Файл: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками (Понятие государственных внебюджетных фондов).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
Введение
Обязательными платежами для всех юридических лиц и индивидуальные предпринимателей, являются страховые взносы во внебюджетные фонды, такие как: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Банки в дополнение к вышеуказанным страховым взносам, связанным с использованием ими труда физических лиц и уплатой им вознаграждения, обязаны уплачивать страховые взносы в фонд страхования вкладов, которые едины для всех банков.
Уплата страховых взносов в указанный фонд, производится банком с момента внесения его в реестр банков и до момента отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций или; исключения данного банка из реестра банков в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".[1]Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан.
Следует отметить, что хоть отчисления во внебюджетные фонды, и не являются налогами, однако в связи с обязательностью их уплаты их вполне допустимо приравнять к налогам.
Анализ порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками является актуальной целью нашей работы. Значение, которой на сегодняшний день очень велико, так как в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимым становится целенаправленное решение социальных проблем, финансируемых за счет государственных внебюджетных фондов.
Для достижения желаемой цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов;
- Рассмотреть виды государственных внебюджетных фондов;
- Изучить категории плательщиков страховых взносов и базу их исчисления;
- Исследовать изменения в администрировании страховых взносов;
- Раскрыть порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФ РФ, ФСС и ФОМС;
- Рассмотреть уплату банками взносов по обязательному страхованию.
На сегодняшний день обозреваемая нами тема не достаточно разработана с научной точки зрения. Подобрать необходимую информацию оказалось весьма затруднительно.
При написании курсовой работы нами использовалась законодательная база, а так же научная и учебная литература.
Нормативной основой исследования являются основные положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический, исторический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.
Объект исследования: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками.
Предмет: Государственные внебюджетные фонды.
Курсовая работа состоит из трех глав, шести параграфов, введения и заключения, в рамках которых раскрывается тематика курсовой работы.
Теоретическую базу данного исследования составили труды следующих ученых: Касьяновой Г.Ю., Ногиной О.А., Соколовой Ю.Б. и других.
Государственные внебюджетные фонды
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ.
Государственный внебюджетный фонд – это фондом денежных средств, образуем вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.[2] Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда в Российской Федерации формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.[3]
Законодатель отдельно подчеркивает в п. 4 ст. 143 БК РФ, что средства государственных внебюджетных фондов не могут быть изъяты во исполнение долговых обязательств РФ, субъектов РФ либо муниципального образования. Однако, несмотря на то, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, все же их средства находятся в составе федеральной собственности и управляются органами государственной власти Российской Федерации.
В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят:
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
- Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
В рамках п. 1 ст. 143 БК РФ определены направления расходования средств государственных внебюджетных фондов, следовательно, можно смело сказать, что данные фонды являются целевыми. Законодатель ограничивается лишь социальными направлениями целевого использования средств государственных внебюджетных фондов. Так, в п. 1 вышеуказанной статьи БК РФ определены направления социальной политики государства, для реализации которых создаются соответствующие виды государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с п. 2 ст. 143 БК РФ правовой статус, общие правила создания, деятельности и ликвидации всех государственных внебюджетных фондов должны быть определены в едином специальном федеральном законе о государственных внебюджетных фондах. Однако на настоящий момент на территории Российской Федерации действует множество нормативных актов, регламентирующих правовой режим отдельного вида государственных внебюджетных фондов.[4]
К государственным внебюджетным фондам в соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ, относятся:
1) Пенсионный фонд РФ (далее ПФР);
2) Фонд социального страхования РФ (далее ФСС);
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС).
Вообще, создание внебюджетных государственных фондов относится к началу 90-х гг. XX в. Первоначально практически все создававшиеся целевые фонды были внебюджетными.[5] Затем часть таких целевых фондов была переведена на прямое бюджетное финансирование, вследствие чего появились целевые бюджетные фонды. Таким образом, на территории Российской Федерации в настоящее время действуют следующие виды целевых фондов: Бюджетные;Внебюджетные государственные;Государственные целевые фонды Правительства РФ.
Все внебюджетные фонды можно разделить на несколько групп, имеющие определенное назначение[6]:
- Целевое:
- Экономические (для урегулирования процессов, связанных с хозяйственными государственными службами, предоставления субсидий и кредитов частным, а также государственным компаниям);
- Социальные (для оказания помощи различным социальным слоям населения нашей страны);
- Научно-исследовательские (помогают в финансировании всяческих исследований в области науки);
- Кредитные (для формирования ресурсов, которые государство использует в качестве возврата задолженностей и уплаты процентов).
- Управленческое:
- Общегосударственные;
- Региональные.
Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды.[7] Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности. Рассмотрим каждый более подробно.
- ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:
- Страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);
- Отчислениям из Государственного фонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);
- Взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий.
Работодатели являются ключевыми участниками российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые они начисляют и уплачивают в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, – это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.[8]
- ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:
- Страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);
- Доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);
- Ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);[9]
сумм штрафов и т. д.
При этом их денежных средств фонда оплачиваются:
- Пособия, официально назначенные при временной нетрудоспособности (больничные, декретные);
- Дополнительные выходные дни, используемые для ухода за ребенком-инвалидом;
- Средства на оплату санаторно-курортного лечения, путевок в детские лагеря с целью оздоровления;
- Содержание детских спортивных школ (аренда помещений, заработная плата тренерам и подобное);
- Расходы на проведение разъяснительной работы среди местного населения.
Это специализированная структурированная организация, представляющая собой часть государственной системы, созданной специально для защиты граждан нашего государства. Федеральное законодательство предусматривает все нюансы, связанные с деятельностью этого внебюджетного фонда, и дает определенные гарантии в выплате всех предусмотренных пособий.[10]
- ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную.[11] Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:
- Налоговые отчисления;
- Средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);[12]
- Различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.
Все денежные средства, накапливаемые здесь, предназначаются для:
- Неработающего населения, в том числе и детей;
- Реализации запланированных обязательных страховых мероприятий;
- Обеспечения медикаментами определенных категорий российских граждан.
Этот фонд следит за рациональным и эффективным использованием денежных вложений россиян в систему обязательного медицинского страхования.
Эти внебюджетные фонды специалисты относят к федеральной собственности, потому что они выполняют ряд задач, касающихся социальной защиты населения, его благосостояния, сохранения здоровья и оказания ряда определенных услуг.[13] Они имеют свою отчетность, которую представляют в обязательном порядке на рассмотрение и утверждение правительством нашей страны. При этом все денежные операции контролируются специально назначенным органом – Федеральным казначейством.
Государственные внебюджетные фонды РФ могут быть рассмотрены в двух аспектах:
1) как самостоятельное звено финансовой системы государства. В данном аспекте государственный внебюджетный фонд представляет собой обособленные в использовании централизованные фонды денежных средств различных территориальных уровней, с помощью которых государство реализует социально-экономические задачи.[14]В связи с этим все государственные внебюджетные фонды в зависимости от целевого назначения подразделяются на социальные, экономические и смешанные;
2) как самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение. В данном аспекте государственный внебюджетный фонд рассматривается как организация, состоящая на самостоятельном финансовом обеспечении, имеющая самостоятельный аппарат управления и выступающая в качестве самостоятельного участника денежно-кредитных отношений.[15]
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 БК РФ). Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.