Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические гарантии воплощаются в конкретных, детализи­рованных, целенаправленных мерах, призванных поддержать оп­ределенный уровень законности. Н.В.Витрук по этому поводу пишет: «Правовые гарантии как вид специальных гарантий за­конности включают: а) меры по совершенствованию законода­тельства; б) меры выявления нарушений законности; в) меры за­щиты; г) меры ответственности; д) меры надзора и контроля за состоянием законности; е) меры профилактики нарушений закон­ности».[20]

Для обеспечения законности особое значение имеют меры по совершенствованию и развитию системы права и действующего законодательства. От качества принимаемых законов в решаю­щей степени зависят действенность и эффективность регламен­тирования общественных отношений, обеспечения прав и свобод личности, стабильность правопорядка. По приближенности зако­нов к интересам и потребностям значительной части членов об­щества можно делать выводы относительно ценностного потен­циала права в целом, его отражения в позитивном правосознании субъектов права, масштабов правомерного поведения. Только за­коны, естественно вызывающие уважение значительной части членов общества, в состоянии заложить прочную основу закон­ности. А поскольку в перспективе предполагается издание пре­имущественно правовых законов, то можно констатировать ста­новление процесса формирования правовой законности. Цель со­вершенствования законодательства в том и состоит, чтобы добиться верховенства именно правовых законов как решающей основы правовой законности.

Меры выявления нарушений законности постоянно осуществ­ляются по роду деятельности органами прокуратуры, органами дознания и предварительного расследования, специализирован- ними инспекциями и другими властными структурами и состоят в конечном счете в выявлении факта правонарушения. Эти меры самым тесным образом связаны с мероприятиями и действиями компетентных правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Меры защиты, восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений являются важной гарантией надеж­ного внедрения и укрепления законности во всех важных сферах жизнедеятельности людей. Практическое проявление законности состоит в том, что восстанавливаются нарушенные права и свобо­ды конкретных субъектов права, налаживается процесс исполне­ния определенных обязанностей, продолжается оказание прерван­ных услуг, возобновляется выполнение работ и т.д.


Среди юридических гарантий законности особая роль отводит­ся юридической ответственности, которая становится эффектив­ным сдерживающим фактором, инициирующим направленность к правомерному поведению. Гарантия законности здесь проявля­ется в том, что лица, виновные в совершении преступлений, не­пременно должны быть привлечены к юридической ответствен­ности и понести заслуженное наказание и, напротив, недопусти­мо произвольное привлечение к юридической ответственности лиц, виновность которых в совершении конкретных правонарушений не доказана.

В системе юридических гарантий законности исключительно велика роль надзора и контроля за состоянием законности. Н.В.Витрук замечает: «Надзор и контроль за состоянием закон­ности включают: контроль высших органов государственной вла­сти; контроль высших органов государственного управления (выс­шей администрации); конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль». Ис­ключительную роль в современных условиях обеспечения закон­ности играет ее особая разновидность — конституционная закон­ность, реализуемая в процессе конституционного контроля. По мнению Н.В.Витрука, конституционная законность есть реаль­но действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции.[21]

Для укрепления законности немаловажное значение имеют меры профилактики ее нарушений, то есть профилактика правонарушений и в первую очередь — преступлений. Это понятие включа­ет систему государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений и коррек­цию поведения правонарушителей.

ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Правопорядок — это емкое правовое явление, которому уделя­ется должное внимание в юридической литературе. С.С.Алексе­ев отмечает, что «правопорядок — это состояние фактической упо­рядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности».[22] А.Ф.Чер­данцев рассматривает правопорядок как «порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполне­ния законов и основанных на них других юридических актов. Пра­вопорядок — результат действия законности».[23] Правопорядок ха­рактеризуется как «состояние упорядоченности регулируемых пра­вом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обес­печением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организа­циями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и кол­лективных субъектов права». В.В.Борисов считает, что право­порядок — это «объективно и субъективно обусловленное состоя­ние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отно­шений, основанных на нормативных требованиях, принципах пра­ва и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанно­стях свободе и ответственности всех субъектов права». [24]Каждый из авторов подчеркивает наиболее характерные особенности та­кого общественного феномена, каковым становится правовой по­рядок — естественное и нормальное состояние всех опосредуе­мых правом сторон жизнедеятельности людей и их объединений. Подлинный правовой порядок — есть реализованная в обще­стве правовая законность, практическим следствием чего стано­вится легитимное и четко отлаженное функционирование орга­нов государственной власти и управления всех уровней, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в обще­ственной жизни; обстоятельный контроль за состоянием право­нарушений (преступности) в обществе и оперативное и эффек­тивное реагирование на факты противоправного поведения. Пра­вовой порядок в соотношении с правовой законностью — та надежная правовая основа общественной жизни, которая обус­ловливает, усиливает, стимулирует, ориентирует развитие обще­ственных отношений в направлении процессов формирования гражданского общества и правового государства. Иной социаль­но-правовой направленности у этих правовых явлений в условиях зрелого демократизма быть не может. Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридичес­кой основой, на которой осуществляется все многообразие пози­тивных форм жизнедеятельности людей, достижение ими осново­полагающих жизненных целей, задач, интересов, создается мо­дель достойного существования для каждой личности. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более зримо выг­лядит практическое действие правовой законности, то есть за­конности гражданского общества и правового государства


Именно гражданское общество «объективно испытывает по­требность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит бес­порядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопо­рядка эффективно функционирует экономика, достигается гармо­ния в действиях законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потреб­ностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка».

Будучи жизненно необходимым государственно-правовым яв­лением, правопорядок вносит необходимые элементы баланса и гармонии в отношения гражданского общества и государства, вы­равнивает их интересы, устраняет противостояние и состояние социальной напряженности в отдельных аспектах общественной жизни.[25]

Итак, правопорядок это: а) должное, обусловленное правом, состояние упорядоченности и организованности общественной жизни; б) эффективный результат функционирования права, пра­вовых законов, правовой законности в условиях становления и развития гражданского общества; в) основа реального обеспече­ния и реализации прав и свобод человека и гражданина; г) ре­зультат своевременного и полного исполнения всеми субъектами права своих юридических обязанностей; д) ставка значительной части членов общества на осуществление в соответствующих си­туациях правомерного поведения; е) реальное воплощение прин­ципа неотвратимости юридической ответственности за каждое осуществленное правонарушение (преступление); ж) целенаправ­ленная деятельность государства, опирающегося на значитель­ный потенциал гражданского общества.

Являясь реальным правовым состоянием, правопорядок имеет свою структуру, которая имеет две стороны — объективную и субъективную. Первая из них — это те общественные отноше­ния, которые поставлены в правовые рамки (деятельность госу­дарства и его органов, негосударственных образований, граждан и др.) Вторая — правосознание граждан, должностных лиц, уро­вень их правовой культуры.

Поскольку правопорядок есть реализованная правовая закон­ность, то он может проявлять себя и должным образом склады­ваться лишь в условиях демократического общества. Вне демок­ратии правовой порядок не может быть естественным и законо­мерным, отражать интересы и потребности значительной части членов общества. В условиях антидемократического режима определенный порядок общественных отношений есть следствие про­извола и беззакония, игнорирования и посягательства на есте­ственные права, свободы, интересы членов общества. Правовой порядок — это достижение и самая характерная черта общества либеральной демократии.


Помимо правопорядка, в отношениях между членами обще­ства, в сфере действия их различных объединений следует разли­чать и общественный порядок. Под ним понимается такой поря­док общественных отношений, который складывается в результа­те действия всех социальных норм, то есть норм права, нрав­ственности, обычаев, корпоративных норм.

В более широком аспекте общественный порядок рассматри­вается как «определенное качество (свойство) системы обществен­ных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность об­щественной жизни, беспрепятственное осуществление участни­ками общественных отношений своих прав и обязанностей и за­щищенность их общественных интересов, общественное и лич­ное спокойствие».[26] Итак, общественный порядок — это соот­ветствующая интересам и потребностям общества и личности социально-нормативная урегулированность (согласованность, организованность) всей совокупности отношений между людьми, между ними и государственными и общественными структурами. Общественный порядок — результат успешной и эффективной реализации предписаний и требований, заложенных в потенциа­ле всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы.

С помощью норм права регулируются и охраняются наиболее важные общественные отношения, что и является основой фор­мирования должного правопорядка. Правопорядок является со­ставной и притом главной частью общественного порядка. От осо­бенностей, содержания, состояния правопорядка в решающей сте­пени зависит и функционирование общественного порядка в целом. В порядке обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становле­ния должного правопорядка.

Соотношение между правопорядком и общественным поряд­ком во многом зависит от характера и форм взаимодействия юри­дических норм и неправовых социальных норм. Общее приложе­ние потенциалов норм указанных групп социальных регуляторов закладывает единую нормативную основу для установления одно­временно и общественного порядка и его составной части — пра­вопорядка.

Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.


И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.

Общественный порядок «есть результат действия не только правовых, но и иных социальных норм. Следовательно, не всякое нарушение таких норм, например, норм общественных организа­ций, есть нарушение законности и правопорядка. Вместе с тем, любое нарушение правопорядка есть нарушение общественного порядка». Для гражданского общества принципиальное значе­ние имеет достижение стабильного, надежного общественного порядка в целом, во всей его полноте, что вносит необходимую гармонию, требуемую организованность во все многообразие скла­дывающихся и действующих общественных отношений и тем са­мым должным образом влияет на процесс реализации обществен­ных и индивидуальных интересов и потребностей.

Законность, правопорядок и демократия

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Демократия - это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Демократия - это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.