Файл: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками (Понятие государственных внебюджетных фондов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.[16]

Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме проекта федерального закона.[17] В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.

Согласно ст. 150 БК РФ, контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется по общим правилам, установленным в разделе VIII Бюджетного кодекса РФ.[18]

Общие положения о страховых взносах

    1. Категории плательщиков и база исчислениястраховых взносов

В статье 419 Налогового кодекса РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

  1. Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, среди которых выделяют организации, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  2. Плательщики, не производящие выплат физическим лицам, такие как: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.[19]

Базой для исчисления страховых взносов выступает сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).


При этом следует отметить, что база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.[20]

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение в данном случае составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 %, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины.[21]

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.[22]

Кроме того, на период 2015 - 2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ежегодно увеличивается на установленные, на соответствующий год повышающие коэффициенты:

  • в 2017 году - 1,9;
  • в 2018 году - 2,0;
  • в 2019 году - 2,1;
  • в 2020 году - 2,2;
  • в 2021 году - 2,3.

Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2018 г. включительно приведены в Приложении «А».

    1. Администрирование страховых взносов

С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в Налоговый кодекс РФ. При этом НК РФ дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».

Новая глава НК РФ была введена в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ, принятым Государственной Думой ФС РФ.[23]Одновременно с 1 января 2017 года утратил силу действовавший с 1 января 2010 года Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Названный закон в свое время заменил собой ранее действовавшую главу 24 НК РФ, посвященную единому социальному налогу.


Вступление в силу главы 34 НК РФ "Страховые взносы" значительно изменило фискальную политику Российской Федерации, т.к. производимая замена правового регулирования страховых взносов представляет собой не формальное изменение, а существенную модернизацию всей системы обязательных платежей в социальной сфере.[24]

Для российского налогового законодательства включение в систему налогов и сборов, установленную НК РФ, страховых взносов - в какой-то степени стало неожиданным явлением.

В Налоговом кодексе РФ страховые взносы на сегодняшний день выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ.

Так, согласно ст. 8 НК РФ,«под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования».[25]

Но следует отметить, что положения НК РФ не применяются к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые также, как и раньше будут регулироваться отдельными законодательными актами.[26]

С введением в НК РФ, раздела ХIо страховых взносах в Российской Федерации, к налоговым органам перешли полномочия по:

  • Контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ;
  • Приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года;
  • Осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по решениям ПФР и ФСС;
  • Предоставлению отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;
  • Взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

Следует так же отметить, что у Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда Социального Страхования все так же сохранились полномочия по:

  • Приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
  • Контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);
  • Приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Помимо того, у ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а у ФСС остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение «зачетного» механизма в системе обязательного социального страхования.[27] За ФСС РФ сохраняются полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

Уплата взносов в государственные внебюджетные фонды банками

    1. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФРФ, ФСС и ФОМС.

Банк России, являясь работодателем по отношению к принятым им на работу физическим лицам, несет обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, а так же Фонд обязательного медицинского страхования.

Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов с внесением изменений в законодательство практически не изменился. Они также ежемесячно должны производить исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов остался прежним: не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.


Сумма страховых взносов, как и раньше, определяется в рублях и копейках, и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.[28]

Расчетным периодом, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

  • Уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
  • Ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  • Представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
  • Представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • Представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • Обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • Сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
  • Иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, после 1 января 2017 года зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сохранился. В связи с этим плательщики также как и раньше смогут уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.[29]

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.[30]