Файл: Правовая охрана служебной и коммерческой тайны ( Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 1015
Скачиваний: 29
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны
1.1. Понятие коммерческой и служебной тайны
1.2. Правовая регламентация коммерческой и служебной тайны в законодательстве Российской Федерации
2. Специфика гражданско-правового регулирования коммерческой и служебной тайны
2.1. Особенности правовых режимов коммерческой и служебной тайны
- работодатель правомочен уволить лицо за несоблюдение регламента коммерческой тайны, предусмотренного на предприятии (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- за обнародование конфиденциальных сведений работник несет полную материальную ответственность (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ);
- в трудовом договоре могут содержаться специальные условия, в т. ч. о запрете обнародовать конфиденциальную информацию (ст. 57 ТК РФ) и т. д.
Закон «О коммерческой тайне» отсылает к гражданскому законодательству при решении вопроса об определении убытков, вызванных несоблюдением требований законодательства РФ о коммерческой тайне. В общем случае применяется ст. 15 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ[22].
Например, нормы о гражданско-правовой ответственности используются (п. 4 ст. 11 закона «О коммерческой тайне»), если лицом были разглашены конфиденциальные сведения, принадлежавшие организации, в которой оно ранее работало, уже после завершения трудовых отношений, но в тот период, когда для него еще действовал запрет на обнародование соответствующих сведений (например, в силу соглашения).
Специальные нормы ГК РФ регламентируют: оглашение сведений, в отношении которых утвержден режим коммерческой тайны, полученных одной стороной договора подряда в связи с выполнением своих обязательств по названному соглашению, невозможно без разрешения на это другой стороны (ст. 727 ч. 2 ГК РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ[23]). Аналогичным образом осуществляется защита коммерческой тайны в рамках соглашения о возмездном оказании услуг (в соответствии с положениями ст. 783 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[24] (далее ГПК РФ)).
Стоит отметить, что ранее в ст. 139 ч. 1 ГК РФ также содержалось понятие коммерческой тайны, однако с 1 января 2008 года данная норма утратила силу. В данный момент необходимо руководствоваться определением коммерческой тайны, имеющимся в законе № 98-ФЗ[25].
Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство. Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа. В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались в тени.
При этом в настоящее время действует большое число ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты защиты служебной тайны. Анализ сотен ведомственных актов показывает, что нормы, направленные на сохранение конфиденциальности служебной информации, содержатся в нормативных ведомственных документах государственных органов, регулирующих следующие стороны их функционирования:
- обеспечение доступа к служебной информации;
- предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме[26];
- межведомственный информационный обмен в традиционной и электронной форме;
- документооборот, документоучет и специфику делопроизводства;
- кадровое обеспечение государственных органов;
- предотвращение конфликта интересов и борьбу с коррупцией;
- разработка и использование информационных систем и технологий, официальных сайтов государственных органов;
- взаимодействие с представителями средств массовой информации;
- проведение контрольно-проверочных мероприятий в отношении подведомственных структур и контроль иных субъектов, согласно компетенции органа[27];
- обеспечение информационной безопасности и защиту информации.
Выводы по 1 главе:
Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Иными словами, коммерческая тайна – это система организации доступа, регламентации ее обработки и средств обеспечения ее защиты. Для сведений, в отношении которых устанавливается данный режим секретности, законодатель использует понятие «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)», и, хотя его буквальное толкование приводит к выводу о равенстве понятий защищаемой информации и способов регулирования отношений, связанных с такой защитой, субъекты соответствующих правоотношений вынуждены не принимать во внимание такие терминологические несоответствия.
Служебная тайна — это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права.
Федеральное законодательство, регулирующее в настоящее время коммерческую тайну и служебную тайну представлено огромным количеством нормативно-правовых актов.
2. Специфика гражданско-правового регулирования коммерческой и служебной тайны
2.1. Особенности правовых режимов коммерческой и служебной тайны
Служебная тайна приобретает свой статус сразу после получения конфиденциальной информации должностными лицами в результате их действий. Порядок обращения со служебной тайной, в т. ч. с документами, содержащими какую-либо конфиденциальную информацию, регламентирован положением «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти…»[28], утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.
Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ.
Так, в ст. 10 закона № 98-ФЗ перечисляются меры, которые должен принять собственник секретной информации, чтобы ввести упомянутый режим.
Итак, законодательно предусмотрен порядок получения, применения и сохранения коммерческой и служебной тайны, за нарушение которого обладатель конфиденциальной информации или лицо, разгласившее тайну, несут ответственность.
Основным элементом правового статуса обладателя является право установления режима коммерческой тайны. Закон «О коммерческой тайне», принятый Государственной Думой и отклоненный Советом Федерации в ноябре 2003 г. (далее – Закон 2003 г.), устанавливал, что обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, могут являться лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В действующей редакции ст. 3 Закона эта оговорка была исключена. Таким образом, круг потенциальных обладателей коммерческой тайны расширяется за счет физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Однако нам представляется правильной точка зрения А.П. Сергеева, по мнению которого эти субъекты не используют институт коммерческой тайны[29], а потому целесообразность такого расширения серьезные сомнения.
Второй категорией субъектов, чей правовой статус в отношениях по поводу коммерческой тайны представляется необходимым рассмотреть, являются органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством статус этих органов в гражданско-правовых отношениях приравнивается к статусу юридических лиц. Следовательно, они могут быть обладателями коммерческой тайны. И если приведенное выше определение обладателя в Законе 2003 г. исключало подобное толкование, то действующая редакция закона ее вполне допускает.
Однако ст. 1 Закона 2004 г. называет его основные цели: «обеспечение баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции». Обращает на себя внимание явное противопоставление в цитируемой норме обладателей коммерческой тайны и государства. Кроме того, по нашему мнению, участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском обороте обусловлено выполнением их публичных функций и не преследует цели извлечения прибыли. Субъектами конкуренции эти органы также не являются. Следовательно, наделение этих субъектов правом на коммерческую тайну нам представляется безусловно вредным, поскольку может служить для сокрытия недобросовестными служащими общественно значимой информации.
Важно отметить, что законодатель, расширив круг обладателей в ст. 3 Закона «О коммерческой тайне», не учел этих изменений в тексте других статей закона (например, в ч. 4 ст. 6, где речь идет об обязанности обладателей по предоставлению информации органам государственной власти и где в качестве обладателей называются только юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Еще одной категорией субъектов, чей правовой статус заслуживает внимания, являются некоммерческие организации. Законодательство наделяет их ограниченным правом на занятие предпринимательской деятельностью и устанавливает перечень сведений, которые они не могут относить к коммерческой тайне (размеры и структура доходов, а также сведения о размерах и составе имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации)[30]. Аналогичные ограничения установлены и в ст. 5 Закона «О коммерческой тайне».
Следует также указать, что действующее законодательство регулирует деятельность отдельных видов коммерческих организаций, таких, как субъекты естественных монополий и некоторые другие. Специфика этих субъектов заключается в том, что они в силу объективных причин частично или полностью «освобождены» от конкуренции. По этой причине деятельность таких субъектов подлежит государственному регулированию и контролю[31]. Однако, если учесть, что основной целью защиты права на коммерческую тайну является обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами, то становится не совсем ясно, зачем предоставлять это право лицам, которые de-facto исключены из процесса состязания на рынке. Нам представляется, что для обеспечения баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей, наряду с методами государственного регулирования и контроля, может быть полезен метод общественного контроля. Исходя из этого, представляется обоснованным вопрос о целесообразности ограничения права естественных монополистов на отнесение информации к коммерческой тайне.
Таким образом, по признаку наличия права на отнесение сведений к коммерческой тайне можно разделить субъектов на три группы:
1. Субъекты предпринимательской деятельности (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели) должны быть наделены правом быть обладателями коммерческой тайны в полном объеме.
2. Некоммерческие организации могут быть обладателями коммерческой тайны с учетом установленных законом ограничений.
3. Физические лица, а главное – государство и муниципальные образования в лице соответствующих органов должны быть четко и однозначно исключены из числа возможных обладателей коммерческой тайны.
До вступления в силу Закона «О коммерческой тайне» установление режима коммерческой тайны не требовало официальной регистрации или каких-либо иных формальностей. Для того чтобы информация могла получить правовую защиту как коммерческая тайна, необходимо было выполнение условий, предусмотренных ст. 139 ГК РФ. Информация, созданная ее обладателем, и не переданная другим субъектам, могла быть признана коммерческой тайной и защищаться средствами гражданского и уголовного права[32].
Закон 2004 г. содержит значительно более жесткие условия для признания информации коммерческой тайной. В частности, ч. 1 ст. 10 Закона устанавливает, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать: