Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Юридические гарантии воплощаются в конкретных, детализированных, целенаправленных мерах, призванных поддержать определенный уровень законности. Н.В.Витрук по этому поводу пишет: «Правовые гарантии как вид специальных гарантий законности включают: а) меры по совершенствованию законодательства; б) меры выявления нарушений законности; в) меры защиты; г) меры ответственности; д) меры надзора и контроля за состоянием законности; е) меры профилактики нарушений законности».[20]
Для обеспечения законности особое значение имеют меры по совершенствованию и развитию системы права и действующего законодательства. От качества принимаемых законов в решающей степени зависят действенность и эффективность регламентирования общественных отношений, обеспечения прав и свобод личности, стабильность правопорядка. По приближенности законов к интересам и потребностям значительной части членов общества можно делать выводы относительно ценностного потенциала права в целом, его отражения в позитивном правосознании субъектов права, масштабов правомерного поведения. Только законы, естественно вызывающие уважение значительной части членов общества, в состоянии заложить прочную основу законности. А поскольку в перспективе предполагается издание преимущественно правовых законов, то можно констатировать становление процесса формирования правовой законности. Цель совершенствования законодательства в том и состоит, чтобы добиться верховенства именно правовых законов как решающей основы правовой законности.
Меры выявления нарушений законности постоянно осуществляются по роду деятельности органами прокуратуры, органами дознания и предварительного расследования, специализирован- ними инспекциями и другими властными структурами и состоят в конечном счете в выявлении факта правонарушения. Эти меры самым тесным образом связаны с мероприятиями и действиями компетентных правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
Меры защиты, восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений являются важной гарантией надежного внедрения и укрепления законности во всех важных сферах жизнедеятельности людей. Практическое проявление законности состоит в том, что восстанавливаются нарушенные права и свободы конкретных субъектов права, налаживается процесс исполнения определенных обязанностей, продолжается оказание прерванных услуг, возобновляется выполнение работ и т.д.
Среди юридических гарантий законности особая роль отводится юридической ответственности, которая становится эффективным сдерживающим фактором, инициирующим направленность к правомерному поведению. Гарантия законности здесь проявляется в том, что лица, виновные в совершении преступлений, непременно должны быть привлечены к юридической ответственности и понести заслуженное наказание и, напротив, недопустимо произвольное привлечение к юридической ответственности лиц, виновность которых в совершении конкретных правонарушений не доказана.
В системе юридических гарантий законности исключительно велика роль надзора и контроля за состоянием законности. Н.В.Витрук замечает: «Надзор и контроль за состоянием законности включают: контроль высших органов государственной власти; контроль высших органов государственного управления (высшей администрации); конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль». Исключительную роль в современных условиях обеспечения законности играет ее особая разновидность — конституционная законность, реализуемая в процессе конституционного контроля. По мнению Н.В.Витрука, конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции.[21]
Для укрепления законности немаловажное значение имеют меры профилактики ее нарушений, то есть профилактика правонарушений и в первую очередь — преступлений. Это понятие включает систему государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.
ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК
Правопорядок — это емкое правовое явление, которому уделяется должное внимание в юридической литературе. С.С.Алексеев отмечает, что «правопорядок — это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности».[22] А.Ф.Черданцев рассматривает правопорядок как «порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок — результат действия законности».[23] Правопорядок характеризуется как «состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права». В.В.Борисов считает, что правопорядок — это «объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях свободе и ответственности всех субъектов права». [24]Каждый из авторов подчеркивает наиболее характерные особенности такого общественного феномена, каковым становится правовой порядок — естественное и нормальное состояние всех опосредуемых правом сторон жизнедеятельности людей и их объединений. Подлинный правовой порядок — есть реализованная в обществе правовая законность, практическим следствием чего становится легитимное и четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления всех уровней, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль за состоянием правонарушений (преступности) в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения. Правовой порядок в соотношении с правовой законностью — та надежная правовая основа общественной жизни, которая обусловливает, усиливает, стимулирует, ориентирует развитие общественных отношений в направлении процессов формирования гражданского общества и правового государства. Иной социально-правовой направленности у этих правовых явлений в условиях зрелого демократизма быть не может. Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридической основой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достижение ими основополагающих жизненных целей, задач, интересов, создается модель достойного существования для каждой личности. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более зримо выглядит практическое действие правовой законности, то есть законности гражданского общества и правового государства
Именно гражданское общество «объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка».
Будучи жизненно необходимым государственно-правовым явлением, правопорядок вносит необходимые элементы баланса и гармонии в отношения гражданского общества и государства, выравнивает их интересы, устраняет противостояние и состояние социальной напряженности в отдельных аспектах общественной жизни.[25]
Итак, правопорядок это: а) должное, обусловленное правом, состояние упорядоченности и организованности общественной жизни; б) эффективный результат функционирования права, правовых законов, правовой законности в условиях становления и развития гражданского общества; в) основа реального обеспечения и реализации прав и свобод человека и гражданина; г) результат своевременного и полного исполнения всеми субъектами права своих юридических обязанностей; д) ставка значительной части членов общества на осуществление в соответствующих ситуациях правомерного поведения; е) реальное воплощение принципа неотвратимости юридической ответственности за каждое осуществленное правонарушение (преступление); ж) целенаправленная деятельность государства, опирающегося на значительный потенциал гражданского общества.
Являясь реальным правовым состоянием, правопорядок имеет свою структуру, которая имеет две стороны — объективную и субъективную. Первая из них — это те общественные отношения, которые поставлены в правовые рамки (деятельность государства и его органов, негосударственных образований, граждан и др.) Вторая — правосознание граждан, должностных лиц, уровень их правовой культуры.
Поскольку правопорядок есть реализованная правовая законность, то он может проявлять себя и должным образом складываться лишь в условиях демократического общества. Вне демократии правовой порядок не может быть естественным и закономерным, отражать интересы и потребности значительной части членов общества. В условиях антидемократического режима определенный порядок общественных отношений есть следствие произвола и беззакония, игнорирования и посягательства на естественные права, свободы, интересы членов общества. Правовой порядок — это достижение и самая характерная черта общества либеральной демократии.
Помимо правопорядка, в отношениях между членами общества, в сфере действия их различных объединений следует различать и общественный порядок. Под ним понимается такой порядок общественных отношений, который складывается в результате действия всех социальных норм, то есть норм права, нравственности, обычаев, корпоративных норм.
В более широком аспекте общественный порядок рассматривается как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие».[26] Итак, общественный порядок — это соответствующая интересам и потребностям общества и личности социально-нормативная урегулированность (согласованность, организованность) всей совокупности отношений между людьми, между ними и государственными и общественными структурами. Общественный порядок — результат успешной и эффективной реализации предписаний и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы.
С помощью норм права регулируются и охраняются наиболее важные общественные отношения, что и является основой формирования должного правопорядка. Правопорядок является составной и притом главной частью общественного порядка. От особенностей, содержания, состояния правопорядка в решающей степени зависит и функционирование общественного порядка в целом. В порядке обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становления должного правопорядка.
Соотношение между правопорядком и общественным порядком во многом зависит от характера и форм взаимодействия юридических норм и неправовых социальных норм. Общее приложение потенциалов норм указанных групп социальных регуляторов закладывает единую нормативную основу для установления одновременно и общественного порядка и его составной части — правопорядка.
Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.
Общественный порядок «есть результат действия не только правовых, но и иных социальных норм. Следовательно, не всякое нарушение таких норм, например, норм общественных организаций, есть нарушение законности и правопорядка. Вместе с тем, любое нарушение правопорядка есть нарушение общественного порядка». Для гражданского общества принципиальное значение имеет достижение стабильного, надежного общественного порядка в целом, во всей его полноте, что вносит необходимую гармонию, требуемую организованность во все многообразие складывающихся и действующих общественных отношений и тем самым должным образом влияет на процесс реализации общественных и индивидуальных интересов и потребностей.
Законность, правопорядок и демократия
Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Демократия - это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.
Демократия - это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.