Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. В 2010 году Министерство экономического развития выпустило проект – стратегию «Инновационная Россия – 2020», цель которой – обозначить основные цели инновационной экономики и необходимые для их достижения инструменты. В тексте говорится о том, что восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, что предприятиями слабо используются современные информационные технологии и о том, что Российские компании тратят на инновации значительно меньше своих зарубежных конкурентов в соответствующих секторах. [1] Именно поэтому правительство принимает меры по стимулированию инновационной активности. На фоне этих мер можно наблюдать активное развитие инновационной инфраструктуры, которое относится не только к крупнейшим городам страны.
Инновационная инфраструктура направлена на развитие и поддержку предприятий, которые занимаются инновациями. Наблюдения демонстрируют, что подобные программы поддержки, особенно те где участвуют эксперты, действительно пользуются спросом у представителей инновационного предпринимательства.
Статистика говорит о росте малого предпринимательства. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства приводит следующую статистику: по состоянию на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед. [2]. Согласно данным исследования, подготовленного минобрнауки и Высшей школой экономики, доля предприятий, занимающихся инновациями, составляет менее 8%. Этот показатель растет, но не так быстро, как того все ожидают. В то же время, в США малые предприятия составляют основу экономики, и, их количество превышает 20 млн.[3] из которых более 2,6 млн. (более 10%) [4] являются инновационными на ранних стадиях развития. Таким образом, если быстрорастущая инфраструктура не гарантирует увеличение доли инновационных компаний, было принято решение искать причины, которые могут препятствовать росту и развитию, внутри самих компаний.
В настоящее время написано множество книг с указаниями как грамотно спланировать деятельность и выработать бизнес-модель, некоторые авторы предлагают готовые шаблоны. Но многие из этих методик не адаптированы к условиям выживания и функционирования инновационных предприятий, поэтому основной целью данной работы является разработка алгоритма построения бизнес-модели малого инновационного предприятия – резидента бизнес-инкубатора.
Цель: Разработка алгоритма построения бизнес-модели малых инновационных предприятий – резидентов бизнес-инкубаторов
Объект: инновационные бизнес-модели предприятия
Предмет: бизнес-модели предприятий на примере бизнес-инкубаторов
В курсовой работе были рассмотрены следующие задачи:
Анализ современных и активно-используемых в инновационной инфраструктуре инструментов построения бизнес-модели предприятий;
Разработка алгоритма формирования бизнес-модели предприятий – резидентов бизнес-инкубаторов
Апробация предложенного алгоритма на инновационном предприятии.
В данной работе широко используются такие методы исследования, как: теоретический анализ научной литературы и обобщение, полученных данных, математические и статистические методы.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как С.Бланк, Дж. Левинсон, Ф.С.Сайдуллаев и т.д.
Глава 1. Методики построения бизнес-модели предприятия
1.1. Выбор методик построения бизнес-модели инновационного предприятия для обзора
На данный момент времени, существует множество методов и подходов к формированию бизнес-модели компании, не говоря уже о большом количестве готовых образцов и шаблонов, которые с легкостью можно найти в сети Internet. Выбор методик для дальнейшего рассмотрения производился путем опроса экспертов и консультантов инновационной инфраструктуры г. Санкт-Петербург о том, какими инструментами они пользуются при работе и обучении предприятий, получающих поддержку. По результатам опроса, для теоретического обзора было выбрано четыре подхода к построению бизнес-моделей:
Шаблон построения бизнес-модели А. Остервальдера. По результатам общения с консультантами и экспертами бизнес- инкубаторов: QD и Первого городского, данный подход был отмечен как один из наиболее удобных для работы и понятных даже техническим специалистам, которые преобладают в инновационной деятельности. Предложенный А. Остервальдером подход особенно будет полезен предприятиям, находящимся на ранних этапах развития. Подход к построению бизнес-модели по А. Остервальдеру – удобный инструмент, визуализирующий общую стратегическую картину работы предприятия, который намеренно упрощает представление базовых элементов логику выбранного предприятием способа извлечения прибыли.
Одностраничный стратегический план В. Харниша. Данный инструмент активно используется в бизнес-инкубаторе «Ингрия» (г. Санкт-Петербург). Кураторы бизнес-инкубатора считают отличным инструментом планирования для компаний, которые преодолели стадию первых продаж. Его заполнение требует вдумчивости и глубокой проработки.
Основная цель этого инструмента – упорядочить структуру деятельности организации, задавая логические рамки для составления стратегического видения. В итоге, заполнив этот одностраничный стратегический план, руководитель может получить целостную и понятную картину. Однако, на практике, этот подход оказывается подходящим лишь для компаний, уже функционирующих на рынке, когда взаимодействие с ключевыми партнерами налажено, ясны и отработаны потоки поступления доходов и пр.[1]
Начинающее инновационное предприятие, состоящее из, зачастую, всего нескольких человек, которые вынуждены совмещать в своей работе несколько должностей, потратят куда больше времени и сил на заполнение данного плана, чем на работу. А если вдруг появится необходимость внести даже незначительные изменения, то это превратится в достаточно трудоемкий процесс.
Подход «экономичный стартап» Эрика Риса. Подход экономичного стартапа это совмещение принципов lean-управления и научного подхода, и, был предложен Э. Рисом совсем недавно, но уже становится популярным среди инновационных предприятий, так как нацелен на снижение рисков на самом старте разработки продукции. Данный метод был предложен консультантами бизнес-инкубатора QD.
Подход, предложенный Э. Рисом позволяет предприятию провести валидацию своих предположений на этапе планирования. В условиях неопределенности, в которых начинают работать большинство инновационных предприятий данная методика позволит управлять рисками, а также снизить ресурсозатраты на этапе формирования ценностного предложения для будущего потребителя.
Подход на основе открытых инноваций Генри Чесбро. Перспективность использования предприятиями открытых бизнес- моделей особенно подчеркиваются участниками проекта “Open Inno”. В России этот подход еще не получил распространения, в отличие от США, но постепенно все большее количество руководителей инновационных предприятий узнают о подобной теории. Международная Российско-Финская программа OpenInno, созданная для информирования и обучения принципу открытых новаций, подчеркивает важность подобного подхода в современном, динамически-развивающемся мире.
Концепция открытых инноваций только начинает проникать в инновационное предпринимательство. Основные принципы, применимые к малым предприятиям еще не до конца сформулированы, однако, уже сейчас многие предприятия пользуются предложенными Г. Чесбро рекомендациями по построению открытых бизнес-моделей. Также и крупные предприятия открываются к сотрудничеству с малыми единицами бизнеса, предоставляя им различные возможности для построения совместных бизнес-моделей.[2]
Таким образом, в обзоре собраны одновременно самые широко используемые на данный момент и перспективные, с точки зрения экспертов, подходы к построению бизнес-моделей инновационных предприятий.
Глава 2. Разработка алгоритма формирования бизнес- модели предприятий – резидентов бизнес-инкубаторов
Алгоритм – это инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определенной задачи.[18] Разрабатываемый алгоритм будет содержать последовательность шагов, необходимых к выполнению для формирования бизнес-модели, а также комментарии. Алгоритм будет представлен в схематическом представлении – в виде блок-схемы.
2.1. Основные этапы
Основные этапы построения бизнес-модели было решено представить в виде постепенного определения основных логических составляющих деятельности инновационного предприятия, определенных А. Остервальдером [5], так как они определяют базовое взаимодействие внутри и снаружи предприятия, а также продукт и потребителя (см рис. 1). Формирование алгоритма будет производиться от общего к частному: укрупненные секции будут постепенно декомпозироваться и уточняться с целью предусмотреть особенности каждого этапа.
Рис. 1. Основные этапы построения бизнес-модели
Сначала, предприятие должно определить, какую ценность они смогут предложить рынку, то есть что и кому будет предлагаться. Когда продукт будет определен, можно приступить к описанию деятельности, то есть как будет создаваться продукт, и, как будет функционировать предприятия.
Для фиксации информации по каждому блоку удобно использовать шаблон А. Остервальдера [5]. Информация может фиксироваться в любой удобной форме: текст, рисунки, символы и т.д.
2.1.1. Определение ценности
Определение и описание ценности предприятия и предлагаемой продукции состоит из шести последовательных шагов (см. рис. 2) и двух промежуточных проверок предположений.
(1) Актуальное состояние продукта Определение ценности следует начать с описания продукта – это не гипотеза, а описание текущего состояния дел. При заполнении этого блока необходимо ответить на вопросы: Что мы сделали на данный момент? Какие у нашего продукта есть функции?
Это описание нужно будет иметь в виду при описании потребительских сегментов и определении ценностного предложения, однако основное назначение – формирование единого представления у всех участников формирования бизнес-модели.
В саму бизнес-модель это описание включено не будет, но позднее, его можно использовать в бизнес-плане как описание актуального состояния работ.
Из открытых инструментов, для совместной работы над документами, команде проекта удобно использовать инструмент google (google docs https://docs.google.com/), а для совместного хранения промежуточных вариантов бизнес-модели и прочих наработок – облачные сервисы типа dropbox (http://www.dropbox.com) и др.
Рис. 2. Определение ценности
(2) Описание потребительских сегментов Начиная с данного блока, вся сформулированная информация имеет непосредственное отношение к формированию конечного варианта бизнес-модели инновационного предприятия.
Блок «Описание потребительских сегментов» включает в себя описание всех групп потребителей или клиентов. Для заполнения этого блока, необходимо дать ответы на три ключевых вопроса:
- Кто является потребителем продукции/услуги предприятия? Ответ на данный вопрос – один из секторов рынка: B2B, B2C или B2G (см. рис 3)
Рис. 3. Разделение потребителей по секторам рынка
2. Дать определение группам людей (см. рис. 4) или других предприятий, которые будут являться потребителями или клиентами. Разделение на группы имеет место, если:
Потребители отличаются по потребностям, то есть предприятия формирует для них разные ценностные предложения;
Если выгодность групп потребителей существенно различается;
Требуется организация различных каналов сбыта;