Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Понятие, значение и задачи социального страхования
1.2. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения
2. Анализ современного состояния и перспективы развития социального страхования в РФ
2.1. Анализ доходов и направление расходования средств социального страхования РФ
2.2. Основные функции социального страхования РФ
2.3. Проблемы развития фондов социального страхования и пути их решения
Среди значимых проблем Фонда социального страхования выделяются:
- неотлаженная система взаимодействия фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования;
- финансовая неустойчивость системы фонда социального страхования;
- сокращение доли населения в трудоспособном возрасте;
- неравное распределение государственных обязательств и объема финансовых ресурсов.
Для решения проблем, стоящих перед Фондом социального страхования, необходимо:
- переход на прямую выплату пособий;
- доступ всех слоев населения к порталу государственных услуг;
- проведение контроля над сбалансированностью бюджета при повышении собираемости страховых взносов;
- совершенствование пилотных проектов.
Фонд социального страхования РФ для повышения эффективности деятельности в сфере обязательного социального страхования и в настоящее время реализует масштабный пилотный проект, меняющий существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Данный пилотный проект предусматривает следующие нововведения:
– замена «зачетной» системы системой прямого назначения и выплаты пособий региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. Отметим, что зачетная система предполагала механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд;
– изменение бланка листка нетрудоспособности;
– разработка и реализация новых технологий приема и обработки данных, в частности возможность электронного заполнения листка нетрудоспособности;
– усложнение процесса обращения застрахованных лиц по поводу получения пособий;
– упрощение процедуры заполнения ежеквартальной отчетности по форме 4- ФСС для страхователя [8, с. 197].
Таким образом, цели пилотного проекта – отказ от «зачетной» системы и переход на новый порядок выплаты пособий, усиление контроля над процессом рассмотрения листка временной нетрудоспособности для снижения случаев мошенничества.
Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда организация находится в стадии банкротства или ликвидации.
Реализуя пилотный проект в ряде регионов России, ожидается получение следующих результатов [8, с. 199]:
– обеспечение правильных расчетов при начислении пособий для застрахованных лиц;
– сокращение конфликтов между работодателем и застрахованным лицом по поводу получения определенных пособий;
– возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности для ФСС РФ;
– сокращение случаев мошенничества в области страхования;
– оптимизация расходов Фонда;
– введение электронного листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать и облегчить ряд процессов и др.
Одним из важных результатов работы пилотного проекта явилось постоянное предоставление открытых для общественности отчетов о работе территориальных отделений фонда на соответствующих интернет-сайтах, что повышает прозрачность их работы и прозрачность предоставления социальных выплат населению за счет средств Фонда. В регионах, где внедрен данный проект, отмечено, что он оправдывает ожидаемые результаты, однако некоторые аспекты требуют усовершенствования. В частности, в заключении Счетной палатой РФ на проект бюджета ФСС РФ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов отмечается, что проведенный в 2016 году «анализ финансовых результатов исполнения бюджетов территориальных органов ФСС, реализующих пилотный проект, показал, что рост недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в этих территориальных органах ФСС варьируется в пределах 1,27-2,16 раза, что значительно выше роста недоимки в целом по Российской Федерации (1,2 раза)», и причины данной ситуации требуют детального анализа.
Третьим и последним фондом выступает Фонд обязательного медицинского страхования. ФОМС является одним из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. В этом фонде существует огромное количество проблем, вследствие этого их можно разделить на 2 группы: проблемы финансового характера и организационного.
К первой группе проблем относятся:
- низкие тарифы оплаты медицинских услуг;
- нехватка денежных средств на страхование неработающей части населения;
- отсутствие положительных тенденций в системе оплаты труда работников сферы здравоохранения;
Ко второй группе проблем относятся:
- огромное количество территориальных систем ОМС, что влечет за собой затруднение в управлении обязательным медицинским страхованием;
- нехватка компетентности людей в вопросах управления ФОМС;
- недостаточный контроль и слабое регулирование фондом со стороны государства.
Для решения всех проблем Фонда обязательного медицинского страхования следует предпринять следующие меры:
- осуществить строгий контроль над деятельностью фонда;
- внедрить современные способы оплаты медицинской службы;
- проведение повышения квалификации людей, работающих в системе здравоохранения;
- увеличение финансовых ресурсов для финансирования отрасли здравоохран6ения.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что сегодня в России внебюджетные социальные фонды имеют ряд проблем и пробелов в своей системе управления. Но благодаря проведенным мероприятиям и принятым мерам эти проблемы можно с легкостью решить.
На сегодняшнем этапе необходимо выявить ряд значимых задач и новых направлений и попытаться осуществить их в реальной жизни. Без решения всех этих вопросов невозможно представить благополучное состояние государственных внебюджетных фондов. В заключение исследования необходимо отметить значимость социальных государственных внебюджетных фондов для развития Российского государства, основной целью которого является достижение благосостояния, как для всего общества, так и его отдельных членов. Участие внебюджетных фондов в различных сферах социального развития требует научного изучения, которое является одним из направлений научно-исследовательской работы в РГСУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные социальные внебюджетные фонды являются одним из главных звеньев финансовой системы. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования и не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Целью создания государственных внебюджетных фондов послужила перегруженность государственного бюджета существенной долей расходов на социальное обеспечение, причем их финансирование происходило с достаточно низкой степенью эффективности.
Основная задача фондов состоит в финансировании приоритетных сфер экономики страны и увеличении объема и качества оказываемых социальных услуг. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов. Когда государство, для расширения своей деятельности, нуждалось в средствах для своего покрытия, эти фонды предоставляли необходимые финансовые ресурсы. После выполнения своей миссии, они заканчивали свое существование. Если в те времена государственные внебюджетные фонды носили временной характер, то сейчас, на основе объединения различных фондов, формируется государственный бюджет, который после рассмотрения и принятия его парламентом, превращается в закон, обязательный к исполнению.
На сегодняшний день, наряду с бюджетом вновь увеличивается роль внебюджетных фондов, возрастает число и объем данных фондов.
Особенности и преимущества внебюджетных фондов заключаются в следующем:
– появление дополнительных средств для обеспечения финансовой поддержки предпринимательства, особенно это актуально в условиях кризисной экономики;
– строгий контроль со стороны государства, что является возможным при их независимости и отделении от средств бюджета, а также целевой характер их предназначения;
– средства внебюджетных фондов, при наличии у них активного сальдо, могут быть направлены в случае необходимости на покрытие бюджетного дефицита. Таким образом, внебюджетные фонды посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий имеют возможность воздействовать на процесс производства; за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды внебюджетные фонды принимают участие в обеспечении природоохранных мероприятий.
Также внебюджетные фонды оказывают услуги населению по социальному страхованию и обеспечению, выплачивая пособия, пенсии; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. Внебюджетные фонды освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Формирование внебюджетных фондов, также поддержание их деятельности является одной из главных задач российских властей в аспекте эффективного управления. От него во многом зависит устойчивость всей финансовой системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает потребность в непрерывном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами согласно важным вопросам пенсионного и социального обеспечения.
В заключении хотелось бы отметить, что внебюджетные фонды – это важный элемент финансовой системы всех стран мира. Рост их количества и совокупного объема аккумулированных средств является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
- Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» //Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146 - ФЗ (в ред. От 29.06.2012г.) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный
закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. От 28.07.2012г.) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». - Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / колл. авторов : М. В. Романовский [и др.]; под ред. проф. Н. Г. Ивановой, проф. М. И. Канкуловой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 267 с.
- Алехина Е. С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития // Финансы и кредит. 2013. № 4. с. 35-41
- Вертипрахова Е. П., Юзвович Л.И. Пилотный проект фонда социального страхования и итоги его реализации // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С. 197-200.
- Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
- Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cool4student.ru/
- Дадашев А. З., Мешкова Д. А., Топчи Ю. А. Бюджетная система Российской Федерации: государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. А. З. Дадашева. М: Научная библиотека, 2018, – 240 с.
- Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. – №6-5. – С. 110-113.
- Калинин Л.А. Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды // Главбух, 2015. - № 11. - С.54-57.
- Лебедева Л. Н. Внебюджетные фонды и их роль в экономике государства // Экономика и социум. 2016. № 1 (20) – С. 19 – 25.
- Роик В.Д. Перспективы развития социального страхования // Вестник государственного социального страхования, – 2014.- № 1.- С.38-40.
- Рыбасова М.В., Цыбулина И.Г. Социальная защита населения: тенденции и перспективы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – №33-2. – С. 178-183.
- Саадуева М.М., Папалашова З.А. Сущность и значение социального страхования в условиях рынка // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. – Махачкала: ООО "Апробация", 2016. – С. 366-369.
- Сабитова Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2013. № 2. – 23 - 28 с.
- Сивашова О.Ю. Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://repetitora.com/gosudarstvennye-vnebjudzhetnye-fondyotdelnye-2
- Темирова З.Д. Актуальные проблемы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2016. – №1 (69). – С. 225-230.
- Туаева Л.А., Сугарова И.В. Эффективность расходования средств на систему здравоохранения//Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 94-97.
- Филина М.А. Проблемы взаимодействия государства и страховой системы РФ в современных условиях // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 8. - С. 78-81.
- Храмцова В.В. Перспективы развития налоговой системы и государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации // Перспективы развития экономики и менеджмента. 2015. - С. 31-35.
- Чумакова М.К. Основные проблемные вопросы и направления совершенствования социального страхования в РФ// Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 33-35.
- Чумакова М.К. Проблемы и перспективы развития фонда социального страхования в реализации государственных социальных гарантий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64-1). - С. 146-148.