Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации. "Исправлять" закон не может отдельно взятый гражданин или организация.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. "Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием".

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности и порядка, если бы каждый потенциальный злоумышленник ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать.

Но этого нет. Напротив, социологические опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: "Величайшим поощрением преступления является безнаказанность". Другой мыслитель прошлого - Ш.Л. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности". Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

Истины старые, но выводы из них делаются не всегда верные и своевременные. Даже общественное мнение придерживается взгляда, что главная причина преступности кроется в мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения в России и других странах выступают за сохранение смертной казни. В некоторых мусульманских государствах до сих пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жестокости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности за любое противоправное деяние.


Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не вправе, как уже говорилось, издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

К сожалению, в современной российской практике очень часто президентские указы, правительственные постановления, региональные акты не только противоречат законам, но нередко подменяют их или сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в надзаконные, что неизбежно сказывается на состоянии законности в стране. То же самое касается ведомственного правотворчества.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условия строительство правового государства в России может быть замедлено.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".


Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Обусловленность законности режимом подлинной демократии. Реальная законность складывается лишь в обществе с развитым демократическим институтам, ориентированным на обеспечение прав и свобод личности, равенства всех перед законом и судом, контроля над властно – государственными структурами. Вне демократического режима законность утрачивает свое истинное содержание и предназначение. Антидемократический режим может лишь формально, демагогически, фальшиво провозглашать, констатировать действие законности, но в действительности это будет означать попрание законности, прав и свобод личности, стремление создать ширму, прикрывающую произвол и вседозволенность правящих властных структур. Только в условиях демократии выдерживается устойчивый курс на становление гражданского общества и правового государства, а, следовательно, - и курс на реальную законность как основу прогрессивного демократического развития.

Верховенство Конституции и федеральных (правовых) законов. Этот принцип обеспечивает единое правовое пространство в масштабах всей Российской Федерации и тем самым единообразное действие законности. Речь идет об исключительности Конституции и федеральных законов, о подчиненности им всех иных нормативно – правовых актов и актов применения юридических норм. Конституция, будучи основным законом государства, обладает высшей юридической силой, господствует над всей массой нормативно – правовых актов. Являясь Конституцией демократического общества, взявшего курс на правовое государство, она является высшим правовым законом, опосредующим соответствующим образом и все федеральные законы. Именно такой характер Конституции является условием и предпосылкой того, что законодатель по мере успехов в становлении гражданского общества и правового государства будет насыщать правовую систему именно правовыми законами и тем самым придавать и самой законности состояние подлинно правовой, ценностной. В условиях правовой законности верховенство федерального закона проявляется не только в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, но и в функции «связывания» государственной власти правом, подчинения ее требованиям законности. Верховенство закона также означает, что в условиях действия правовой законности недопустимо какое бы то ни было нивелирование законов посредством подзаконных нормативно – правовых актов.


Всеобщность законности. Этот принцип означает, что все субъекты законности, прежде всего органы государства и должностные лица, без каких – либо исключений подвержены действию законов, в полной степени и на однозначной правовой основе подчинены их предписаниям и требованиям. Все субъекты законности в равной степени призваны соблюдать, исполнять и применять соответствующие нормы законов и в равной степени нести юридическую ответственность перед законом в связи с его нарушением. На непоколебимость этого принципа не влияют факторы социального, имущественного, должностного и иного положения представляя власти и управления, принадлежности к партии или к общественно – политическому движению. В свое время Цицерон справедливо утверждал, что «под действие закона должны подпадать все». К сожалению, в современной России этот принцип, явно относящийся к состоянию правовой законности, соблюдается далеко не всеми государственно- политическими деятелями, депутатами представительных органов, должностными лицами, да и правовая база в этом плане весьма несовершенна, она не соответствует условиям демократического общества, направленности к правовому государству. Следует согласиться с С.Н.Кожевниковым, который пишет, что недооценка принципа всеобщности законности препятствует развитию правовой государственности и формированию гражданского общества. Он пишет: «Назовем в этой связи также следующие негативные факторы: привилегии многих должностных лиц, факты коррумпированности отдельных структур механизма государства, должностных лиц, депутатский иммунитет, образование сомнительной структурой инстанции в виде «семьи», «семейного клана» и др.»[11]

Единство понимания и применения законов на все территории их действия. Конституция РФ и федеральные законы являются едиными для всей Российской Федерации и каждого ее субъекта. Поэтому не может быть никаких изъятий во всем пространстве их действия, никакие оговорки, исключения, ссылки на компетентные органы, факторы целесообразности здесь недопустимы. Законы предъявляют равные требования ко всем субъектам права и субъектам законности, находящимся в сфере пространственного действия соответствующих законов. Такое требование имеет важное значение относительно правоприменительной деятельности. Каждый правоприменительный субъект может использовать все многообразие поступков и форм деятельности, но в рамках требований законов и на основе сложившейся в условиях демократии законности.


Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Принятие демократической Конституции России и признание личности, ее прав и свобод в качестве высшей ценности придают особое значение такому аспекту правовой законности как гарантированность прав и свобод, принадлежащих индивиду. Указанный принцип обращен в первую очередь к компетентным государственным органам, которые и призваны декларативное закрепление прав и свобод человека и гражданина наполнить реальным содержанием, обеспечить их на практике, внедрить в общественную жизнь. Реальная российская действительность пока свидетельствует о том, что многие права личности не обеспечены действенным социальным и юридическими механизмами. Гражданам нередко приходится самим предпринимать определенные усилия, далеко не всегда легитимные, с тем, чтобы добиться реализации своих определенных прав. Это приводит к несанкционированным демонстрациям, к прикрытию транспортных магистралей, к захвату заложников в лице представителей власти, руководителей предприятий и т.д., что вносит элементы дисбаланса и деформации в общественные отношения, ведет к непредсказуемым последствиям и тем самым наносит вред всем конфликтующим сторонам. Сказанное означает, что между правами и свободами человека и гражданина, компетентными действиями органов государства и должностных лиц в этой сфере и законностью устанавливается естественная взаимосвязь. При этом законность сориентирована исключительно на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а степенью ее эффективности служит шкала реального обеспечения соответствующих прав и свобод.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Этот принцип означает, что целесообразность в общественной жизни, в поступках и деятельности индивидов никаким образом не должна противостоять законности, расходиться с ней. Закон (особенно правовой) не может отвергаться, игнорироваться, не исполняться только потому, что житейская целесообразность (индивидуальная, групповая, региональная, местная) кажется более выгодной, привлекательной, единственно правильной в данных условиях.[12] Дело в том, что законы (и в первую очередь правовые законы) сами исходят из многогранной жизненной целесообразности, в них по возможности учитываются все нюансы, тонкости общественной и индивидуальной жизни, хотя законодатель не в состоянии предусмотреть все многообразие общественных отношений, поэтому простор для нерегламентированной жизненной целесообразности, безусловно, остается, что и приводит не только к ее гармонии с законностью, но и к противостоянию с последней. В рамках действующего закона необходимо выбирать самую целесообразную жизненной ситуации позицию и тем самым ставить конкретное поведение в соответствие с действием законности. Презумпция целесообразности закона заключается в том, что законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены. Справедливо утверждение, что высшей целесообразностью обладает только правовой закон, поскольку он адресован самым жизненно важным интересам и потребностям личности.[13] Это соответствует и духу правовой законности.