Файл: Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях (Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к определению компетенций предпринимателя и менеджера
1.1 Анализ ключевых понятий исследования. Значение понятия «компетенция»
1.2 Менеджеры как профессиональная категория
1.3 Сущность предпринимательства и место предпринимателя в бизнес-системе
1.4 Предприниматель и менеджер: общее и особенное
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Модель 2: описывает основные предпринимательские компетенции, которые необходимы уже на начальной стадии ведения бизнеса и дополнительные компетенции, необходимые для запуска новой компании.
Из этих двух моделей мы строим нашу предварительную концепцию. Сравнивая их, можно видеть, по каким показателям две модели совпадают. Соответствующие компетенции будут затем проверяться эмпирически, отвечая на второй и третий вопросы исследования.
На основании приведенной ранее Таблицы 1.3 (см. п.п. 1.3), как для предпринимателей, так и для менеджеров, были сгруппированы все компетенции, которые в целом продемонстрировали близость. На основании анализа различных авторких подходов были выделены тринадцать групп компетенций.
Таблица 2.1 отражает тринадцать групп компетенций, выделенных для анализа группы менеджеров в настоящей работе. Ранговое размещение компетенций в таблице 2.1 основано на анализе литературы.
Таблица 2.1
Модель управленческих компетенций[13]
Основные управленческие компетенции – для повседневной деятельности |
Коммуникации |
Профессиональная квалификация |
Решение проблем |
Дополнительные управленческие компетенции – для стратегической работы |
Инициативность |
Готовность к изменениям |
Принятие риска |
Виды возможностей |
Гибкость |
Организация |
Лидерство |
Принятие решений |
Креативность |
Инновационность |
В таблице 2.2 представлены две стороны модели тринадцати предпринимательских компетенци, которые приняты за основу настоящего исследования.
Таблица 2.2
Модель предпринимательской компетентности[14]
Основные предпринимательские компетенции - требуются все время, уже на стадии бизнес-стартапа: |
Инициативность |
Готовность к изменениям |
Принятие риска |
Оценка возможностей |
Гибкость |
Организация |
Принятие решений |
Креативность |
Инновационность |
Предпринимательские компетенции, необходимые для запуска и управления бизнесом: |
Лидерство |
Коммуникации |
Квалификация |
Решение проблем |
Логика исследования опирается на результаты сбора первичных данных опроса экспертных групп – бизнес-консультатнтов и коучеров и предполагает применение соответствующих методов анализа. В ходе исследования использованы:
1) Вопросник для сбора количественных данных по исследуемому вопросу и, соответственно, для количественного анализа этих данных с помощью описательной статистики (Приложение 1);
2) Полуструктурированные интервью для сбора качественных данных, которые были подвергнуты качественному анализу (Приложение 2).
Участниками выборки стали коучеры и бизнес-консультанты в количестве 54 человека. Все они являются кадровыми сотрудниками крупного консалтингового агентства «ВайзЭдвайс», представляющего собой многопрофильную консалтинговую группу, с 2003 года занимающую лидирующие позиции в Московском регионе. В рамках данной компании свыше 250 квалифицированных экспертов оказывают более 50 услуг, в том числе в сфере бизнес-консультипрования, бизнес-тренерства и коучинга. Как люди, которые ежедневно работают с состоявшимися и будущими предпринимателями, они могут считаться экспертами в исследуемой области.
Фактические интервью проводились лицом к лицу, и они продолжались от 30 до 45 минут каждое. Каждым собеседником были охвачены все аспекты благодаря тому, что были получены исчерпывающие ответы на все вопросы интервью.
Выстроенное по принципу воронки, интервью первоначально раскрывало общую информацию, затем собеседование переходило к более конкретным вопросам, связанным с компетенциями предпринимателей и менеджеров. Таким образом, вопросы были очень широкими и открытыми, не касались непосредственно какой-либо конкретной группы компетенций, и имели наводящий характер.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенных процедур сбора первичной информации было получено всего 54 действительных ответа от опрошенных лиц. Из опрошенных 28 женщин и 26 мужчин. Как и ожидалось, они были в основном в возрастной группе 20-25 лет (67%), еще 26% оказались в возрастной группе 26-30 лет, а 4 участника заявили, что их возраст составоляет 31-40 лет.
Что касается гражданства, то 54 из них были россиянами (100%).
Таблица 2.3 показывает среднее и стандартное отклонение полученных ответов по пятибалльной шкале Лайкерта.
Таблица 2.3
Оценка значимости предпринимательских компетенций в ответах респондентов[15]
Компетенции |
Среднее значение оценки |
Среднее Стандартное отклонение |
Предпринимательские компетенции в целом |
3,831 |
,042 |
Проактивность |
4,67 |
, 549 |
Оценка возможностей |
4,65 |
, 619 |
Готовность к изменениям |
4,35 |
, 705 |
Принятие решений |
4,31 |
, 609 |
Решение проблем |
4,31 |
, 668 |
Организация |
4,28 |
, 834 |
Творчество |
4,20 |
, 919 |
Коммуникации |
4,11 |
, 816 |
Инновативность |
4,06 |
, 712 |
Принятие риска |
3,96 |
, 931 |
Гибкость |
3,96 |
, 846 |
Лидерство |
3,70 |
, 882 |
Квалификация |
3,33 |
, 847 |
В Таблице 2.4 проведено суммирование мнений респондентов о том, соответствует ли каждая из этих 13 групп компетенций тем, которые необходимы для предпринимателей все время (уже с момента запуска бизнес-проекта), или же тем, которые необходимы для управления действующей организацией (то есть могут считаться управленческими, или менеджерскими).
Далее, респонденты перечислили другие компетенции, которые, по их мнению, актуальны и важны для предпринимателей и их предприятий (если они отличаются от 13 перечисленных выше). Респонденты упомянули следующие компетенции (прямые цитаты):
- Устойчивый, может принимать отказ и / или возражение и повторить попытку;
- Настойчивость, упорство;
- Уверенность в себе, вера в начатое дело;
- Убедительность, страстность, этичность речи;
- Стиль одежды самого высокого уровня;
Таблица 2.4
Группировка мнений респондентов о том, соответствует группа компетенций тем, которые необходимы для предпринимателей все время (общие), или же тем, которые необходимы для управления действующей организацией (управленческие) [16]
Компетенции |
Общие (действительный % ответов) |
Управленческие (действительный % ответов) |
Проактивность |
88.9 |
11.1 |
Оценка возможностей |
96.3 |
3.7 |
Готовность к изменениям |
59.3 |
40.7 |
Принятие решений |
75.5 |
24.5 |
Решение проблем |
83.0 |
17.0 |
Организация |
77.8 |
22.2 |
Творчество |
87.0 |
13.0 |
Коммуникации |
74.1 |
25.9 |
Инновативность |
79.2 |
20.8 |
Принятие риска |
90.7 |
9.3 |
Гибкость |
61.1 |
38.9 |
Лидерство |
37.0 |
63.0 |
Квалификация |
46.3 |
53.7 |
- Удачливость;
- Невнимание к уровню образования;
- Наличие профильного образования;
- Опыт работы в сфере бизнеса;
- Необходимость независимости;
- Потребность в достижениях;
- Локус контроля.
Анализ полученных результатов начнем с оценки репрезентативности выборки, независимо от того, какой ответ был дан на главный вопрос интервью («Обладают ли предприниматели определенными идентифицируемыми компетенциями, которые их отличают?»). Что касается ответа на первый вопрос интервью (озвученный выше), то их распределение существенно зависит от переменных пола и возраста. Независимый t-критерий Стьюдента показывает, что различия между ответами респондентов мужского и женского пола на главный вопрос статистически не значимы и происходят случайно.
Кроме того, односторонний анализ дисперсии (ANOVA) для возрастных групп показал, что уровень значимости еще выше, чем вероятность 0,05. Это означает, что ответы участников из разных возрастные группы не зависят от возраста и нет статистической разницы между ответами респондентов различных возрастов групп.
Таким образом, репрезентативность выборки подтверждает, что ответы на главный вопрос не были подвержены влиянию статистически значимых измений по показателям пола или возраста.
В табл. 2.3 мы представили среднее и стандартное отклонение по шкале Лайкерта взглядов участников опроса на главный вопрос («Предпринимательские компетенции») и оценки каждой из 13 групп компетенций. Средний балл по категории «Предпринимательские компетенции» и его стандартное отклонение подразумевают, что респонденты, как правило, согласны с тем, что «Предприниматели обладают определенными идентифицируемыми компетенциями, которые их отличают.
Этот вывод явно подтверждает обоснованность второго вопроса исследования, и соответствует направлению научного дискурса о том, что предприниматели действительно характеризуются определенными компетенциями (например Митчелмор и Роули, 2010; Махбул, Хасун, 2011; Томпсон, 1999).
Что касается отдельных переменных, в полученных оценках не выявлено больших различий. Близкие значения показывают, что респонденты оценил в основном все 13 групп компетенций как важные для предпринимателей, без выраженных различий между отдельными группами и без единой оценки ниже критическорго порога в 3,0%.
Такми образом, ответы респондентов указывают на то, что вес предпринимательских компетенций, необходимых менеджерам выше среднего.
В Таблице 2.5 представлены значения корреляционного анализа между основным вопросом и всеми 13 группами компетенций, что дает основания сделать вывод о том, имеют ли эти, выделенные нами компетенции существенные связи с «идентифицируемыми компетенциями, которые выделяют» предпринимателей.
Таблица 2.5
Значения корреляционного анализа между основным вопросом и группами компетенций[17]
Компетенции |
Предпринимательская компетенция |
Предпринимательская компетенция |
1 |
Проактивность |
,000 |
Готовность к изменениям |
,107 |
Принятие риска |
,071 |
Оценка возможностей |
,229 |
Гибкость |
,100 |
Организация |
,011 |
Лидерство |
,294 |
Принятие решений |
,293 |
Творчество |
-,003 |
Коммуникации |
-,089 |
Инновативность |
,038 |
Квалификация |
,150 |
Решение проблем |
,321 |
Результаты показывают, что только четыре группы компетенций имеют статистически значимую взаимосвязь с основным вопросом, это «видение возможностей», «лидерство», «принятие решений» и «решение проблем». Однако очевидно, что эти четыре отношения очень слабы, как и другие девять. Поэтому можно утверждать, что респонденты оценивают все 13 групп компетенций, как необходимые для предпринимателей и их предприятий, хотя это не может быть однозначно подтверждено полученными результатами опроса.