Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях (Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к определению компетенций предпринимателя и менеджера
1.1 Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»
1.2 Менеджеры как профессиональная категория
1.3 Сущность предпринимательства и место предпринимателя в бизнес-системе
1.4 Предприниматель и менеджер: общее и особенное
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
По определению, данному в работах P.С. Ронстадта, предпринимательство – «это динамичный процесс наращивания богатства». Р. Хизрич и М. Питерс предлагают собственное емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой; моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение, достигнутым».
С другой стороны, профессор Р. Хизрич предложил одно из самых кратких определений предпринимательства. Он предположил, что предпринимательство есть процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.
Если обратить внимание на эволюцию понимания термина «предприниматель» за рубежом, то можно выделить следующие вехи в его интерпретации:
Й. Шумпетер: «Предприниматели являются новаторами, которые используют процесс разрушения статус-кво существующих продуктов и услуг, для создания новых продуктов и новых услуг».
Дэвид МакКлелланд: «Предприниматель - это человек с высокой потребностью в достижении (N-Ach). Он энергичен и берет на себя умеренный риск».
Питер Друкер: «Предприниматель ищет перемен, реагирует на них и использует возможности. Инновации являются специфическим инструментом предпринимателя, следовательно, эффективный предприниматель преобразует источник в ресурс»[7].
Альберт Шаперо: «Предприниматели берут на себя инициативу, принимают риски неудач и иметь внутренний очаг контроля».
Рональд Май: «Предприниматель это тот, кто продает… инновации»[8].
Отечественный исследователь А. А. Кайгородцев считает, что «предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая в условиях неопределенности и риска при полной экономической и социальной ответственности ее субъектов».
А. Шапиро настаивает на том, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, «во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию, или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать».
На данный момент официальным считается определение предпринимательства данное в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, а именно: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предпринимательство как модель экономического поведения представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Соответственно, предприниматель — это лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства, то есть осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Предприниматель это скорее специалист, не всегда дипломированный, занимающийся деятельностью связанной с управлением собственностью. В отличие от других управленцев, цель предпринимателя получение прибыли для себя или для группы совладельцев в которую он входит.
Деятельность предпринимателя охватывает:
- осведомленность относительно хозяйственного положения;
- все предварительные соображения, необходимые для того, чтобы процесс производства был экономичным, иными словами, хозяйственный расчет;
- акт воли, посредством которого блага высшего порядка (а при развитых отношениях оборота, где всякое экономическое благо можно обыкновенно обменять на другое, блага вообще) предназначаются для определенного производства;
- наблюдение за возможно более экономическим проведением плана производственного процесса.
Таким образом, высокий уровень развития частной инициативы в секторе малого предпринимательства может считаться необходимым условием функционирования инновационной модели экономики. За рубежом инновационному развитию малого предпринимательства уделяется много внимания, что обусловлено первостепенной значимостью устойчивого экономического роста и создания рабочих мест.
Необходимо отметить, что многие государства сознательно придерживаются так называемой «предпринимательской модели экономического развития, предполагающей применение достаточно эффективных и гибких способов стимулирования активности малых предприятий». Подходы государств к поддержке и стимулированию малого предпринимательства дифференцирован в зависимости от микро и макроэкономических факторов и условий развития национальной экономики. Малое предпринимательство представляют самую многочисленную когорту мелких собственников, которые из-за своей массовости значительно определяет социальный, экономический и частично политический уровень государства.
1.4 Предприниматель и менеджер: общее и особенное
Многие исследователи обнаружили различия между предпринимателями и менеджерами, но действительно ли две эти группы отличаются друг от друга? Задачи, которые они выполняют, можно рассматривать как различный, но интересный аспект, который объединяет обе группы друг с другом, - это их компетенции. Предпринимателям и менеджерам действительно нужны одни и те же компетенции и не удивительно, что сочетание управленческих и предпринимательских качеств, приводит к долгосрочному успеху бизнес-организации (Хендерсон, 1974).
Это означает, что предпринимателям необходимы управленческие компетенции для учреждения предприятия, а менеджеры нуждаются в предпринимательской компетентности, чтобы руководить и добиться личного успеха.
В научном менеджменте предпринято большое количество исследований о том, какие компетенции менеджерам необходимы для того, чтобы добиться успеха в своей карьере. Эти исследование представляются многогранными, они рассматривают вопрос о том, какие компетенции требуются для, например, менеджеров среднего звена, топ-менеджеров; для успешного старта; для карьерной лестницы. С другой стороны, существует еще больший объем исследования в области предпринимательства во всех его аспектах. Например, что включает это поле, каковы характерные черты предпринимателя и что они должны иметь, чтобы быть успешными предпринимателями. Однако оптимальное сочетание управленческих и предпринимательских компетенции, которые, как представляется, гораздо менее изучены.
В литературе отмечаются как сходства, так и различия в компетенциях менеджеров и предпринимателей. Представим конкретные компетенции обеих групп в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Различные взгляды на сходства и различия компетенции менеджеров и предпринимателей[9]
Трактовка |
Авторская позиция |
Авторы |
Предприниматели и менеджеры схожи по показателям компетенций |
Полное перекрывание компетенций менеджеров и предпринимателей |
Парнелл и Лестер (2007)[10] |
Управленческие и предпринимательские компетенции являются многомерными конструкциями |
Митчелмор и Роули (2010) |
|
Характеристики, связанные с компетенциями предпринимателей и менеджеров: риск, креативность, потребность в независимости, самоуверенность, высокие уровни энергии и отвественность |
Руд (2005)[11] |
|
Идентичные характеристики: потенциал и уверенность в себе, высокий уровень приверженности и участия |
Малаш-Пинс и др. (2002) |
|
Нет различий между показателями склонность к риску между менеджерами и предпринимателями |
Брокгауз (1980) |
|
В рвеной степени обладают творчеством |
Ko & Butler |
|
Предприниматели и менеджеры различаются по показателям компетенций |
Отличительные черты предпринимателей: Ответственность за принпрмаемые решения, неприятие рутинной работы, ориентация на достижения, воображение |
Андерсон и др. (1990) |
Принятие риска, любовь к вызовам, инициатива и независимость характеризуют черты предпринимателей, что отличает их от менеджеров |
Малаш-Пинс и др. (2002) |
|
Предприниматели (в отличие от менеджеров) охотно рискуют, предпочитают автономию, показывают терпимость к неоднозначным ситуациям, способны легко адаптироваться к изменениям |
Секстон и Броуман (1985) |
|
Менеджеры реагируют на изменения, пока предприниматели вносят изменения |
Дилтс и Прут (1987) |
|
Признание и использование возможностей - это ключевые аспекты, отличающие предприниматели от менеджеров |
Митчелмор и Роули (2010); Йоханнес (1992) |
|
Предприниматели и менеджеры обладают различными менталитетами, доминированием и ориентацией на конкретные ценности |
Митчелмор и Роули (2002) |
|
Предпринимательские навыки порождают новые продукты, идеи и инновации, управленческие - содействуют экономическим сделкам |
Лигун и Оуэн (1999) |
|
Предприниматели нуждаются в более высоких компетенциях, нежели менеджеры |
Более высокий уровень ориентации на рост – черта предпринимателя |
Руд (2005) |
Предприниматели демонстрируют более высокие этические отношения |
Букар и Хизрич (2001) |
|
Предприниматели с большей вероятностью демонстрируют более высокую склонность к риску |
Керланд и др.. (1995) |
|
Предприниматели более гибки и проницательны в своем стиле принятия решений |
Буттнер и Кришкевич (1993) |
|
Предпринимателей считают более инновационными, чем менеджеров |
Сван и Тукер (1973) |
|
Предприниматели характеризуются большим количеством предубеждений и эвристики, в результате чего предприниматели меньше рискуют |
Бусениц (1999) |
|
Предприниматели больше ценят инновации, личный контроль и достижение |
Малаш-Пинс и др. (2002) |
|
Предприниматели более инновационны |
Буттнер и Гришкевич (1993); Мюллер и Томас (2000) |
|
Предприниматели относительно более инновационны; демонстрируют высокую вариативность ролей, самоэффективность и склонность к риску; ценят свободу, честность, самоуважение, логику, ценят прключения и чувство успеха |
Орсер и Дейк (2009) |
|
Предприниматели демонстрируют более высокий уровень самоактуализации, более инициативны и лучше способны контролировать |
Андерсон и др. (1990) |
|
Менеджеры нуждаются в более высоких компетенциях, нежели предприниматели |
Руководители чаще жертвуют своими личными ценностями для бизнеса, чем предприниматели |
Букар и Хизрич (2001) |
Менеджеры относительно больше ценят дружбу, сострадание, помощь другим, мудрость, прощение, баланс работы-семьи, самоконтроля, но и менее готовы на жертвы ради успеха бизнеса |
Орсер и Дейк (2009) |
|
Менеджеры демонстрируют более высокую власть и безопасность |
Андерсон и др. (1990) |
В таблице отражены различные взгляды на компетенции менеджеров и предпринимателей, обзор которых свидетельствует о том, что дискуссии не утихают и единой точки зрения на компетенции не выявлено.
И, тем не менее, у предпринимателя и менеджера много общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера.
Объединяет их и то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной и коммерческой деятельности.
Как и всякая деятельность, предпринимательская работа менеджера опирается на определенную систему информации. При этом основное внимание уделяется информации о возможностях производства и маркетинга, о рыночной конъюнктуре, об изменениях во внешнем – дальнем окружении. В соответствии со своими целями предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления.
Свои права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности в структуре и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор бюрократически, или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с собственником бизнеса.
Таким образом, ключевая роль в любой организации, безусловно, принадлежит предпринимателю и менеджеру. Предприниматель и менеджер – это две ключевые фигуры любой организации. Однако в практике их деятельности имеется много различий (Таблица 1.4).
Что действительно сближает позиции менеджера и предпринимателя, так это функции и применяемые методы управленческой деятельности.
Таблица 1.4
Общее и особенное в деятельности менеджера и предпринимателя[12]
В менеджменте управление можно определить как функцию системы, которая обеспечивает направление деятельности в соответствии с планом, удерживает в допустимых пределах отклонения системы от заданных целей. Управление осуществляется при помощи информационной сети, которая является средством управления.
Таким образом, с полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.
Глава 2. Сравнительное исследование компетенций предпринимателя и менеджера в условиях российской компании на примере консалтингового агентства «ВайзЭдвайс»
2.1 Организация исследования
Цель настоящего сравнительного исследования заключается в изучении взаимосвязи компетенций менеджера и предпринимательских компетенций в условиях российского бизнеса. Чтобы достичь указанной цели, намечены два основных напрвления исследовательской работы:
- Определение основных исследовательских подходов к обсуждению вопросов, связанных с определением компетенций менеджера и предпринимателя;
- Определение особенностей восприятия компетенций менеджера и предпринимателя среди бизнес-консультантов и коучеров, а так же уточнение их мнения о том, требуются ли предпринимателям и управленцам специвальные компетенции и, если да, то для каких целей?
В основу исследования положены две теоретические модели компетенций – менеджера и предпринимателя, положенные, в свою очередь, в основу концепции общей универсальной компетенции.
Две теоретические модели, которые будут описывать компетенции предпринимателей и менеджеров, можно определить следующим образом:
Модель 1: описывает основные управленческие компетенции, необходимые для решения повседневных задач и дополнительные компетенции, необходимые для выполнения нестандартных, стратегических задач;