Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Исходя из итоговой таблицы, можно сделать неутешительные выводы о том, что ведение хозяйственной деятельности на строительном рынке России затруднено не только демпингом со стороны других игроков, но и административными барьерами со стороны правительства. В весьма схожих городах по плотности населения и климатическим особенностям время преодоления и количество барьеров различается в разы. Как следствие получаем низкий инвестиционный климат. Решение данной проблемы стоит искать в улучшении законов и подзаконных актов, регламентирующих строительную деятельность внутри Российской Федерации; упразднение части барьеров с целью повышения эффективности отрасли. Путем решения может стать так называемое «единое окно», в которое подается большая часть документации.
Срок преодоления барьеров не столь значим, так как примерная продолжительность строительного периода 1,5–2 года. Самый длительный период преодоления транзакционных издержек из рассмотренных городов в Москве. Он составляет 392 дня и не превышает минимальный средний срок строительства.
Выводы.
Строительный рынок – это монополистический рынок, следовательно выход на рынок затруднен. На рынке представлен высокий уровень вертикальной интеграции, так как крупные игроки рынка делают полный цикл строительства, состоя сразу в трех саморегулируемых организациях: строителей, проектировщиков и изыскателей.
Барьеры входа и выхода на строительный рынок РФ можем разделить на стратегические и нестратегические, где нестратегические – это барьеры, не поддающиеся воздействию хозяйствующего субъекта, а стратегические – это барьеры, формируемые в зависимости от поведения фирм.
Институциональные барьеры достаточно высоки. Внутри строительного рынка РФ не развито страхование, а защитой от рисков служит компенсационный фонд, в который каждый застройщик обязан вносить средства перед получением допуска на строительство. При этом сумма компенсационного фонда напрямую зависит от стоимости стройки. Следовательно, фирма должна постоянно иметь сумму для залога, в противном случае, ее не допустят на аукцион.
На рынке имеет место высокий уровень демпинга со стороны игроков на рынке.
Ведение хозяйственной деятельности на строительном рынке России затруднено не только демпингом со стороны других игроков, но и административными барьерами со стороны правительства. В весьма схожих городах по плотности населения и климатическим особенностям время преодоления и количество барьеров различается в разы. Как следствие получаем низкий инвестиционный климат.
Глава 3. Выбор стратегии для преодоления барьеров входа на отраслевой рынок
Компании разрабатывают стратегии, с помощью которых можно уменьшить высоту барьеров или вообще их преодолеть. Выбор стратегии преодоления барьеров входа в отрасль является важным компонентом процесса глобализации предприятия, он определяет, насколько успешным будет будущее развитие каждого отдельного предприятия и страны в целом.
Потенциальные конкуренты выходят на рынок только, если они рассчитывают на получение прибыли. Но если они ожидают, что следующие новички отберут их прибыль, они откажутся выходить на рынок. Фирмы всегда ищут монопольную ренту.
Выход предприятия на новый рынок связан с возникновением ряда
барьеров и рисков. Вообще, всю совокупность препятствий можно определить как барьеры, которые связаны с практикой ведения управленческих
процессов и бизнес-нормами характерными для иностранной страны, недостаточной осведомленностью относительно потребительских предпочтений. В частности различают:
1) ограниченность и асимметрию информации, что особенно проявляется при идентификации, выборе и налаживании контактов на рынке;
2) институциональное расстояние - это разница между институтами в
стране основания фирмы и в стране, на рынок которой планирует войти
предприятие. Поэтому определяющими для новичка являются потребность и преимущество крепких связей с местными партнерами и расходы на их взаимодействие. Часто в пределах институционального расстояния выделяют и коррупционное расстояние, которое связано с бездейственностью или злоупотреблением органов местной и или государственной власти;
3) культурное расстояние, априорно рассматривается как основное препятствие при входе на рынок и представляется разницей в традициях, обычаях между страной происхождения компании и иностранной страной[18];
4) психологическое расстояние;
5) недостаточность самофинансирования, особенно это заметно в экспортируемых барьерах;
6) осуществление безвозвратных расходов (sunk costs), которое необходимо для входа на рынок.
В свою очередь деятельность, препятствующая входу на рынок, предусматривает осуществление инвестиций в основном в:
1. оборудование и снаряжение, их техническое усовершенствование;
2. расширение системы сбыта продукции, однако право эксклюзивного
лидерства рассматривается как пример неэффективного объема инвестиций в капитал;
3. оптимизация сети продвижения товаров и услуг.
Преодоление барьеров входа на рынок осуществляется через создание
или укрепление конкурентных преимуществ предприятия. При этом существует множество подходов к определению основных источников таких преимуществ.
Последние научные исследования в данной сфере связывают возникновение конкурентных преимуществ с располагаемой информацией[19]. При
этом различают два вектора получения новой информации, которые зависят от новизны и возможности воссоздания или копирования на рынке:
1) исследовательский (exploratory) – «пробивная» траектория получения
новых знаний с внешних ресурсов или их создание самостоятельно;
2) эксплуатационный (exploitative) - зависимое движение, предусматривает углубление или использования уже имеющейся информации.
Одним из направлений реализации конкурентных преимуществ являются инвестиции в развитие и исследования, которые оказывают позитивный
социальный эффект и снижают предельные издержки в долгосрочном периоде (например, патент), хотя и подавляющая часть таких инвестиций носит характер прямых безвозвратных расходов.
Стратегию преодоления входных барьеров можно понимать как синтез
стратегий глобализации фирмы, интернационализации продукции и стратегии получения конкурентных преимуществ. Эти три составляющие объединяют главные задачи фирмы: расширить рынки сбыта продукции, усовершенствовать процесс произвола за, адаптировать продукт к внешним
требованиям рынка, получить конкурентные преимущества и положительный экономический эффект от их внедрения.
Альтернативной целью реализации арате гаи преодоления барьеров является «отоваривание» барьеров входа[20].
Существуют два основных подхода к выбору способа выхода на новые
рынки: с полным контролем предприятия и с распределением ответственности. При этом менеджеры с международным опытом предпочитают стратегии с полным контролем, а менеджеры с исключительно внутренним опытом – с распределением ответственности.
Глобальные стратегии выхода на внешние рынки можно классифицировать по принципу распространения домашней практики ведения бизнеса:
1) горизонтальные стратегии, то есть внедрение «домашней» деятельно-
аи на иностранных рынках;
2) вертикальные стратегии - инвестиции в ресурсо-разведовательные
операции и размещения отдельных этапов процесса производства за рубежом (своего рода аутсорсинг);
3) побочная (вспомогательная) интеграция;
4) стратегии диверсификации рисков.
К основным видам стратегий выхода на внешние рынки относят:
1) осуществление прямых иностранных инвестиций;
2) приобретение и поглощения действующих предприятий на рынке;
3) образование альянсов;
4) открытие совместного предприятия с локальным партнером - в странах с высокой неопределенностью среды является источником надежной
информации, защиты и внешней поддержки;
5) продажа франшизы;
6) создание самостоятельного предприятия в отрасли (greenfield entry).
Таблица 3
Матрица выбора глобальной стратегии выхода на рынки
Сфера деятельности |
Выбор стратегии входа |
|
Иностранное подразделение |
Аналогичная сфера |
Горизонтальная интеграция |
Отрасли, связанные с |
Вертикальная интеграция |
|
Та же отрасль, но другой сегмент |
Вспомогательная интеграция |
|
Несвязанные отрасли |
Диверсификация рисков |
Каждая из стратегий имеет свои преимущества (табл. 4), в частности,
осуществление прямых инвестиций отличается высокой ликвидностью и
низким уровнем риска. В случае объединения с действующими предприятиями (с разными степенями иностранного контроля) основным конкурентным преимуществом является доступ к достоверной информации и уникального бизнес-опыта.
Таблица 4
Преимущества основных стратегий выхода на рынки
Стратегия предприятия |
Преимущества |
Осуществление прямых иностранных инвестиций. |
Низкая рискованность и высокая ликвидность. |
Приобретение и поглощение |
Возможность перенять уникальный опыт функционирования на рынке. Доступ к профессиональным трудовым ресурсам. |
Образование альянса. |
Минимизация трансакционных издержек. Возможность перенять уникальный опыт функционирования на рынке. |
Открытие совместного предприятия с локальным партнером. |
Быстрое налаживание связей с бизнес-сообществом. Доступ к знаниям о неформальных институтах. |
Франчайзинг |
Возможность перенять уникальный опыт функционирования на рынке. |
Создание самостоятельного предприятия. |
Высокая гибкость в принятии решений фирмы |
После выхода предприятия на рынок возможны следующие сценарии
развития взаимоотношений с фирмами, которые работают на рынке:
1) фирмы могут конкурировать;
2) мот объединиться и разделить между собой монопольную прибыль;
3) действующий игрок может выйти из рынка.
Вывод.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эффективное внедрение
стратегии преодоления входных барьеров обеспечивается качественной адаптацией предприятия к стратегическим изменениям в ходе формирования или изменения организационной структуры, формированием реакции на воздействие внешних рыночных факторов влияния. Измерение силы воздействия создающих барьеры факторов позволяет определить и предложить комплекс мер в соответствии с выбранной стратегией преодоления входных барьеров.
Заключение
Отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, с одной стороны, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и доводить свой продукт до потребителя без стимулирования потенциальных конкурентов к входу на рынок, а с другой стороны, препятствующих потенциальным «новичкам» отрасли получить прибыль в том же объеме, который получают укоренившиеся фирмы до входа.
В мировой антимонопольной практике различают пять основных методов оценки барьеров входа на рынок:
1. анализ тенденций входа и выхода в прошлом на основе ретроспективной оценки входа на рынок в течение последних нескольких лет;
2. оценка сверхприбыли предприятий: если одни предприятия на определенном рынке получают высокую прибыль, то обычно другие, входя на данный рынок, снижают ее общий уровень;
3. качественная оценка государственной помощи и дотации на основе анализа актов и действий органов власти и управления в отношении поведения субъектов рынка, контроль над проведением конкурсов по государственным и муниципальным закупкам;
4. анализ последствий ценового регулирования;
5. оценка невосполнимых затрат и экономии на масштабах производства.
Строительный рынок – это монополистический рынок, следовательно выход на рынок затруднен. На рынке представлен высокий уровень вертикальной интеграции, так как крупные игроки рынка делают полный цикл строительства, состоя сразу в трех саморегулируемых организациях: строителей, проектировщиков и изыскателей.