Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общее понятие кадровой стратегии
Цели и задачи кадровой стратегии
Глава 2: Реализация кадровой политики и стратегии
2.1 Создание кадровой стратегии
2.2 Принципы и основные стратегии построения кадровой стратегии
2.3 Основные направления бизнес стратегии предприятия и акценты кадровой стратегии
Глава 3. Влияние кадровой стратегии на работу персонала
Список используемой литературы
Захарова Т.И. Государственная служба и кадровая политика: учебное пособие/, 2017-312 с.
Такие стратегические задачи можно измерить только в качественном отношении. Выбор стратегии осуществляется на основе анализа всех факторов и определения наиболее перспективного варианта. Для принятия решении о выборе той или иной кадровой стратегии необходимо разбираться в их различиях.[21]
Подходы к рассмотрению сотрудников компании в качестве человеческого ресурса или человеческого капитала зависят от ряда факторов, среди которых:
- Стадия развития бизнеса компании или стадия развития организации
- Стратегия развития компании в целом
- Позиция менеджера по персоналу в компании
- Уровень управления или уровень менеджмента в компании
- Технология работы компании, включая систему взаимодействия с клиентами
Еще один фактор, от которого зависит рассмотрение кадровых политик или кадровых стратегий – это система взаимодействия с клиентами компании или система CRM(Client Relation Management).[22]
Сам опыт построения и взаимодействия этой системы строится именно на ключевых компетенциях персонала.
В кадровой стратегии есть несколько основных направлений:
Во-первых: это политика регулирования численности персонала, в рамках которой формируются цели и определяются стратегические подходы к решению некоторых задач.[23]
Во- вторых: это политика развития персонала в рамках которой формируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных с организацией
В-третьих: это политика мотивирования персонала, в рамках которой формируются цели и определяются стратегические подходы у решению задач, связанных с организацией экономического мотивирования сотрудников. [24]
В-четвертых: это политика соц.- психологической поддержки персонала, в рамках которой формируются цели и определяются стратегические подходы к решению задач, связанных с организацией.
Разработка кадровой стратегии
Разработка кадровой политики является ключевым элементом стратегического планирования организации. Особая задача кадровой политики заключается в подготовке ответов на все вопросы, связанные с управлением персоналом/человеческими ресурсами.[25] Что такое политика? Для простоты понятий это заявление о намерениях или правилах поведения, которые планируется осуществить в рамках организации. Политика – это квинтэссенция организационных ценностей и ожиданий в отношении всех основных функций организации. Политика констатирует не то, что составляет планы организации (т.е. объективные цели), а то, как организация собирается достигать свои цели.[26] Политику необходимо отличать от стратегии, которая, по сути, не что иное, как свод долгосрочных планируемых целей в совокупности с системой инструментов, претворяющих цели в реальность. Стратегические цели формируют основу для детальных операционных планов. В то время как политика наполняет данный каркас из стратегических и операционных планов нравственным содержанием и элементами поведенческой теории.
Практика разработки кадровой стратегии предприятия такова:
Как только продуктовая – маркетинговая стратегия компании будет утверждена, возможна разработка стратегии в области персонала и других ресурсов.[27]
Корпоративные цели и политика компании, являются истоком для продуктовой – маркетинговой стратегии, которая, в свою очередь, приводит к разработке других ключевых стратегий, включая кадровую стратегию.
Каждая стратегия ведет за собой целый ряд долгосрочных/среднесрочных планов, которые проходят через этапы контроля и пересмотра.[28] Результатом пересмотра становятся данные, передаваемые на первые уровни процесса планирования.
Процесс согласования функциональных стратегий более подробно будет отражен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процесс согласования функциональных стратегий
Управление человеческими ресурсами очень популярная, нужная и актуальная тема в наше время. «Управление представляет собой не что иное, как «настраивание» других людей на труд»[29]
Таким образом, анализируя данное высказывание, можно составить таблицу, в которой будут отражаться основные факторы влияния на кадровую стратегию.
Представим ниже рисунок 2:
Рисунок 2 – Факторы влияния на кадровую стратегию компании
Таким образом, необходимо отметить, что именно при разработке кадровой стратегии необходимо очень точно оценивать как влияние внешней среды, так и внутреннюю корпоративную культуру компании. Учитывая также, что реализация всех остальных стратегий компании, так или иначе, связана именно с персоналом компании, необходимо признать, что кадровая стратегия в этом смысле становиться ключевой.[30]
Подытожив главу, хочется сделать один небольшой вывод. Кадровая стратегия, в наше время, является очень актуальной темой в сфере управления и создания бизнеса. Существует множество терминов, целей и задач кадровой стратегии. Руководителю, который хочет выстроить грамотную стратегию для персонала, нужно выбрать более подходящие для его организации действия. [31]
Термин «кадровая стратегия» имеет несколько определений.
Наиболее распространенное звучит так: Кадровая стратегия - это закрепленная в соответствующем программном документе организаций совокупность:[32]
- Стратегических целей сгруппированных по нескольким базовым направлениям кадровой стратегии, т. е - кадровым политикам
- Стратегических подходов к достижению установленных целей
Так же, существует и другое определение данного термина:
Кадровая стратегия – это определенное руководством организации приоритетное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, которые необходимы для достижения долгосрочных целей по формированию высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива.[33]
Любое предприятие, которое ориентировано на успешное существование и развитие, планирует свою деятельность не только на ближайший период времени, но и на перспективу. Очень важную роль в этом играет кадровая стратегия организации.
Основные черты:
- имеет долгосрочный характер (формирование системы мотивации, психологических установок, системы управления персоналом, структуры персонала требует много времени);
- связь со стратегией предприятия в целом (при изменении стратегии предприятия необходимо корректировать и кадровую политику: изменить структуру и численность персонала, его квалификацию и навыки, методы и стиль управления).[34]
Термин “кадровая политика” имеет широкое и узкое толкование:
- система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);[35]
- набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова “кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием”, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового
вопроса.[36]
Третье определение звучит так: Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.[37]
Глава 2: Реализация кадровой политики и стратегии
2.1 Создание кадровой стратегии
Создание и корректировка кадровой стратегии осуществляется постоянно. Сказывается взаимосвязь не только с краткосрочными планами и задачами организации, но и с решением стратегических задач дальней перспективы. Эффективной конкретизацией вопросов кадровой стратегии является стратегический план организации. Такого рода документы содержат список задач и способы решения, выраженные в конкретных мероприятиях, с указанием лиц, ответственных за выполнение каждой задачи, и ограничением срока исполнения.[38] В случае необходимости привлечения дополнительных ресурсов (информационных, финансовых), в стратегическом плане указывается количество, необходимое для успешного решения задачи. Кадровая стратегия призвана способствовать следующим факторам: [39] увеличение возможностей организации для успешного противостояния конкурентам путем эффективного использования кадрового потенциала; усиление преимуществ организации перед конкурентами путем позитивного изменения условий использования и динамичного развития персонала, а также формирование ответственного, компетентного и высококвалифицированного коллектива работников; выявление и использование возможностей сотрудников к творческому самовыражению и развитию, способствующему достижению целей, как предприятия, так и целей самого сотрудника.[40] Разработка кадровой стратегии организации предусматривает обязательный учет следующих значимых факторов: экономический; политический; правовой; социальный; фактор воздействия внешней среды.
Стратегический план организации, являясь результатом конкретизации кадровой стратегии, должен отражать анализ всех пяти факторов и их возможное влияние на стратегию организации в целом.[41] Глубокий анализ влияния как внешних, так и внутренних факторов должен быть, с учетом поставленных задач, положен в основу концепции развития организации. Одним из основных вопросов разработки грамотной кадровой стратегии является выявление сильных и слабых сторон управления кадрами предприятия.[42] Эти вопросы являются определяющими условиями дальнейшей успешности организации, поэтому, для выявления сильных и слабых сторон при анализе внутренней среды применяются такие методы стратегического менеджмента, как SWOT, создание профиля среды или матрицы угроз. Анализ факторов среды посредством метода SWOT выявляет имеющиеся сильные и слабые стороны организации в сфере управления кадрами. Помимо этого, данная информация является самооценкой предприятия, что позволяет объективно сравнить свое предприятие с конкурентами и сделать выводы. Также в результате анализа данным методом выявляются возможности и угрозы, которые имеются в организации.
Информативную оценку функции управления персоналом и ряда других показателей можно получить посредством применения конкурентного профиля предприятия. В данном методе оценка успешности управления персоналом осуществляется экспертными методами.[43]
Другие показатели оцениваются по методу сравнительно анализа. Одним из важнейших факторов, учет которых необходим при разработке стратегии управления персоналом, является уже существующий уровень основополагающих проблем: структуры дифференциального управления коллективом; количественной оптимизации персонала, с учетом текущей динамики; результативности осуществляемых затрат на персонал с учетом заработной платы, различных видов вознаграждения, расходов на обучение и других; динамики и направления развития персонала, включающих в себя адаптацию, карьерное продвижение по служебной лестнице и всевозможные виды обучения; социальных мер и бытового обеспечения, включающих в себя защиту, страхование и гарантии; систем управления кадровым потенциалом; наличия и развития традиций и норм поведения, связанных с организацией.[44]
Принято считать, что стратегия работы с кадрами является частью экономической стратегии организации и одним из результатов планирования ими деятельности в целом. Практически же встречаются различные варианты взаимодействия, среди которых можно выделить основные концепции кадровой стратегии: кадровая политика и стратегия зависимы от общей стратегии организации; стратегия организации является зависимой от стратегии работы с персоналом; взаимосвязанность общей и кадровой стратегий организации; взаимная интеграция стратегий. Но каким бы ни было взаимодействие стратегий, основной задачей функции управления персоналом является переход от авральных методов к самостоятельной целостной системе, способствующей реализации долгосрочных установленных целей предприятия.[45]
Целостная система управления персоналом представляет собой гармоничное сочетание таких элементов, как кадровая политика, стратегия и планирование. Кадровая политика предприятия позволяет определить, какой именно коллектив необходим организации и каким образом следует организовать работу персонала, чтобы успешно осуществлять поставленные стратегические планы и задачи.[46]
Кадровая же стратегия предоставляет действенные методы, используя которые, организация получит возможность собрать и удержать необходимый ей персонал. Кадровое планирование является процессом разработки и внедрения ряда мероприятий, посредством которых может быть реализована кадровая политика и стратегия организации.[47] Относительно периода, кадровое планирование, возможно, условно разделить на стратегическое (долгосрочное), тактическое (среднесрочное) и оперативное (краткосрочное).