Файл: Законность и правопорядок (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Советская юридическая наука исходила из господствующего понимания социалистической законности как строгого и неукоснительного исполнения законов и подзаконных актов всеми без исключения субъектами, то есть органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Даже в недавнем прошлом законность определялась и как метод государственного управления делами общества, и как особый правовой режим общественно-политической жизни, и как принцип деятельности органов власти и управления, и как состояние точного и неуклонного соблюдения предписаний законов всеми субъектами права.

В этих подходах к пониманию законности ставка делалась на исполнение законов и юридических норм, само же содержание правовых предписаний и требований решающей роли не играло. Тоталитарному режиму важно было одно, чтобы любые исходящие от государства и одобренные правящей партией нормативно-правовые акты и их нормы подлежали исполнению всеми членами общества и не вызывали с их стороны никаких нареканий. Принцип законности навязывался всему обществу в качестве весомого дополнительного звена к механизму «всеобщего одобрения» и исполнения всей массы законодательства. Поэтому внедрение принципа социалистической законности в широкие слои населения сопровождалось усиленной пропагандистской и идеологической обработкой правосознания каждого члена общества.

Характерной особенностью действия принципа законности в социалистическом обществе было то, что речь шла вовсе не о соблюдении и исполнении всеми субъектами права советских законов ввиду незначительного удельного веса последних в правовой системе, а о слепом подчинении любому юридическому предписанию от кого бы оно не исходило. Вполне понятно, что о правовых законах, юридических нормах, обогащенных идеями естественного права, в таких условиях не могло быть и речи. Сам термин «социалистическая законность» наводит на мысль, что законность может быть многоликой, конъюнктурной, находящейся в услужении определенным интересам. Более того, расхождения о господстве принципа социалистической законности в условиях тоталитарного произвола и беззакония пропитаны фальшью, элементарным обманом, идеологическим лицедейством. Не может быть никакой реальной законности там, где официальная власть целенаправленно, заданно управляет ею, в первую очередь преступно относится к правам и свободам человека.


В последнее время наметились новые научные подходы к пониманию и определению законности с учетом современных особенностей общественной и правовой жизни российского общества. Это прежде всего связано с устойчивой ориентацией всего уклада жизни, общественных отношений на формирование гражданского общества и правового государства, с признанием личности, ее прав и свобод в качестве высшей ценности, с постепенным переводом на приоритетные начала научного и общественного мнения о необходимости насыщения российской правовой системы законами, являющимися по своей сущности и социальному назначению правовыми.

Следствием действия законности является правопорядок, он воплощается в реализации законов, соответствующих юридических норм. Четкий правовой порядок лежит в основе нормального развития общественных отношений, регламентируемых и охраняемых посредством права.

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

В условиях становления правового государства на первый план выходит его ведущий признак-верховенство закона, который не только подчеркивает господство закона над всей массой подзаконных нормативных актов, но и делает заявку на то, что только закон (преимущественно правовой) обладает тем ценным потенциалом, который жизненно необходим обществу и каждой личности. Правовой закон не только вызывает естественное уважение к нему со стороны широких слоев общества, но и изначально содержит в себе своеобразный механизм, воплощающий его предписания, требования и нормы в соответствующих общественных отношениях. В этом плане основополагающий вывод делает Н.В.Витрук: «Понимание законности как исполнение всех нормативно-правовых актов, всех правовых норм, установленных или санкционированных государством, объективно принадлежало значение закона в системе нормативно-правовых актов государства. Закон низводился до уровня подзаконного акта… Нивелирование закона в системе нормативно-правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления, принимающим в рамках своей компетенции подзаконные акты, а также к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам».[1] С этим новым подходом к пониманию законности созвучно и конституционное положение о том, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Законность признана обслуживать не только процесс соблюдения, исполнения и применения действующих законов, но и должна присутствовать в законотворческом процессе, учитываться законодателем при подготовке и принятии правовых законов. Это становится решающим условием реализации каждого правового закона.


В условиях формирования и функционирования правового государства, верховенства правового закона естественно и необходимо заявляет о себе и действие правовой законности. В этой связи привлекает к себе внимание следующее суждение В.С.Нерсесянца: «Когда речь идет о верховенстве закона и господства принципа законности в правовом государстве, то имеется в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности».[2]

Правовая законность становиться той новой правовой категорией, которая отражает современные подходы субъектов права и, прежде всего, правоприменителей к процессу реализации предписаний и требований, заключенных в нормах правовых законов.

В полной степени реальная правовая законность раскрывает свой потенциал и свои принципы лишь в условиях действительного действия признаков правового государства, правовой государственности в целом. В переходный период, по мере зрелости демократических институтов идет постепенное становление основ гражданского общества и правового государства и, следовательно, насыщение правовой системы правовыми законами, что ведет к вызреванию элементов и правовой законности. В этих условиях «законность должна быть «развернута» на личность, на ее правовые возможности, на утверждение субъективного права». Правовая законность - режим жизни гражданского общества, при котором в первую очередь обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, достойность бытья каждой личности, позитивное развитие социального и правового статуса каждого члена общества.[3] Законность то правовое состояние общественной жизни, которое неразрывно связано с процессом реализации (удовлетворения) жизненно важных интересов и потребностей членов общества как субъектов права.

В правовой законности проявляется современное отношение демократического общества к праву как к общеобязательной ценности, раскрывающей свой потенциал исключительно ради блага подавляющей части членов общества. В правовой законности поэтому заложены начала гуманистического мировоззрения, состояния справедливости, неприязни к произволу, посягательству на права и свободы личности. Такое понимание законности позволяет судить о том, что ее требования и принципы охватывают все те сферы общественной жизни, где действуют правовые законы-законы, лежащие в основе обеспечения и охраны социальных, политических, духовно-нравственных, цивилизованных устоев жизнедеятельности людей.


В специальной литературе неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая "с функциональной точки зрения может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемое им требование к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и государственной жизни и т.д." . В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».

Безусловно, законность - это и непременный атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека.

Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности.

Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее. Отсюда законность - "это реализующееся право". Право, законы - естественная почва законности, ее питательные корни.

Такое понимание законности было преобладающим в советское время, как, впрочем, и раньше. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас, поскольку, повторяем, там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.

И, тем не менее, подобное понимание данного явления представляется формальным и, в конечном счете, ущербным. Или, по крайней мере, некорректным, так как в нем отсутствует качественный критерий. По существу, предлагается формула: соблюдай и исполняй, не раздумывая. А это неприемлемо для свободного демократического общества. Поэтому современная юридическая мысль ищет более адекватное определение законности. Речь должна идти не только о соответствии действий субъектов законам, но и соответствии самих законов объективным потребностям развития общества, гуманистическим принципам.


Как справедливо отмечается в литературе (Н.В. Витруком и другими), главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя.

Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

Законы призвана уважать, прежде всего, сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть - неправовой. Уже отмечалось, что нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. В советское время о негодной практике "насаждения беззакония законодательным путем" писал М.С. Строгович.

Вообще, законы, право могут использоваться как во благо, так и во вред. История, в том числе российская, знает немало таких примеров, что дало основание И.А. Ильину заметить: "По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну".

Таким образом, для раскрытия действительной сущности законности недостаточно лишь одного указания на необходимость соблюдения законов, хотя это и является одним из ее главных компонентов; есть и другие немаловажные составляющие. Иными словами, узкое понимание данного явления уже не соответствует современным представлениям о том, какой должна быть законность. Требуется новое ее "прочтение", более глубокое осмысление.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.