Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях (Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По определению, данному в работах P.С. Ронстадта, предпринимательство – «это динамичный процесс наращивания богатства». Р. Хизрич и М. Питерс предлагают собственное емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой; моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение, достигнутым».

С другой стороны, профессор Р. Хизрич предложил одно из самых кратких определений предпринимательства. Он предположил, что предпринимательство есть процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Если обратить внимание на эволюцию понимания термина «предприниматель» за рубежом, то можно выделить следующие вехи в его интерпретации:

Й. Шумпетер: «Предприниматели являются новаторами, которые используют процесс разрушения статус-кво существующих продуктов и услуг, для создания новых продуктов и новых услуг».

Дэвид МакКлелланд: «Предприниматель - это человек с высокой потребностью в достижении (N-Ach). Он энергичен и берет на себя умеренный риск».

Питер Друкер: «Предприниматель ищет перемен, реагирует на них и использует возможности. Инновации являются специфическим инструментом предпринимателя, следовательно, эффективный предприниматель преобразует источник в ресурс»[7].

Альберт Шаперо: «Предприниматели берут на себя инициативу, принимают риски неудач и иметь внутренний очаг контроля».

Рональд Май: «Предприниматель это тот, кто продает… инновации»[8].

Отечественный исследователь А. А. Кайгородцев считает, что «предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая в условиях неопределенности и риска при полной экономической и социальной ответственности ее субъектов».

А. Шапиро настаивает на том, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, «во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию, или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать».


На данный момент официальным считается определение предпринимательства данное в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, а именно: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательство как модель экономического поведения представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Соответственно, предприниматель — это лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства, то есть осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Предприниматель это скорее специалист, не всегда дипломированный, занимающийся деятельностью связанной с управлением собственностью. В отличие от других управленцев, цель предпринимателя получение прибыли для себя или для группы совладельцев в которую он входит.

Деятельность предпринимателя охватывает:

  1. осведомленность относительно хозяйственного положения;
  2. все предварительные соображения, необходимые для того, чтобы процесс производства был экономичным, иными словами, хозяйственный расчет;
  3. акт воли, посредством которого блага высшего порядка (а при развитых отношениях оборота, где всякое экономическое благо можно обыкновенно обменять на другое, блага вообще) предназначаются для определенного производства;
  4. наблюдение за возможно более экономическим проведением плана производственного процесса.

Таким образом, высокий уровень развития частной инициативы в секторе малого предпринимательства может считаться необходимым условием функционирования инновационной модели экономики. За рубежом инновационному развитию малого предпринимательства уделяется много внимания, что обусловлено первостепенной значимостью устойчивого экономического роста и создания рабочих мест.

Необходимо отметить, что многие государства сознательно придерживаются так называемой «предпринимательской модели экономического развития, предполагающей применение достаточно эффективных и гибких способов стимулирования активности малых предприятий». Подходы государств к поддержке и стимулированию малого предпринимательства дифферен­цирован в зависимости от микро и макроэкономических факторов и условий развития национальной экономики. Малое предпринимательство представляют самую многочисленную когорту мелких собственников, которые из-за своей массовости значительно определяет социальный, экономический и частично политический уровень государства.


1.4 Предприниматель и менеджер: общее и особенное

Многие исследователи обнаружили различия между предпринимателями и менеджерами, но действительно ли две эти группы отличаются друг от друга? Задачи, которые они выполняют, можно рассматривать как различный, но интересный аспект, который объединяет обе группы друг с другом, - это их компетенции. Предпринимателям и менеджерам действительно нужны одни и те же компетенции и не удивительно, что сочетание управленческих и предпринимательских качеств, приводит к долгосрочному успеху бизнес-организации (Хендерсон, 1974).

Это означает, что предпринимателям необходимы управленческие компетенции для учреждения предприятия, а менеджеры нуждаются в предпринимательской компетентности, чтобы руководить и добиться личного успеха.

В научном менеджменте предпринято большое количество исследований о том, какие компетенции менеджерам необходимы для того, чтобы добиться успеха в своей карьере. Эти исследование представляются многогранными, они рассматривают вопрос о том, какие компетенции требуются для, например, менеджеров среднего звена, топ-менеджеров; для успешного старта; для карьерной лестницы. С другой стороны, существует еще больший объем исследования в области предпринимательства во всех его аспектах. Например, что включает это поле, каковы характерные черты предпринимателя и что они должны иметь, чтобы быть успешными предпринимателями. Однако оптимальное сочетание управленческих и предпринимательских компетенции, которые, как представляется, гораздо менее изучены.

В литературе отмечаются как сходства, так и различия в компетенциях менеджеров и предпринимателей. Представим конкретные компетенции обеих групп в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Различные взгляды на сходства и различия компетенции менеджеров и предпринимателей[9]

Трактовка

Авторская позиция

Авторы

Предприниматели и менеджеры схожи

по показателям компетенций

Полное перекрывание компетенций

менеджеров и предпринимателей

Парнелл и Лестер (2007)[10]

Управленческие и предпринимательские

компетенции являются многомерными

конструкциями

Митчелмор и Роули

(2010)

Характеристики, связанные с компетенциями предпринимателей и менеджеров: риск, креативность, потребность в независимости, самоуверенность, высокие уровни энергии и отвественность

Руд (2005)[11]

Идентичные характеристики: потенциал и

уверенность в себе, высокий уровень приверженности и участия

Малаш-Пинс и др. (2002)

Нет различий между показателями

склонность к риску между

менеджерами и предпринимателями

Брокгауз (1980)

В рвеной степени обладают творчеством

Ko & Butler

Предприниматели и менеджеры различаются

по показателям компетенций

Отличительные черты предпринимателей:

Ответственность за принпрмаемые решения,

неприятие рутинной работы, ориентация на достижения, воображение

Андерсон и др. (1990)

Принятие риска, любовь к вызовам, инициатива

и независимость характеризуют черты

предпринимателей, что отличает их от менеджеров

Малаш-Пинс и др. (2002)

Предприниматели (в отличие от менеджеров) охотно рискуют, предпочитают автономию, показывают

терпимость к неоднозначным ситуациям, способны легко адаптироваться к изменениям

Секстон и Броуман (1985)

Менеджеры реагируют на изменения, пока предприниматели вносят изменения

Дилтс и Прут (1987)

Признание и использование возможностей - это ключевые аспекты, отличающие предприниматели от менеджеров

Митчелмор и Роули (2010); Йоханнес (1992)

Предприниматели и менеджеры обладают

различными менталитетами, доминированием и

ориентацией на конкретные ценности

Митчелмор и Роули (2002)

Предпринимательские навыки порождают новые продукты, идеи и инновации, управленческие -

содействуют экономическим сделкам

Лигун и Оуэн (1999)

Предприниматели нуждаются в более высоких компетенциях, нежели

менеджеры

Более высокий уровень ориентации на рост – черта предпринимателя

Руд (2005)

Предприниматели демонстрируют более высокие этические отношения

Букар и Хизрич (2001)

Предприниматели с большей вероятностью демонстрируют более высокую склонность к риску

Керланд и др.. (1995)

Предприниматели более гибки и проницательны в своем стиле принятия решений

Буттнер и Кришкевич

(1993)

Предпринимателей считают более инновационными, чем менеджеров

Сван и Тукер (1973)

Предприниматели характеризуются большим количеством предубеждений и эвристики, в результате чего предприниматели меньше рискуют

Бусениц (1999)

Предприниматели больше ценят инновации, личный контроль и достижение

Малаш-Пинс и др. (2002)

Предприниматели более инновационны

Буттнер и Гришкевич

(1993); Мюллер и Томас (2000)

Предприниматели относительно более инновационны; демонстрируют высокую вариативность ролей, самоэффективность и склонность к риску; ценят свободу, честность, самоуважение, логику, ценят прключения и чувство успеха

Орсер и Дейк (2009)

Предприниматели демонстрируют более высокий уровень самоактуализации, более инициативны и лучше способны контролировать

Андерсон и др. (1990)

Менеджеры нуждаются в более высоких компетенциях, нежели

предприниматели

Руководители чаще жертвуют своими личными ценностями для бизнеса, чем предприниматели

Букар и Хизрич (2001)

Менеджеры относительно больше ценят дружбу, сострадание, помощь другим, мудрость, прощение, баланс работы-семьи, самоконтроля, но и менее готовы на жертвы ради успеха бизнеса

Орсер и Дейк (2009)

Менеджеры демонстрируют более высокую власть и безопасность

Андерсон и др. (1990)


В таблице отражены различные взгляды на компетенции менеджеров и предпринимателей, обзор которых свидетельствует о том, что дискуссии не утихают и единой точки зрения на компетенции не выявлено.

И, тем не менее, у предпринимателя и менеджера много общего, и прежде всего общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель сам выполняет функцию менеджера.

Объединяет их и то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной и коммерческой деятельности.

Как и всякая деятельность, предпринимательская работа менеджера опирается на определенную систему информации. При этом основное внимание уделяется информации о возможностях производства и маркетинга, о рыночной конъюнктуре, об изменениях во внешнем – дальнем окружении. В соответствии со своими целями предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления.

Свои права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности в структуре и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор бюрократически, или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с собственником бизнеса.

Таким образом, ключевая роль в любой организации, безусловно, принадлежит предпринимателю и менеджеру. Предприниматель и менеджер – это две ключевые фигуры любой организации. Однако в практике их деятельности имеется много различий (Таблица 1.4).

Что действительно сближает позиции менеджера и предпринимателя, так это функции и применяемые методы управленческой деятельности.

Таблица 1.4

Общее и особенное в деятельности менеджера и предпринимателя[12]

В менеджменте управление можно определить как функцию системы, которая обеспечивает направление деятельности в соответствии с планом, удерживает в допустимых пределах отклонения системы от заданных целей. Управление осуществляется при помощи информационной сети, которая является средством управления.


Таким образом, с полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.

Глава 2. Сравнительное исследование компетенций предпринимателя и менеджера в условиях российской компании на примере консалтингового агентства «ВайзЭдвайс»

2.1 Организация исследования

Цель настоящего сравнительного исследования заключается в изучении взаимосвязи компетенций менеджера и предпринимательских компетенций в условиях российского бизнеса. Чтобы достичь указанной цели, намечены два основных напрвления исследовательской работы:

  • Определение основных исследовательских подходов к обсуждению вопросов, связанных с определением компетенций менеджера и предпринимателя;
  • Определение особенностей восприятия компетенций менеджера и предпринимателя среди бизнес-консультантов и коучеров, а так же уточнение их мнения о том, требуются ли предпринимателям и управленцам специвальные компетенции и, если да, то для каких целей?

В основу исследования положены две теоретические модели компетенций – менеджера и предпринимателя, положенные, в свою очередь, в основу концепции общей универсальной компетенции.

Две теоретические модели, которые будут описывать компетенции предпринимателей и менеджеров, можно определить следующим образом:

Модель 1: описывает основные управленческие компетенции, необходимые для решения повседневных задач и дополнительные компетенции, необходимые для выполнения нестандартных, стратегических задач;