Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минтруд России разработал законопроект, предлагающий перенести срок окончания действующих тарифов, касающихся фондов социального страхования, с конца 2018 г. на конец 2019 г., а также предложил не менять порядка взаимодействия страхователей с ФСС до 1 января 2021 г. [19]

Впрочем, ряд функций будет сохранен за ФСС вплоть до конца 2020 г., если документ будет принят. В рассматриваемом законопроекте говорится, что порядок взаимодействия этого фонда со страхователями останется неизменным на ближайшие четыре года. Другими словами, сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) плательщикам страховых взносов можно будет по-прежнему сократить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, а переплату зачесть в будущих периодах.

Кризис глобальной экономики, сопровождающийся падением доходов граждан, существенно увеличивает потребность в государственной поддержке социально уязвимых слоев населения. В этой связи в рамках программ национального развития представляется важным обеспечить эффективное функционирование систем социальной защиты, направленных на снижение уровня бедности населения и поддержание доходов домашних хозяйств, что, в свою очередь, обеспечивает внутреннее потребление. Инвестирование средств в систему социальной защиты является необходимым условием экономического роста. Однако на фоне роста дефицита бюджетов, увеличения объемов внешних заимствований государства корректируют свою бюджетную политику в сторону сокращения расходов, что существенно ограничивает доступ населения к мерам социальной поддержки.

Россия является социальным государством, где каждому гарантировано право на социальное обеспечение. Иными словами, государство обязано обеспечить социальную защищенность граждан, обособляя часть финансов для реализации социальных прав граждан.

Если сравнивать долю государственных расходов на социальную защиту в общих государственных расходах, в России она составляет чуть более 40%, что тоже соответствует европейским показателям. У десяти стран Евросоюза этот показатель превышает 40%, а остальные находятся в пределах от 30 до 40%. Однако если посмотреть уровень государственных социальных расходов на душу населения, то Россия отстает от западных стран.

Можно сделать вывод о том, что Россия, уступая западным странам в ресурсном потенциале государственной социальной защиты, тем не менее, сохраняет социальную ориентированность государственных расходов, однако при этом гарантирует всем гражданам низкий минимальный социальный стандарт жизнедеятельности. Очевидно, что в условиях кризиса экономики страны актуальной будет проблема финансового обеспечения уже достигнутого уровня государственных социальных гарантий. Меры по повышению уровня государственной социальной поддержки будут приобретать все более долгосрочные перспективы.


Государство в поисках путей «оптимизации» социальной нагрузки на бюджет будет все больше перекладывать ответственность за социальную защиту на работодателей и самих граждан. В настоящее время финансы государственной социальной защиты РФ формируются преимущественно в рамках систем социального обеспечения и обязательного социального страхования. Ключевая роль в управлении финансами социальной защиты принадлежит государственным внебюджетным фондам. Их создание в начале 90-х гг. XX в. преследовало цель обеспечить приток дополнительных средств на социальную защиту в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Государственные внебюджетные фонды были наделены функциями публичных страховщиков, аккумулирующих средства на компенсацию социальных рисков в зависимости от отрасли обязательного социального страхования. Необходимо отметить, что, несмотря на практически 25-летний опыт существования, законодательного определения термина «государственный внебюджетный фонд» в России не принято. Как результат, толкование понятия включает несколько подходов.

Во-первых, государственные внебюджетные фонды - это страховые фонды, аккумулирующие средства, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и распределяющие эти средства в соответствии с действием социальных рисков. Данная трактовка имеет первостепенное значение, поскольку в качестве страховщиков фонды аккумулируют значительные денежные средства. Во-вторых, государственные внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность денежных средств, которые государство аккумулирует на социальные цели, при условии, что они обособлены от средств бюджетов всех уровней. В-третьих, под понятием «государственные внебюджетные фонды» понимаются самостоятельные юридические лица или органы управления денежными средствами, имеющими строго целевую направленность.

В результате отсутствие законодательного определения понятия позволяет варьировать функции фондов в зависимости от текущей политической и экономической ситуации. Законодатель предпочел ограничиться положением о включении бюджетов государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему страны в качестве дополнения к бюджетным средствам, закрепляя целевую направленность средств фондов. Статус государственных внебюджетных фондов определен в качестве самостоятельных некоммерческих финансово-кредитных учреждений. Они не входят ни в систему федеральных органов исполнительной власти, ни в систему органов исполнительной власти субъектов РФ.


Заметим, что статус фондов как кредитных учреждений предполагает возможность предоставления кредитов, однако фонды не могут реализовать это право, поскольку у них нет лицензии на выдачу кредитов. Кроме этого, включение государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему страны влечет за собой необходимость применения бюджетных принципов функционирования. В результате фонды наделяются не свойственными им функциями органов государственного управления бюджетными средствами. Иными словами, государственные внебюджетные фонды, являясь страховыми, применяют различные по своей природе финансовые механизмы обеспечения своих расходных обязательств: страховой и бюджетный. Ярким примером является Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Являясь страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, на него возложены функции управления бюджетными средствами, поскольку он финансирует пенсионные выплаты в рамках системы государственного пенсионного обеспечения. Фонд социального страхования РФ также финансирует выплаты, гарантированные гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Как следствие, доходы государственных внебюджетных фондов только на 6 4% формируются за счет страховых взносов, что существенно нарушает страховые принципы функционирования. Оставшаяся часть приходится на бюджет. Особенно это актуально для ПФР, где зависимость от бюджетных средств составляет практически 50% [14, с. 19].

Участие государства в финансировании государственных внебюджетных фондов, прежде всего, определяется ответственностью за финансовую устойчивость системы. Кроме этого, государство выступает страхователем в системе обязательного медицинского страхования, обязанным уплачивать страховые взносы за неработающее население. Дополнительная нагрузка на бюджет связана с тем, что по законодательству государство гарантирует некоторым категориям граждан страховые выплаты в повышенных размерах, для чего и предусматриваются дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Предоставление определенным категориям плательщиков возможности уплаты страховых взносов по пониженным тарифам также диктует необходимость финансировать выпадающие доходы фондов за счет средств бюджета. Высокий уровень участия государства в финансировании фондов говорит о значительном дисбалансе системы государственных внебюджетных фондов, одной из причин которого является нарушение страховых принципов функционирования. Очевидно, что, являясь страховыми, государственные внебюджетные фонды должны формировать свои ресурсы за счет страховых взносов.


Государственные внебюджетные фонды, являясь в соответствии с законодательством страховщиками, лишаются страховых функций и, фактически, будут осуществлять деятельность на принципах государственного социального обеспечения. При этом целевая направленность средств может быть нарушена, и, как следствие, возможен возврат к практике XX в., когда вся социальная сфера финансировалась из бюджета по «остаточному» принципу.

Таким образом, в результате проводимых реформ функции государственных внебюджетных фондов существенно трансформировались и приобрели специфические характеристики, отличные как от чисто страховых, так и от чисто бюджетных.

2.2. Основные функции социального страхования РФ

Вопрос, связанный с социальным страхованием, выступает одним из важнейших, так как является экономической основой реализации социальной составляющей экономической системы в целом. Ранее произошедшие изменения в системе социального страхования привели к росту эффективности работы данного института, а также его способности оперативно и адекватно реагировать на решение всех актуальных социальных вопросов.

Расширение и углубление социальной функции государства, нашедшей отражение в конституциях развитых стран, потребовало создания вне государственного бюджета специализированных фондов, в которых аккумулировались бы обязательные целевого назначения платежи организаций и граждан. Такие фонды получили статус государственных внебюджетных фондов, предназначенных для финансирования расходных обязательств государства в сфере социального обеспечения граждан.

Целью создания государственных фондов социального страхования послужила перегруженность государственного бюджета существенной долей расходов на социальное обеспечение, причем их финансирование происходило с достаточно низкой степенью эффективности [24, с.33].

Основная задача фондов состоит в финансировании приоритетных сфер экономики страны и увеличении объема и качества оказываемых социальных услуг. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов. Когда государство, для расширения своей деятельности, нуждалось в средствах для своего покрытия, эти фонды предоставляли необходимые финансовые ресурсы. После выполнения своей миссии, они заканчивали свое существование. Если в те времена государственные внебюджетные фонды носили временной характер, то сейчас, на основе объединения различных фондов, формируется государственный бюджет, который после рассмотрения и принятия его парламентом, превращается в закон, обязательный к исполнению.


В настоящее время все больше внимания уделяется системе страхования. В любом обществе всегда есть люди, которые в силу определенных причин, зачастую не зависящих от них, не имеют возможности и сил, для того чтобы обеспечить средства к существованию или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. В интересах государства защитить таких граждан, помочь им в решении возникших трудностей. Поэтому в обществе действует система социальной защиты, составляющая неотъемлемое звено общественных отношений.

Под социальной защитой понимается совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз. Одним из главных направлений системы социальной защиты является социальное страхование.

Социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Внебюджетные фонды являются важнейшими составляющими бюджетной системы страны. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, социальное страхование имеет важное значение в жизни людей. В настоящее время формирование системы социального страхования в России находится в стадии развития. Государственные внебюджетные фонды будут осуществлять свою деятельность до тех пор, пока существует социальное страхование, поскольку люди должны быть застрахованы и получать помощь при наступлении страховых случаев в их жизни.

Фонд социального страхование – один из видов социальных государственных внебюджетных фондов, основной задачей которого является обеспечение обязательного социального страхования. На сегодняшний день выделяют два основных направления расходования средств: на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [24, с. 35].