Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонд социального страхования осуществляет выплату социальных пособий, которые делятся на три большие категории.

Первая категория – это пособия на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более подробно виды обеспечение по социальному страхованию, осуществляемые ФСС РФ представлены на рисунке 4.

Вторая категория социальных пособий связана с пособием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, когда работник по определенным причинам не имеет возможности выполнять свою работу и ему соответственно уплачивается пособие.

Единственным основанием для назначения данного пособия является выданный работнику листок нетрудоспособности.

Рис. 4. Виды социального обеспечения, осуществляемые Фондом социального страхования РФ

Источник: Чумакова М.К. Проблемы и перспективы развития фонда социального страхования в реализации государственных социальных гарантий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64-1). - С. 146.

К третьей категории социальных пособий, выплачиваемых Фондом социального страхования, относят различные услуги социальной помощи, например, помощь в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Так же сюда относят финансирование стоимости путевок в санитарно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, оплату транспортным организациям расходов по предоставлению к месту лечения и обратно, оплату медицинским организациям гарантий бесплатного оказания помощи медицинских услуг гражданам.

Значимость Фонда социального страхования проявляется в принятии непосредственного участия в различных мероприятиях, связанных с системой здравоохранения, в разработке программ и реализации государственные проектов, во взаимодействии с другими внебюджетными фондами, Пенсионным фондом и Фондом обязательного медицинского страхования, обеспечивая тем самым устойчивость, как системы обязательного социального страхования, так и социальной политики страны в целом.

Рис. 5. Основные причины для выплаты пособия по временной нетрудоспособности Фонда социального страхования

Источник: Чумакова М.К. Проблемы и перспективы развития фонда социального страхования в реализации государственных социальных гарантий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64-1). - С. 148.


Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации социальные внебюджетные фонды являются финансовой основой обязательного социального страхования, которые, плотно взаимодействуя между собой, нацелены на помощь государству в выполнении им социально-экономических функций.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различие в подходах и методах. В результате проведенных сравнительных исследований можно сделать вывод, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется главным образом за счет страховых взносов. В отличие от других стран, в России ПФ и ФСС РФ одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. В других странах ответственность за это лежит на отдельных органах. Во всех рассматриваемых странах министерства осуществляют общий контроль над всей системой социального страхования. В России Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты.

Основной причиной снижения доходов ФСС было снижение доходов от социального страхования в связи с сокращением суммы заработной платы примерно на 2,5%, а увеличение расходов было обусловлено, в частности, увеличением рождаемости и увеличение соответствующих платежей.

Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования.

Таким образом, в ФСС имеются недостатки и проблемы, связанные с бюджетом Фонда, а не с рациональным использованием бюджетных средств. Соответственно, совершенствование системы социального страхования является осознанной необходимостью. Во-первых, основной проблемой ФСС является дефицит бюджета. Сам принцип социального страхования не предусматривает дефицита - это противоречит логике социального страхования. Страхование должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России существует несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Во-вторых, принцип зависимости размера пенсий и пособий, выплачиваемых по количеству начисленных страховых прав, что характерно для категорий, застрахованных со средней и высокой заработной платой, пока не нашел надлежащего варианта.

Нынешняя система социального страхования в России по-прежнему сохраняет особенности, которые более характерны для социальной помощи, чем для страхования. Для поддержания здорового функционирования социальной сферы Российской Федерации необходимо уделять особое внимание состоянию государственным социальным внебюджетным фондам. А именно создать такие условия, в которых фонды могли развиваться только в лучшую сторону и стремиться к совершенствованию. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития являются внебюджетные фонды, которые создаются для поддержания населения и экономики страны.


Изучение современного состояния государственных внебюджетных фондов необходимо для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики. Сегодня государственные внебюджетные фонды имеют достаточное количества проблем, что приводит к затруднению функционирования системы управления Российской Федерации. Все эти проблемы требуют срочного рассмотрения и в дальнейшем незамедлительного решения. Для исключения пробелов в социальной сфере общества необходимо реформировать её и направить все силы на улучшение качества и уровня жизни людей. Система социального страхования должна быть обращена не только на повышение заработных плат населения, но и на улучшение состояния общества, накопление капитала и социальное развитие личности. Государство должно обеспечивать активные меры воздействия на изменения в социальной сфере, все эти мероприятия должны носить обязательный характер. Стоит отметить, что внебюджетные фонды выступают вспомогательным звеном, являются одной из составляющей финансовой системы Российской Федерации и не несут в полной мере материальной ответственности.

Таким образом, государство обеспечивает минимальные затраты, остальные же обязанности ложатся на частный сектор. В последнее время в России развивается теневая экономика, происходит утаивание доходов, неуплата налогов и взносов, имеют место быть различные виды преступной деятельности, которые гоняют уже имеющие доходы между собой. Все это приводит к замедлению экономики в целом и к торможению внебюджетных социальных фондов.

2.3. Проблемы развития фондов социального страхования и пути их решения

Из-за мирового финансового кризиса уровень жизни населения резко изменился к худшему. Эта проблема имеет две стороны медали: с одной стороны, государство нуждается в свободных финансовых ресурсах для осуществления мероприятий по обеспечению прав и свобод человека, с другой стороны, для осуществления наиболее значимых общественных нужд государство вынуждено создавать целевые денежные фонды. Существует ряд негативных факторов, как внезапный скачок производства, возрастание внешней депрессии, уменьшение инвестиций, послужили толчком к снижению поступления средств в бюджет, расходы которого стали значительнее превышать их доходы.


В финансировании бюджета образовался большой пробел, а именно денежные средства стали терять свою индивидуальность, в результате этого, просто элементарно стало не хватать материальных средств для поддержания и финансирования экономических и социальных программ. Вследствие этого перед государством встает крайняя нужда в создании отдельных целевых фондов денежных средств, которые будут иметь свои закрепленные доходные источники. Со временем экономика развивалась, на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, где главными отличительными чертами были генная инженерия, интернет и сфера услуг. Для поддержания здорового функционирования социальной сферы Российской Федерации необходимо уделять особое внимание состоянию государственным социальным внебюджетным фондам. А именно создать такие условия, в которых фонды могли развиваться только в лучшую сторону и стремиться к совершенствованию. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития являются внебюджетные фонды, которые создаются для поддержания населения и экономики страны.

Изучение современного состояния государственных внебюджетных фондов необходимо для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики. Сегодня государственные внебюджетные фонды имеют достаточное количества проблем, что приводит к затруднению функционирования системы управления Российской Федерации. Все эти проблемы требуют срочного рассмотрения и в дальнейшем незамедлительного решения. Для исключения пробелов в социальной сфере общества необходимо реформировать её и направить все силы на улучшение качества и уровня жизни людей.

Система социального страхования должна быть обращена не только на повышение заработных плат населения, но и на улучшение состояния общества, накопление капитала и социальное развитие личности. Государство должно обеспечивать активные меры воздействия на изменения в социальной сфере, все эти мероприятия должны носить обязательный характер. Стоит отметить, что внебюджетные фонды выступают вспомогательным звеном, являются одной из составляющей финансовой системы Российской Федерации и не несут в полной мере материальной ответственности.

Таким образом, государство обеспечивает минимальные затраты, остальные же обязанности ложатся на частный сектор. В последнее время в России развивается теневая экономика, происходит утаивание доходов, неуплата налогов и взносов, имеют место быть различные виды преступной деятельности, которые гоняют уже имеющие доходы между собой. Все это приводит к замедлению экономики в целом и к торможению внебюджетных социальных фондов. Так в 2013 году был введен налог на богатство.


Под него попадают люди, чьи автомобили и имущество по стоимости превышают определенного размера. Возможно, данный налог поможет частично стабилизировать материальную ситуацию в стране. Сегодня в стране присутствует нестабильная ситуация, связанная с состоянием внебюджетных государственных фондов. Существует ряд проблем, которые требуют скоропостижных решений. Ведь от функционирования фондов, зависит уровень и качество жизни всего населения страны. Через счета внебюджетных фондов проходит примерно около половины средств федерального бюджета. Поэтому система должна быть отлажена и не поддаваться сбоям. В Российской Федерации выделятся примерно 30 фондов, которые носят либо экономический, либо социальный характер. Около 60% доходов государство фокусирует на счетах этих фондов.

Самыми крупными фондами по своим размерам и значению признано считать [15, с. 38]:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов и различных управляющих компаний.

В сфере пенсионного обеспечения существуют следующие проблемы:

- отрицательная направленность к снижению покупательской способности пенсии;

- уменьшение размеров пенсий, в связи с сокрытием застрахованными лицами доходов от уплаты в пенсионный взнос;

- нестабильное состояние финансовых ресурсов, которые остро реагируют на спад производства и кризис в стране;

- неизменное состояние цены рабочей силы на рынке Российской Федерации.

Помимо выше представленных проблем, существуют и демографические ситуации, такие как:

- уменьшение количества людей, занятых в секторе экономики;

- сокращение продолжительности жизни и уменьшение численности рождаемости.

Для решения проблем, стоящих перед Пенсионным фондом, необходимо разработать ряд мероприятий, а именно:

- обеспечение прозрачности пенсионного обеспечения;

- постоянное реформирование системы Пенсионного фонда;

- повышение размера пенсий;

- автономность пенсионной системы от любых воздействий со стороны политических факторов;

- улучшение уровня жизни пенсионеров и стариков;

- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы.

Второй по размеру и своему значению занимает Фонд социального страхования. Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.