Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях (Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, когда бизнес в России находится в целом на стадии формирования, мало кто задумывается над тем, чем же менеджер отличается от предпринимателя и наоборот. Зачастую, эти понятия в быту употребляются как синонимичные по смыслу. И действительно, в деятельности менеджера и предпринимателя много общего: одной из функций предпринимателя является управление процессами и руководство коллективом организации, а от менеджера постоянно требуется проявлять предпринимательство в организационном поведении. Поэтому их роль в организации в целом перекрывается, хотя не полностью.

Но, есть и различия, прежде всего, обусловленные статусом предпринимателя и менеджера в организации. И разобраться в этих расхождениях подчас бывает не просто.

Целью работы является исследование взаимосвязи и различий между управленческими и предпринимательскими компетенциями.

Цель исследования определяет ее задачи:

  1. Анализ ключевых понятий исследования, определение значения понятия «компетенция»;
  2. Характеристика менеджеров как профессиональной категории;
  3. Определение сущности предпринимательства и его места в бизнесе;
  4. Выявление общих и особенных черт в деятельности предпринимателя и менеджера;
  5. Эмпирическое исследование компетенций предпринимателя и менеджера в условиях российской компании на примере консалтингового агентства «ВайзДевайс» (Москва);
  6. Формирование выводов по итогам проведенного исследования компетенций предпринимателя и менеджера в условиях российской компании.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что предприниматели и менеджеры должны обладать схожими компетенциями, которые обеспечат успешность их деятельности в бизнесе, однако «профиль» компетенций предпринимателя и менеджера различается ввиду специфики деятельности предпринимателей и менеджеров российских компаний.

Объект исследования: компетенции предпринимателя и менеджера.

Предмет исследования: соотношение компетенций предпринимателя и менеджера в условиях российского бизнеса.

База исследования: консалтинговое агентство «ВайзЭдвайс» (Москва).

Методы исследования: работа с научной литературой, дескриптивный метод, методы типологизации и систематизации, методы социологического исследования (интервью, анкета), методы статистической обработки данных, другие методы.

Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных исследователей, которые посвятили свои исследования проблемам формирования и развития компетенций менеджеров и предпринимателей. Среди них можно особо выделить таких авторов, как М.А.Гулиева, П.Друкера, Т.В. Медведеву, С. Митчелмор и Ж. Полэя, Ж. Парнелл, Л. Пикет и др., которые в разные годы внесли наиболее значимый вклад в теоретическую и практическую разработку вопросов формирования компетенций предпринимателя и менеджера.


Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав и заключения. Справочный аппарат работы представлен списком литературы и приложением.

Глава 1. Теоретические подходы к определению компетенций предпринимателя и менеджера

1.1 Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»

Обращаясь к литературным источникам, можно определить некоторые категории, значимые для настоящего исследования:

Предприниматель - человек, который начинает дело и активно управляет бизнес-менеджером.

Бизнес-менеджер - человек, который, в силу своей роли, своих компетенций и способностей, привносит последовательность в сложные организационные процессы компании по функциям, таким как планирование, организация, распорядительство, координация и управление.

Компетенции - сумма опыта и знаний, навыков, ролей и отношений, которые личность приобретает на протяжении всей жизни, что необходимо для эффективной деятельности.

Компетентности определяются как «сумма опыта, а также знаний, навыков, ценностей и отношений, которые мы приобрели ...» (Пикет, 1998, стp.103)[1] или «атрибуты индивида, которые необходимы для эффективной работы на рабочем месте или в жизненной роли ».

Компетенции связываются с такими атрибутами, как «общие или специализированные знания, физические и интеллектуальные способности, личностные черты, мотивы и самоценка» (Клемп, МакКелланд, 1986).

Множественность определений данного термина объясняется тем, что концепция и само понятие компетенций очень многогранно. В обзоре Митчелмор и Роули (2010) утверждают, что основным компонентом в исследовании компетенций является исследование долговременных характеристик лиц, которые приводят к успеху или результативности в работе и, соответственно в организации. Это обстоятельство является важным фактором для нашего исследования. В упомянутом исследовании Митчелмор и Роули (2010)[2] компетенции представлены как знания, навыки и характеристики; Бартлетт и Гошаль (1997) перечисляют три идентифицированные категории компетенций: навыки / способности, знания / опыт и мнение / качество.


Другой взгляд на теорию компетенций связан с исследованием успешных лидеров, в которых сделана попытка разграничения навыков, поведения и отношений, а также найти способы их соотнесения и объединения в единое целое.

Из этого обзора видно, что компетенции определяются по-разному разными авторами. Тем не менее, такие категории, как знания, навыки, отношения и черты повторяются во многих авторских определениях компетенций.

1.2 Менеджеры как профессиональная категория

В экономической литературе, фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых появление профессии «менеджер» связано с отделением управленческой работы от производственной и возникновением самостоятельного вида деятельности – профессионального менеджмента. Это произошло в 17-18 веках в эпоху зарождения капитализма и начала индустриального прогресса европейской цивилизации.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления – многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно[3]:

  1. к организатору конкретных видов работ;
  2. к руководителю предприятия в целом или его подразделений;
  3. к руководителю по отношению к подчиненным;
  4. к администратору любого уровня управления.

На данный момент существует три уровня подразделения руководителей, введенных американским социологом Толкоттом Парсоном:

  1. технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  2. управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
  3. институциональный уровень – соответствует уровню высшего звена (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Уровни руководства по Т. Парсонсу[4]

Показатель формы пирамиды, определяет снижение количества людей в соответствии с падением уровня. На каждом предприятии функции управления осуществляются не только менеджерами, но и аппаратом управления.


Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации, приведено в работе известного канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты», в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Роли менеджера по Г. Минцбергу[5]

Согласно выводам Г. Минцберга, сделанным по результатам исследований в области аналитики деятельности высших менеджеров, сформирован вывод о том, что менеджеры осуществляют 3 взаимосвязанных роли:

- роль генератора решений;

- межличностные роли;

- информационные роли (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Роли менеджеров в организации по Г. Минцбергу[6]

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли.

  1. роль приемников информации;
  2. роль распространителей информации;
  3. менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию.

Группа ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации. Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Американский психолог Гюго Мюнстерберг в своих работах «Психология и индустриальная эффективность» и «Психология бизнеса», изданных в начале XX века, затронул три наиболее актуальных по его мнению вопроса в бизнесе:

  1. как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их наиболее подходящими;
  2. при каких психологических условиях можно получить лучшие результаты;
  3. как воздействовать на работников.

Мюнстерберг считал, что научный менеджмент и промышленная психология должны объединиться, потому как основываются на одинаковом принципе: при чрезмерном давлении на рабочего высокой эффективности и высокой производительности труда, достичь невозможно.


Таким образом, труд современных менеджеров - это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Труд современных менеджеров необходим предприятиям как главное условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет стратегию, цели, конкретные средства и пути решения задач предприятия. Отсюда следует, что труд менеджеров изначально является основным двигателем развития экономики.

Сегодня труд менеджера необходим предприятиям как одно из важнейших условий существования и устойчивого развития организации в целом, так как именно менеджмент определяет стратегию, цели, конкретные средства и пути решения задач предприятия. Отсюда следует, что труд менеджеров изначально является стимулом развития экономики.

1.3 Сущность предпринимательства и место предпринимателя в бизнес-системе

В России и в мире малое предпринимательство есть главный источник для поступления налогов в различные уровни бюджета государства. Однако, в РФ развитию именно малого предпринимательства не уделяется достаточно внимания со стороны государства.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, «новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников». Данный подход может быть принят и в России.

Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввел французский экономист Ричард Кантильон примерно в 1720 году. Р. Кантильон определил его так: Предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной.

Позднее понятие «предприниматель» (entrepreneur) использовал французский экономист Жан-Батист Сэй примерно в 1800 году. Ж.-Б. Сэй определил его так: «Антрепренёр перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды».