Файл: Социальное страхование и его функции (Теоретические аспекты сущности социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения

Построение социального государства, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и развития людей, является важнейшим принципом, характеризующим конституционно-правовой статус современного государства.

Практика проведения социальной политики выработала несколько направлений в ее реализации, среди которых социальная защита граждан стала значимым звеном в системе отношений «государство – гражданин».

Осмысление практического, научного значения социальной защиты в период реформирования современной России является актуальным и своевременным. Ведь именно сейчас создается оптимальная модель социальной защиты населения РФ.

Кроме того, система социальной защиты населения становится главной ценностью, на основе которой формируется политика отдельного государства и мирового сообщества в целом. Подтверждением становится закрепление значимости системы социальной защиты в ряде международных актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [11, с. 79].

Конституция РФ (ст. 39), как и основные законы других государств, закрепляет право граждан на социальное обеспечение: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное страхование представляет собой один из способов реализации социальной составляющей экономической системы. Основными принципами функционирования внебюджетных фондов социального страхования являются финансовая реализация конституционных прав и гарантий российских граждан.

Вопросы, связанные с разработкой теоретических и методологических аспектов социального страхования, не одно десятилетие волнуют отечественных и зарубежных исследователей. Все они приходят к выводу, что основой для возникновения различных механизмов защиты (в том числе и системы социальной защиты, включающей социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование) является рисковая природа человеческого существования.


Особенностью традиционного страхования является наличие замкнутой раскладки ущерба на страхователей и возвратности внесенных денежных средств. Возмещение ущерба связано с наступлением страхового случая, обладающего признаками вероятности и случайности, в связи с чем аккумулированные страхователями денежные средства могут оставаться для получателей блага (застрахованных) невостребованными и использоваться страховщиком в качестве инвестиционного ресурса.

Вместе с тем социальное страхование отличается от традиционного страхования рядом следующих признаков [11, с. 80]:

- этот вид страхования является частью государственной системы социальной защиты населения, в связи с чем величины возмещений не зависят от социальной группы, представителем которой является конкретный застрахованный;

- защите подлежат имущественные интересы физических лиц, в виде восстановления затрат связанных с разнообразными социальными рисками;

- страховым риском признаются общепризнанные в обществе предполагаемые события, наступление которых влечет нетрудоспособность человека и, соответственно, утрату дохода, являющегося источником средств к существованию, а именно: физиологический риск (утрата здоровья, смерть); производственный риск (трудовое увечье); социально-демографический риск (многодетность, временная утрата трудоспособности); рыночный риск (снижение спроса на труд);

- в целях достижения финансовой стабильности системы социального страхования величины страховых выплат и страховых взносов нормативно закреплены.

Защита российским государством человека от названных социальных рисков закреплена в Федеральном законе от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В ст. 1 этого документа указывается, что обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, представляющая собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Социальное страхование как вид социальной защиты населения получил воплощение в Российской Федерации в начале 1990-х гг. в виде создания государственных фондов социального страхования (государственных внебюджетных фондов, ГВФ), а именно: Пенсионного фонда РФ (ПФР); Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС). По причине роста в начале 90-х гг. ХХ в. уровня безработицы с целью защиты населения от неопределенности спроса на индивидуальный труд в России был также создан Государственный фонд занятости населения (ГФЗН), однако в 2000 г. из-за сокращения безработицы этот фонд был упразднен [11, с. 81].


Благодаря существованию ГВФ, все граждане страны приобрели статус «застрахованных», т. е. получающих право на страховое (рентное) обеспечение; функция «страхователей» была возложена на работодателей застрахованных, а при их отсутствии – на бюджеты субъектов РФ.

В 2000 г. БК РФ закрепил государственные внебюджетные фонды в качестве звена бюджетной системы РФ. Соответственно, бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются по представлению Правительства РФ в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а для управления перераспределением ресурсов через бюджеты ГВФ государство создало в каждом из них органы управления, наделив их полномочиями [11, с. 82]:

- главного администратора и администратора доходов бюджета;

- главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств;

- получателя бюджетных средств;

- главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета.

В законодательстве периодически менялось отношение к платежам в ГВФ, которые признавались то налогами (с 2000 по 2010 г. в качестве подобного платежа взимался Единый социальный налог, ЕСН), то страховыми платежами. Подобная проблема обусловлена проникновением в российскую экономику в конце ХХ в. идей неолиберализма, рассматривающих трудовую деятельность индивида как вид «товара», сбыт которого обусловлен существующей рыночной конкуренцией и осуществляется «владельцем» на свой страх и риск.

При невозможности реализации индивидом результатов труда рентная защита человека, предусмотренная страховой моделью защиты, становится невозможной. Она подменяется государственным социальным пособием, формируемым за счет налогов третьих лиц (работодателей) либо за счет солидарного участия владельца риска (трудящегося) в системе защиты коллективного интереса, формируемого посредством уплаты страхового взноса. Однако российская экономика признала систему защиты человека через выплату социальных пособий неэффективной, в связи с чем используется страховая модель финансирования социальной защиты.

2. Анализ современного состояния и перспективы развития социального страхования в РФ


2.1. Анализ доходов и направление расходования средств социального страхования РФ

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) Российской Федерации.

Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права граждан. Государственные социальные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы государственных социальных внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства. Формирование и утверждение государственного бюджета является основной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. На основании данных, представленных в законах: О федеральном бюджете, Пенсионном фонде РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования РФ и их исполнении, можно провести анализ и сформулировать выводы о динамике доходов и расходов федерального фонда и внебюджетных фондов. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации имеют целевое использование, за счет средств Фонда осуществляются выплата различных пособий, обеспечение санаторно-курортного лечения отдельных категорий населения, обеспечение текущей деятельности Фонда и содержание его органов управления, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда и другое. Бюджет ФСС РФ рассматривается Государственной Думой и утверждается в форме федерального закона на соответствующий финансовый год и плановый период.

Денежные средства Фонда, имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, входят в состав федеральной собственности. Федеральное казначейство осуществляет кассовые обслуживание исполнения бюджета Фонда социального страхования РФ. Использование технологии единого казначейского счета в ходе исполнения бюджета ФСС РФ позволяет реализовать такие преимущества механизма социального страхования по сравнению с бюджетным механизмом, как временная и территориальная раскладка риска, возможность капитализации средств фонда (к сожалению, в нашей стране это преимущество не используется), снижение риска потери средств Фонда в условиях исполнения бюджета через банковскую систему.


Согласно разделу 3 Положения о Фонде социального страхования РФ, доходы бюджета ФСС РФ могут формироваться за счет страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, а именно от размещения средств Фонда в государственные ценные бумаги, а также на депозитах в коммерческих банках; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) отдельным категориям граждан и других поступлений доходов.

На протяжении нескольких лет бюджет ФСС РФ находится в состоянии дефицита (рис. 1), что вызвано увеличением расходов Фонда и отставанием темпов роста его доходов. Несомненно, данный факт мешает Фонду успешно функционировать и эффективно исполнять свои задачи, что отражается на снижении уровня социальной защиты граждан и на их социальном обеспечении. Для выявления причин отрицательного баланса бюджета ФСС РФ проанализируем структуру доходов и расходов бюджета Фонда за 2014-2018 годы.

Рис. 1. Динамика расходов и доходов бюджета ФСС РФ за 2014-2018 гг., млрд. руб.

Источник: Индутенко А.Н., Филатова О.И., Шанина А.Н. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. – №6-5. – С. 110.

Анализируя рисунок 1, можем сделать вывод, что дефицитность бюджета Фонда социального страхования является негативной тенденцией его развития уже на протяжении многих лет, причем наблюдаем, что и на 2018 год делается отрицательный прогноз по поводу сбалансированности бюджета. На 2017 год установлен объем дефицита бюджета ФСС РФ размером в 41 201 418 тыс. рублей. Однако по сравнению с объемом доходов, установленным Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год», общий объем планируемых доходов бюджета Фонда на 2017 год увеличивается на 31,41 млрд. рублей, однако на 2018 год.

Из данных таблицы 1 видно сокращение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2014 года в общем объеме неналоговых доходов: если в 2014 году данный показатель составлял 82,1%, то к 2015 году он снизился до 79,5%, что обусловлено сокращением совокупного фонда оплаты труда в связи с длительной макроэкономической нестабильностью, однако с 2016 года ситуация исправляется. Поскольку страховые взносы в государственные внебюджетные фонды относятся к неналоговым доходам, следовательно, неналоговые доходы составляют основу формирования доходов бюджета ФСС РФ, причем ежегодно их доля в совокупном объеме доходов увеличивается: рост на 0,4 % в 2018 году по сравнению с 2015 г., при этом безвозмездные платежи сокращаются.