Файл: Анализ, оценка барьеров входа на рынок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мировой антимонопольной практике различают пять основных методов оценки барьеров входа на рынок:

1. анализ тенденций входа и выхода в прошлом на основе ретроспективной оценки входа на рынок в течение последних нескольких лет;

2. оценка сверхприбыли предприятий: если одни предприятия на определенном рынке получают высокую прибыль, то обычно другие, входя на данный рынок, снижают ее общий уровень;

3. качественная оценка государственной помощи и дотации на основе анализа актов и действий органов власти и управления в отношении поведения субъектов рынка, контроль над проведением конкурсов по государственным и муниципальным закупкам;

4. анализ последствий ценового регулирования;

5. оценка невосполнимых затрат и экономии на масштабах производства.

Глава 2. Анализ барьеров входа в строительной отрасли

2.1. Факторы, обуславливающие барьеры входа в строительной отрасли

Как показало теоретическое исследование, появление барьеров обусловлено множеством факторов: субъективных и объективных, внешних и внутренних, зависящих от предпринимателя или нет. Барьер выхода может принимать вид барьера входа, кода идет речь об узконаправленном производстве с невозможностью или затрудненностью в случае банкротства реализовать свой основной капитал, к примеру, станки или специфические материалы. Почти во всех теориях связанных с конкуренцией рассматриваются барьеры входа и выхода так или иначе. Барьеры входа и выхода будут зависеть от структуры рынка. На рынке свободной конкуренции барьеры будут полностью отсутствовать. Но мы знаем, что рынок свободной конкуренции встречается очень редко. Если говорить о монополистических рынках, то здесь выход на рынок будет затруднен. Тогда как выход и вход на рынок олигополии будет сильно затруднен. В условиях абсолютной монополии подчас вход и выход на рынок попусту отсутствуют. Джордж Стилгер, лауреат Нобелевской премии по экономике, определял барьеры входа на рынок как: «Стоимость производства, которую должна заплатить фирма, стремящаяся войти на рынок, но не должны платить фирмы, уже находящиеся на нем».

Американский ученый М. Манна заметил, что рынки с высокими барьерами входа являются самыми рентабельными. И с этим трудно поспорить, но также эти рынки чаще всего наукоемкие или с высоким уровнем начального капитала, чем и обусловлено незначительное количество предприятий на нем. На таких рынках олигопольных и рынков абсолютной монополии продавец может устанавливать и существенно завышать цену. Барьеры и их оценка важны на каждом из рынков и в каждой отрасли.


Строительный рынок – это монополистический рынок, следовательно выход на рынок затруднен. На рынке представлен высокий уровень вертикальной интеграции, так как крупные игроки рынка делают полный цикл строительства, состоя сразу в трех саморегулируемых организациях: строителей, проектировщиков и изыскателей. Минимальный эффективный выпуск в данной отрасли подсчитать невозможно, так как каждый проект уникальный, кроме того каждый договор, заключенный между заказчиком и строительной компанией, так же уникальный. Вследствие этого нет момента, когда фирма способна экономить на эффекте масштаба. Это возможно только в случае постоянных и больших закупок изначального сырья по дисконтным ценам у производителя. Но и в этом случае все фирмы участвуют в аукционе. При этом строительные фирмы занимаются своей профессиональной деятельностью на территории всей страны и гораздо рентабельней обращаться к региональным производителям сырья.

Диверсификация продукта фирмы внутри строительной отрасли обширна, так как представлено огромное количество разнообразных работ и возможностей для субподряда. Включает в себя 34 вида работ с множеством вариаций.

Диверсификация деятельности фирмы затруднена, так как на рынке нет продукции субститутов, а также нет рынков, лежащих в области близкой профессиональной деятельности. Рынок, особенно жилищного строительства, не эластичен, темпы роста рынка, как прогнозируется агентством Business Monitor International (BMI), высокие. При вступлении РФ в ВТО, а так же стремлении бизнес-сообщества к стандартизации внутри отрасли, не противоречащей еврокодам, имеет место высокий уровень иностранных фирм. Хотя, стоит заметить, что даже в этом случае отечественные фирмы занимают существенную часть рынка, так как вместо крупных вложений и открытия своих представительств куда как логичнее и более рентабельно нанимают на субподряд представителей внутреннего рынка страны, а те зарубежные компании, которые все-таки идут на открытие дочерних предприятий внутри страны, пользуются всеми благами и несут все обязанности, как и отечественный производитель. С другой стороны наличие более квалифицированных иностранных застройщиков на Российском рынке может улучшить качество исполняемой работы.

2.2. Барьеры входа в строительную отрасль

Барьеры входа и выхода на строительный рынок РФ можем разделить на стратегические и нестратегические, где нестратегические – это барьеры, не поддающиеся воздействию хозяйствующего субъекта, а стратегические – это барьеры, формируемые в зависимости от поведения фирм.


Институциональные барьеры достаточно высоки. Внутри строительного рынка РФ не развито страхование, а защитой от рисков служит компенсационный фонд, в который каждый застройщик обязан вносить средства перед получением допуска на строительство. При этом сумма компенсационного фонда напрямую зависит от стоимости стройки. Следовательно, фирма должна постоянно иметь сумму для залога, в противном случае, ее не допустят на аукцион.

Для оценки стратегических барьеров, которые являются субъективным поведением фирм – игроков на рынке, стоит рассмотреть их через призму аукционов и демпинга цен на нем. Для этого обратимся к государственному реестру учета результатов электронных аукционов на заключение государственных и муниципальных контрактов на выполнение профессиональной деятельности в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на сумму от 100 млн руб. и выше (табл. 1). Учитывалась, что выборка по компаниям, которые признавались победителям аукционов минимум 10 раз и более. Всего обработано 542 аукциона за 2015 г.

По итогам исследования Департамента мониторинга и взаимодействия с органами государственного надзора НОСТРОя было выявлено следующее: 60 аукционов были возобновлены, что составило 11% от общего числа рассматриваемых аукционов. На 91 аукционе цена была снижена на уровне, колеблющемся между 0–5 %, что составило 16,8% от общего числа рассматриваемых аукционов.

Таблица 1

Электронные торговые площадки, использованные при формировании реестра[14]

Электронные торговые площадки

Адрес в сети интернет

ГУП «Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан»

http://zakazrf.ru

ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»

http://www.sberbank-ast.ru

ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»

http://etp-micex.ru

ООО «Индексное агентство РТС»

http://www.rts-tender.ru

ОАО «Единая электронная торговая площадка»

http://www.roseltorg.ru

Большая часть, а именно на 231 аукционе, цена была снижена относительно первоначальной на 5–15% и составила 42,6% от общего числа рассматриваемых аукционов. На 90 аукционах цена была снижена относительно номинальной на 15–25%, что составило 16,6% от общего числа рассматриваемых аукционов. И на 70 аукционов цена была снижена относительно номинальной на 25% и более, что составило 13% от общего числа рассматриваемых аукционов.


Графически эта статистика выглядит следующим образом (рис. 1).

Эти данные свидетельствуют о высоком уровне демпинга со стороны игроков на рынке. Снижение номинальной цены на 25% и более может свидетельствовать о договорных и незаконных отношениях между выигравшим аукцион и заказчиком или же о желании игрока себе в убыток создать барьеры для конкуренции. Стоит также заметить, что большинство из компаний, снижающих цену более чем на 15%, ведут себя подобным образам на всех торгах. Это говорит о попытках нивелировать издержки, несущие на аукционе с помощью эффекта масштаба полученных работ. Более половины, а именно 59,4%, выигрывают лоты, снижая цены менее, чем на 15% и еще 11% лотов по тем или иным причинам возобновляются, и, как следствие, 70% лотов вполне доступны, а участие в 30% лотов затруднено.

Рисунок 1 - Мониторинг электронных торговых площадок по уровню демпинга[15]

Можно сделать вывод, что как стратегические, так и нестратегические барьеры велики на строительном рынке РФ. Если говорить о деловой активности в секторе и сдерживающих факторах, то стоит заметить, что, по мнению самих руководителей строительных предприятий (6,5 тыс. опрошенных), самым большим сдерживающим фактором являются налоги (54% опрошенных), высокая стоимость ресурсов (37% опрошенных), высокий уровень конкуренции в секторе (36% опрошенных)[16].

Для полноты исследования необходимо рассмотреть законодательные барьеры – это административные барьеры входа и выхода. Для этого воспользуемся информацией из докладов международной исследовательской группой Doing Business[17]. В рассмотрении административных барьеров внутри страны выделим несколько ключевых городов и сравним их с иностранными аналогами (с учетом нахождения в одной климатической зоне, примерно одинаковым уровнем влажности): Москву с Берлином и Санкт-Петербург с Хельсинки. Учтем все процедуры, которые фирма должна пройти во всех этих городах и странах, чтобы построить складское помещение. Процедуры получение и подачи документов в соответствующие органы, сроки получения разрешений на те или иные виды работ. В свою очередь будут рассматриваться только те процедуры, на реализацию которых необходимо более 24 ч. В транзакционных издержках будут учитываться финансовые потери, которые несет фирма для получения лицензий, допусков, сертификатов, разрешений и других документов, обязательных к получению и подаче в рамках законодательства.


Предприятие и сооружение, которое строительная компания будет строить, для всех стран и городов будет соответствовать единым требованиям.

Возводить данное сооружение будет типовая фирма.

Все внешние факторы так же одинаковы.

Взаимодействие сотрудников внутри компании не рассматривается, берется за данность, что все необходимые документы, которые понадобятся в течении стройки сооружения, сотрудники уже подготовили.

Без ошибок и исправлений.

Типовая компания в Берлине способна возвести типовое сооружение за 97 дней (с учетом возможности одновременности процедур) и понесет транзакционные издержки на сумму равную 15 431 евро. При постройке складского помещения в черте города Берлин необходимо преодолеть 9 административных барьеров.

Типовая компания в Москве способна возвести типовое сооружение за 392 дня (с учетом возможности одновременности процедур) и понесет транзакционные издержки на сумму равную 12 434,04 евро. При постройке складского помещения в черте города Москва необходимо преодолеть 47 административных барьеров.

Типовая компания в Хельсинки способна возвести типовое сооружение за 66 дней (с учетом возможности одновременности процедур) и понесет транзакционные издержки на сумму равную 15 553 евро.

При постройке складского помещения в черте города Хельсинки необходимо преодолеть 16 административных барьеров.

Типовая компания в Санкт-Петербурге способна возвести типовое сооружение за 361 день (с учетом возможности одновременности процедур) и понесет транзакционные издержки на сумму равную 3 719,57 евро.

При постройке складского помещения в черте города Санкт-Петербург необходимо преодолеть 18 административных барьеров. Выведем все итоги в таблицу и дадим оценку (табл. 2).

Таблица 2

Итоговая таблица административных барьеров

Города

Количество
административных барьеров (процедур)

Транзакционные издержки, евро

Срок на преодоление барьеров (с учетом возможности одновременности процедур)

Берлин

9

15 431

97

Москва

47

12 434

392

Санкт-Петербург

18

3 720

361

Хельсинки

16

15 553

66