Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях (Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к определению компетенций предпринимателя и менеджера
1.1 Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»
1.2 Менеджеры как профессиональная категория
1.3 Сущность предпринимательства и место предпринимателя в бизнес-системе
1.4 Предприниматель и менеджер: общее и особенное
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Тем не менее, важно отметить, что все участники опроса единодушны во мнении, что все 13 групп компетенций воспринимаются как существенные для предпринимателей, точно так же, как и специалисты, посвятившие данной проблеме свои теоретические исследования.
Кроме того, в отношении комментариев респондентов по любым другим компетенциям, которые, по их мнению, являются важными для предпринимателей, большинство предложений фактически попадают в 13 групп, или просто не были учтены, так как не совпали с фактической типологией компетенций, выделенных в специальной литературе.
С учетом сказанного, остановимся на предположениях респондентов относительно того, что предприниматели «не заботятся о высшем образовании», нуждаются в «одежде высшего уровня» и «удаче». Их можно считать интересными, но в литературе не было обнаружено серьезной поддержки этих позиций, хотя трудно возражать аргументу значимости предпринимательской «удачи».
Из всех рассмотренных выше выводов мы получили более подробное представление о том, какие компетенции, в ответах респондентов, необходимы для предпринимателей.
Далее перейдем к оценке «Предпринимательской» модели, исследуя мнение участников опроса о том, важна ли каждая из 13 групп компетенций для предпринимателей уже на начальном этапе их деятельности или же на более поздней стадии для управления уже созданной компанией (см. Таблицу 2.4 ).
Лидерство нашло наибольшую поддержку в ответах респондентов, причем 63% заявили что они считают эту группу компетенций более важной для управления предприятием. Эти цифры подтверждают выводы Брокмана и Лачо (2010), которые утверждают, что после того, как бизнес запущен, предпринимательский стиль руководства обычно переходит от оперативного к стратегическому.
Значимость профессиональной квалификации получила вторую по значимости оценку в ответах респондентов (53,7%), которые считают эту группу наиболее подходящей для управления уже созданной компанией. Подтверждение может быть найдено в работах Буттнер и Гришкевич (1993), которые утверждают, что когда административные вопросы получают преобладающее значение, есть большая вероятность потери бизнеса для инновационных предпринимателей. Поэтому можно было бы утверждать что определенные профессиональные компетенции, такие, как технические навыки, навыки маркетинга, производство ноу-хау, управленческие навыки и знание того, как функционирует рынок, важны для предпринимателей на более поздних этапах управления созданной компанией.
Также, ссылаясь на Буттнера и Гришкевича (1993), отметим, что правильный стиль решения проблем должен использоваться предпринимателями на ранней стадии жизненного цикла копании, поскольку проблемы в этот период имеют иной характер, к тому же интенсивно накапливаются именно после запуска готового проекта бизнеса. Однако только 17% респондентов считают группу компетенций по решению проблем более важной для управления созданным предприятием. Возможно, респонденты связывают предпринимательскую деятельность с многочисленными проблемами, которые нужно решать все время от основания и, соответственно, предпринимателям всегда нужна компетенция по решению проблем.
Последняя из четырех групп компетенций, которые признаны как наиболее необходимые для работы в уже созданной компании, является коммуникация. Ясно, что коммуникация не утрачивает своего значения на всех этапах жизни предприятия. Вероятно, именно поэтому 74,1% респондентов согласились что предприниматели всегда нуждаются в коммуникационных компетенциях. Тем не менее, опираясь на созданную модель, мы придерживаемся той точки зрения, что, как только предприятие будет основано, число формальных и неформальных контактов и взаимодействий предпринимателя растет экспоненциально. И это логически приводит к соответствующему увеличению чистого объема информации, и, следовательно, к повышению важности различной коммуникационной деятельности предпринимателя.
Кроме того, интересно отметить, что значительное количество респондентов высокого оценили изменения (40,7%), и почти столько же (38,9%) - гибкость как наиболее важные для уже созданного предприятия. Однако эти показатели не так сильны, как в отношении перечисленных выше компетенций.
Оценки по оставшимся семи компетенциям были воднозначно отнесены к стадии старт-апа проекта (75% и больше).
Следовательно, можно считать, что разработанная модель компетенций подтвердила свою состоятельнгость в ответах респондентов и не требует существенных корренктировок в процессе исследования.
2.3 Выводы по результатам исследования
В этом разделе представлены результаты и анализ интервью, проведенных в рамках эмпирического исследовния. Из трех интервью, которые мы провели во время наших исследований, можно было заключить, что предпринимательские компетенции, необходимые менеджерам в их работе, можно свести к приведенным ниже показателям (Таблица 2.6).
Как видно из приведенной выше Таблицы, все категории получили значительное количество ответов, прежде всего – вторая категория, компетенции в том виде, какими они должны быть.
Таблица 2.6
Компетенции предпринимателя, необходимые менеджеру[18]
Категория |
Ответы, извлеченные из обсуждения |
1. Компетенции, свойственные начинающим предпринимателям |
- настойчивость / выносливость / терпение - знания / опыт в отрасли - деловые навыки - опыт предпринимательства - социальные навыки - мобильность - готовность к командной работе - навыки продаж - творчество - видение бизнеса (с известными ограничениями) - понимание / ощущение того, что есть предпринимательство |
2. Компетенции, которыми предприниматель должен обладать |
- выносливость, терпение, настойчивость - связи (важно быть частью их), чтобы найти нужных людей, следует строить «умные» сети - социальные навыки (общение с людьми) - риск - мобильность - творчество, креатив - знание и навыки продаж, способность и готовность это делать - видение окружения - видение возможностей - знание своих слабых и сильных сторон - командообразование - принятие конкуренции как вызова |
3. Компетенции, которых не хватает российским менеджерам |
- многие не понимают, что нужно много знать о бизнесе и о предпринимательстве - недостаточно знаний о продажах, неумение продавать - осознание того. Что предпринимательство – длительный процесс, некоторые цели которого так и останутся недостижимыми - недостаток терпения |
4. Компетентности, необходимые менеджеру для запуска предприятия (и все время) |
- умение «заполучить» клиента - умение быть хорошим продавцом - иметь возможность создания новшеств, быть готовым к творчеству и нестандартным решениям - жажда денег - социальные навыки и стремление к саморазвитию |
5. Компетенции, необходимые менеджеру для развития предприятия |
- готовность платить больше по мере развития бизнеса - навыки планирования, - лидерство - мужество, храбрость - знание целей работников, чего они хотят достичь, умение учитывать достижения других компаний, в том числе и положительной мировой практики |
Возможно, это объясняется тем, что бизнес-тренерам проще всего обсуждать эту «идеальную модель». Тем не менее, чаще всего ответы были даны именно на первые две категории, описывающие тех, с кем они контактируют по роду деятельности. Но, так же из ответов может быть почерпнута информаци и о том, какие из предпринимательских компетенций необходимы менеджеру, либо от стадии запуска проекта, либо для развития уже действующего предприятия. В результате, полученные ответы дают основания судить о характере предпринимательских компетенций, необходимые менеджерам в их работе.
Таким образом, проведённое исследование позволяет судить о том, как соотносятся понятия предпринимательской и управленческой компетенции, в чем их общность и где пролегают различия. Очевидно, что набор компетенций предпринимателя и менеджера по существу, идентичен, но профиль компетенций менеджера и предпринимателя различается по степени проявления тех или иных важных характеристик. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящей работе было проведено сравнительное исследование компетенций менеджеров и предпринимателей.
Было установлено, что предприниматель (бизнесмен) и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель — это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление.
Менеджер выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.
По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры — продавая свою рабочую силу.
С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.
В ходе анализа научной литературы было выявлено, что существует немало подходов к пониманию того, что же представляет собой компетенция. Но все исследователи сходятся во мнении, что это интегралдьное понятие, обобщающее такие характеритики личности, как знания, умения, опыт, способности, базовые черты характера, которые, применительно к предпринимателю и менеджеру, обеспечивают успех их деятельности в бизнесе.
Так же было установлено, что и предпринимательству, и практическому менеджменту, посвящено немало теоретических и эмпирических исследований в которых так или иначе рассмотриваются вопросы формирования компетенций предпринимателей и менеджеров. Однако работ, непосредсмтвенно посвященных выявлению соотношения предпринимательских и управленческих (менеджерских) компетенций, предпринято явно недостаточно.
В настоящей работе с опорой на результаты предыдущих исследователей и собранные в результате эмпирического исследования мнений коучей и бизнес-консультантов, было установлено, что можно выделить не менее 13 групп компетенций (которые по охвату могут включать и суб-компетенции), которые характеризуют и менеджера, и предпринимателя с точки зрения их успешности в бизнесе. Для того, чтобы прийти к понятию сущности указанных компетенций, были созданы две аналитические модели:
1) требуемые основные управленческие компетенции для реализации текущих задач и дополнительные компетенции, необходимые для выполнения нестандартных / стратегических задач;
2) основные предпринимательские компетенции, необходимые уже на стадии старт-апа проекта и допорлинтельных компетенций, необходимых для решения задач текущего упрапвления.
В результате проведения анализа значимости 13 групп выделенных компетенций были выделены девять из них, которые в наибольшей степени показали значимость и для профиля менеджера, и для профиля предпринимателя. Сравнение авторских позиций специалистов в области изучения компетенций менеджеров и предппринимателей с ответами респондентов в рамках проведенного эмпирического исследования показали, что, в целом, они подтверждают выводы друг-друга.
В результате анализа было выявлено, какие компетенции в равной степени значимы и для предпринимтелей, и для менеджеров, и на каком этапе жизненного цикла предприятия они могут быть наибюолее актуальными. Так же на основании корреляции были выяявлены те компетенции, которые рассматриваютсмя как специфические предприниматенльские, наиболее важные для предпринимателей и выделяющих их в этой роли по сравнению с менеджерами.
В целом, результаты опроса подтверждают, что и предприниматели, и менеджеры должны обладать всеми 13 группами компетенций, однако в различных пропорциях (что подтверждается различиями в оценке их значимости для каждой конкретной компетенции).
Важно отметить, что совместный анализ эмпирических данных показывает, что как специалисты, так и респонденты поддерживают предложенную модель компетенций предпринимателя и менеджера. Таким образом, состоятельность концепции предпринимательских компетенций, необходимых менеджерам (сформированная на основе анализа литературных источников ), была подтверждена в ходе эмпирического исследования.