Файл: Правовая охрана служебной и коммерческой тайны ( Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 1019
Скачиваний: 29
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны
1.1. Понятие коммерческой и служебной тайны
1.2. Правовая регламентация коммерческой и служебной тайны в законодательстве Российской Федерации
2. Специфика гражданско-правового регулирования коммерческой и служебной тайны
2.1. Особенности правовых режимов коммерческой и служебной тайны
«1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации…».
В соответствии с ч. 3 данной статьи, требования, предусмотренные п.п. 1, 2, а также положения п. 4, касающиеся регулирования трудовых отношений, не распространяются на индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер.
Перечисленные требования заслуживают дополнительного рассмотрения. Первым требованием является определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Как отмечалось выше применительно к государственной тайне, перечневый метод ограничения доступа к информации страдает определенными недостатками, и его нецелесообразно использовать в качестве единственного или основного[33].
Соответственно требовать от обладателей коммерческой тайны обязательной разработки и утверждения таких перечней представляется явно излишним. По нашему мнению, одно из важнейших достоинств правового режима коммерческой тайны – его гибкость, в то время как перечневый метод, напротив, предполагает достаточно формальный подход к решению вопроса о необходимости ограничения доступа к конкретной информации. Кроме того, принятие нормативного акта не означает его автоматического соблюдения, а именно фактическое принятие мер по защите информации является предметом доказывания в делах такого рода.
Второе требование – ограничение свободного доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией, и контроля за его соблюдением. Если под установлением порядка понимать принятие локального нормативного акта, то данное требование оказывается трудноосуществимым в деятельности ряда субъектов (например, малых предприятий). Аналогичные возражения вызывает и третье требование.
Такая мера защиты конфиденциальности, как заключение с конфидентами договоров или соглашений, вопросов, на наш взгляд, не вызывает.
Что касается пятого требования, то, по нашему мнению, порядок делопроизводства является внутренним делом организации, и вмешиваться в него без особой необходимости не следует. Следовательно, если требования к документам не установлены нормативными правовыми актами, или документы не предназначены для органов государственной власти или органов местного самоуправления, то субъект может самостоятельно определять форму и реквизиты этих документов, включая грифы конфиденциальности. Кроме того, проставление грифов на носители информации, создаваемой и обрабатываемой в цифровой форме в информационных системах и сетях, представляется возможным и полезным далеко не всегда[34].
Часть 5 рассматриваемой статьи предусматривает, что «меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, признаются разумно достаточными, если (1) исключается доступ к этой информации любых лиц без согласия обладателя коммерческой тайны, и (2) обеспечивается возможность передачи и (или) использования этой информации работниками и контрагентами без нарушения установленного режима коммерческой тайны».
По нашему мнению, эти положения содержат явную ловушку. Если в результате применяемых мер «исключается доступ к этой информации любых лиц без согласия обладателя», то юридические способы защиты нарушенных прав и меры ответственности оказываются ненужными. Если, напротив, лицо незаконно получило эти сведения (путем хищения документов, подкупа, угроз, использования технических средств негласного получения информации и т.п.), то из нормы закона следует, что владелец принял недостаточные меры защиты, т.е. право на коммерческую тайну фактически не возникло.
Уместно вспомнить, что Закон 1999 г. предусматривал всего две обязательные меры по обеспечению режима коммерческой тайны: заключение с конфидентами соглашений о конфиденциальности и – для документов, передаваемых в органы государственной власти и местного самоуправления – проставление грифа «коммерческая тайна» (п. 1 и 4 ст. 5).
Нам представляется, что для того, чтобы были соблюдены условия, предусмотренные ст. 139 ГК РФ, необходимо, во-первых, чтобы были урегулированы отношения обладателя и конфидента. Для этого требуется заключение соглашения между ними, а в случаях, когда конфидентом является орган государственной власти – норма закона. Во-вторых, конфидент должен быть информирован о том, что информация составляет коммерческую тайну. Эта задача может быть решена различными способами, в числе которых разработка перечней конфиденциальной информации, проставление на носители информации грифов, и иные, однако, на наш взгляд, не следует ограничивать обладателя коммерческой тайны в выборе форм такого информирования[35].
Таким образом, можно сделать вывод, что минимальный набор мер по защите информации, предусмотренный Законом 1999 г. является разумным, оправданным и достаточным, в то время как действующий
Закон регулирует эти вопросы чрезмерно жестко, особенно если дело касается субъектов малого предпринимательства.
Содержание правомочий обладателя регулируется ст. 7 Закона «О коммерческой тайне». Ограничение прав обладателей коммерческой тайны связано как с запретом устанавливать режим коммерческой тайны в отношении определенных категорий сведений, так и с ограничением права самостоятельно определять круг конфидентов.
Законодательство ограничивает право на отнесение сведений к коммерческой тайне в отношении определенных категорий сведений. Во-первых, перечень сведений, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом, установленный ст. 10 Федерального закона «Об информации…», распространяется и на отнесение сведений к коммерческой тайне. Во-вторых, ст. 5 Закона «О коммерческой тайне» устанавливает Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
До вступления Закона в силу применялся аналогичный перечень, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 05 декабря 1991 г. № 35.
Второе существенное ограничение прав обладателя связано с возложением на него обязанности по безвозмездному предоставлению информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которая установлена в ст. 6 рассматриваемого закона.
Охрана коммерческой тайны осуществляется бессрочно. Она может быть прекращена по решению обладателя, а также в случае, если информация перестала отвечать установленным требованиям[36].
Статья 7 Закона закрепляет право обладателя устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны. Как уже отмечалось, охране в режиме коммерческой тайны подлежит не только документированная информация, но и устные сообщения. При этом если условие о письменной форме установления, изменения и отмены режима коммерческой тайны применительно к документированной информации представляется понятным, хотя и не совсем четко сформулированным, то применительно к недокументированной информации данное требование оказывается явно бессмысленным.
Учитывая, что режим коммерческой тайны понимается в Законе как система мер (правовых, организационных, технических и иных) по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем, под изменением режима следует понимать изменение этих мер. Однако важно отметить, что нормы законодательства не разделяют коммерческую тайну по содержанию ее правового режима на какие-либо подклассы. Следовательно, под изменением режима коммерческой тайны, по-видимому, понимается изменение организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации, а не изменение правового режима.
Законодательство устанавливает три требования к коммерческой тайне: неизвестность, недоступность и принятие адекватных мер по охране.
Несоблюдение этих требований влечет невозможность признания прав на коммерческую тайну. Следует учитывать, что информация может стать общедоступной в результате как правомерных, так и неправомерных действий. Информация может быть добросовестно создана третьим лицом, и распространена им. При этом лицо, защищавшее ту же информацию в режиме коммерческой тайны, утрачивает свои права. Это является одним из рисков, связанных с защитой коммерческой тайны.
Информация может быть разглашена в результате неправомерных действий. Обладатель в этом случае может потребовать возмещения ущерба и применить к правонарушителю иные меры юридической ответственности, однако восстановление первоначального положения, т.е. восстановление монопольного владения информацией представляется невозможным[37].
В составе конфидентов коммерческой тайны можно выделить несколько категорий.
Во-первых, это работники, которым коммерческая тайна становится известна в результате трудовых отношений. Второй категорией конфидентов коммерческой тайны являются лица, получившие коммерческую тайну в силу гражданско-правового договора.
Их отношения с обладателями регулируются нормами ст. 12 Закона «О коммерческой тайне», в соответствии с которыми в договоре между обладателем и его контрагентом должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.
Обладатель не вправе до окончания срока действия договора разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, переданную им контрагенту, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если договором не установлено иное.
Кроме того, на контрагентов возлагается обязанность незамедлительно известить обладателя о том, что они допустили разглашение коммерческой тайны.
Третьей категорией конфидентов являются лица, получившие сведения, составляющие коммерческую тайну в результате случайности или ошибки. Их статусу посвящены положения ч. 6 ст. 7 Закона «О коммерческой тайне» в соответствии с которыми обладатель коммерческой тайны вправе требовать соблюдения режима коммерческой тайны такими лицами[38].
Четвертой категорией конфидентов являются лица, получившие доступ к коммерческой тайне в силу исполнения своей компетенции, а также служебных или профессиональных обязанностей.
Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ имеет небольшие особенности.
Так п. 6 ст. 11 закона РФ о коммерческой тайне конкретизируются обязанности руководителя организации по охране конфиденциальной информации, которые должны включаться в трудовой договор.
Кроме того, п. 7 ст. 11 введена ответственность руководителя, включая возмещение причиненных им убытков, вызванных его виновными действиями в связи с нарушением закона о коммерческой тайне.
При этом нормы 98 ФЗ о коммерческой тайне являются вполне прикладными. Так, Апелляционная коллегия Свердловского областного суда своим апелляционным определением от 24 апреля 2015 г. по делу № 33-5570/2015[39] оставила в силе решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 19.01.2015 г., установив, что истец была уволена по основаниям, предусмотренным подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за разглашение охраняемой законом тайны в связи с исполнением трудовых обязанностей), законно, так как работодатель установил в отношении сведений, которые она передавала третьим лицам, режим коммерческой тайны, о чем она извещена и ознакомлена под расписку.
Таким образом, вполне очевидно, что закон о коммерческой тайне развивается в плане его практического применения: последние изменения позволяют привлекать к ответственности работников и руководителей, требовать сохранения коммерческой тайны от контрагентов.
2.2. Охрана и защита коммерческой и служебной тайны
Правовая охрана информации, относящейся к коммерческой и служебной тайне, заключается в прямых запретах на ее разглашение и применении мер ответственности за несоблюдение этого императива[40].
Так, п. 9 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ[41] запрещается разглашение и использование в неслужебных целях информации, являющейся служебной тайной.
П. 1.8 постановления № 1233 предусмотрена ответственность должностного лица за разглашение служебной тайны и нарушение порядка обращения с документами, в которых содержатся конфиденциальные сведения. Она может быть: