.Ф.Скакун отмечает, что законность отражает правовой характер организации общественно – политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества.[10] Требования законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов (сфера правореализации).
Законность – непременная составляющая демократической общественной жизни, ориентированная обеспечению, реализации, удовлетворению насущных интересов и потребностей, намерений и устремлений членов общества, но исключительно на ценностно-правовой основе, усиливаемой функционированием законов, приближаемых к параметрам и свойствам правовых.
Функционирование законности строится на основополагающих принципах, раскрывающих ее сущность, содержание, место и роль в общественной жизни. К числу таких принципов относятся: обусловленность законности режимом подлинной демократии; верховенство конституции и федеральных (правовых) законов; всеобщность законности; единство понимания и применения законов на всей территории их действия; гарантированность права и свобод человека и гражданина; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неотвратимость ответственности за правонарушения.
Основные принципы законности
Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.
Принцип единства
Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней, прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской. Законность - "не земледелие".
Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности
В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.
Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Равно как и исходить из "здравого смысла", "особых обстоятельств", "скрытых полномочий", "духа и буквы" закона, "ради дела" и т.д. В свое время принималась в расчет, прежде всего, "революционная" или "классовая" целесообразность, позже - "социалистическая". Последствия известны.