Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. Экономика отраслевых рынков - наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования отраслевых рыночных структур. Методологическую основу экономики отраслевых рынков составляют эмпирические исследования и теоретические модели. Для
исследования отраслевых рынков широко используются достижения экспериментальной экономики, эконометрические методы, теоретико-игровые модели; ситуационный анализ.
Согласно российской статистике современная российская промышленность содержит 15 основных отраслей, каждая из которых включает в себя ряд специализированных подотраслей и видов производств. Под отраслевым рынком чаще всего понимается совокупность предприятий, объединенных выпуском взаимозаменяемых благ и конкурирующих между собой в сфере реализации. В современной экономической литературе большинство авторов классифицируют отраслевые рынки по различным параметрам, однако в общем виде можно выделить четыре основных признака, определяющих характер отраслевых рынков. По характеру организации выделяют организационные и стихийные рынки, по возможности проникновения - открытые и закрытые рынки, по степени локализации торговых сделок - глобальные, региональные и местные, по стадии зрелости - пионерные, растущие, зрелые и затухающие рынки.
К ключевым факторам, которые влияют на структуру отраслевого рынка, в первую очередь относится вертикальная интеграция, дифференциация продукции, государственная политика, уровень концентрации, а также барьеры входа и выхода на рынок.
Основным направлением изучения отраслевых рынков является анализ барьеров входа и выхода. Актуальность этой проблемы заключается в том, что барьеры являются основными характеристиками структуры рынка.
Деятельность современных предприятий находится под постоянным
воздействием совокупности факторов внешней и внутренней среды. Анализ барьеров входа на рынок является чрезвычайно важным для оценки рыночной власти и рыночной эффективности, которые может получить фирма.
Цель работы: исследовать барьеры входа на рынок (на примере строительного рынка).
Задачи работы:
1) исследовать сущность барьеров входа на рынок и их виды;
2) рассмотреть методы оценки барьеров входа на рынок;
3) выявить факторы, обуславливающие барьеры входа в строительной отрасли;
4) проанализировать барьеры входа в строительную отрасль;
5) исследовать стратегии, применяемые фирмами для преодоления барьеров входа на рынок.
Предмет исследования – барьеры входа на рынок.
Объект исследования – строительная отрасль России.
Научно-методической основой работы явились литературные источники по вопросам отраслевых рынков, экономики, а также публикации в периодических экономических изданиях, посвященные исследуемой проблеме.
Информационная база: научные исследования, публикации в периодических изданиях, статистическая информация.
Глава 1. Теоретические основы барьеров входа на рынок
1.1. Понятие отраслевых барьеров
Отраслевые барьеры (барьеры входа выхода) — это совокупность факторов объективного и субъективного порядка, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь. Не пройдя эти барьеры, фирма не сможет вести свою деятельность на отраслевых рынках[1].
Отраслевые барьеры часто не позволяют, а иногда делают невозможным появление новых фирм на рынке. Именно наличие барьеров позволяет фирмам не беспокоиться о возможной конкуренции, поднимать цены выше предельных издержек и получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Там, где барьеры не существуют или слабы, появляется конкуренция, которая приводит к снижению цены на продукцию данных фирм[2].
Оценка барьеров входа на какой-либо рынок либо же выхода с него является неотъемлемой частью успеха фирмы в той или иной отрасли. При изучении влияния барьеров входа-выхода фирмы в отрасль необходимо учитывать то, что существуют два основных, но диаметрально противоположных вида отраслевых барьеров — стратегические и нестратегические.
Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности фирм, существующих на рынке, направленной на создание препятствий проникновению новых фирм в данную отрасль. Стратегические барьеры могут быть созданы деятельностью как одной фирмы, так и деятельностью нескольких фирм, вступивших в сговор[3]. Основными стратегическими барьерами входа-выхода являются: ценообразование, предполагающее назначение монопольно высокой цены на продукцию фирмами в отрасли, владеющими информацией об отраслевом предложении и спросе на продукцию отрасли, а также дифференциация продукции, которая может привести к заполнению рынка значительным количеством товаров-субститутов и насыщению рыночного спроса, что создаст дополнительные трудности новой фирме для входа в отрасль[4].
Нестратегические барьеры обусловлены объективными внешними факторами, которые возникают вопреки желаниям фирм, функционирующих в данной области. Это может быть связано со спецификой производства и высоким уровнем затрат входа в отрасль[5]. Нестратегические барьеры бывают также связаны с особенностями рынка, такими как объем спроса, развитость рынка и тип конкуренции, существующими в данной отрасли. И, наконец, данный вид барьеров может возникнуть под действием так называемых фундаментальных условий, к которым относятся административные, гражданские и социально-экономические параметры отрасли.
Помимо основных видов не стратегических барьеров существуют и другие барьеры входа-выхода, например связанные с характером ценовой эластичности спроса на продукт — чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующих фирм одновременно ограничить вход в отрасль и получать экономическую прибыль[6].
Политика установления барьеров входа в отрасль является предпочтительной для фирмы (фирм), действующей в отрасли, только если текущая ценность потока прибыли, обеспечиваемой этой политикой, будет превышать уровень прибыли, получаемой при максимизации прибыли в краткосрочном периоде:
(1)
где П1 — прибыль фирмы, проводящей политику максимизации прибыли в краткосрочном периоде;
С — объем дополнительных расходов, необходимых для создания барьеров входа;
- дисконтирующий множитель, приводящий ценность будущей прибыли к сегодняшнему эквиваленту; 0 < < 1;
р — вероятность того, что фирма будет продавать товар на рынке в будущем (чем выше р, тем ниже риск хозяйственной деятельности фирмы в отрасли).
На сегодняшний день барьеры входа-выхода в большей или меньшей степени присутствуют во всех отраслях российской промышленности. Чаще
всего они формируются в результате целенаправленной деятельности фирм представленных на рынке. На данном этапе развития рынка у государства существует множество проблем в решении задач поддержания конкуренции и контроля над барьерами.
Для оценки динамики рынка выделяются определенные показатели. Статистика входа на рынок включает показатели нормы входа (число новых фирм по отношению к общему числу фирм в отрасли) и нормы проникновения (объем продаж новых фирм в совокупном объеме продаж отрасли). Различие между нормой входа и нормой проникновения показывает относительную величину барьеров входа[7]. Фирма может зарегистрироваться в виде самостоятельного образования (норма входа), но не суметь организовать безубыточное производство в отрасли (норма проникновения). В таком случае реального входа на рынок не произойдет. Это различие может быть проиллюстрировано следующими данными: в США в 60—80-е гг. норма входа составляла в среднем 41,4—51,7 %, в то время как норма проникновения не поднималась выше 13,5—18,8 %[8].
Еще одним показателем статистики входа является размер новой фирмы по сравнению с размером старой фирмы рынка. Так, в среднем в США этот
показатель составляет 24,8 %, в ФРГ — 66 %, в Норвегии — 10 %. Достаточно сильный разброс показателя свидетельствует о том, что барьеры входа
в разных странах различаются по своей высоте. Наиболее высокими можно назвать входные барьеры в Норвегии, где новая фирма по размеру представляет собой лишь одну десятую старой фирмы. Наименее высокими можно назвать барьеры в Германии — здесь новая фирма приближается по своему размеру к типичной старой фирме[9].
Характеристикой динамики рынка может быть и время, необходимое для того, чтобы новая фирма в отрасли могла достичь размера старой. В США, например, этот период достигает в среднем десяти лет.
К статистике выхода фирм из отрасли относится норма выхода — доля покинувших отрасль фирм в общем числе фирм отрасли на начало периода. Для США это значение составляет 43,6 %.
К характеристике динамики рынка также относят изменение процентного числа «выживших» фирм на рынке от общего числа вошедших фирм. По некоторым данным, к концу первого года в отрасли остается 95 % из вновь вошедших фирм к концу второго года — 81 %, к концу третьего — 68 %, к концу четвертого — 57 %, а к концу пятого — 49 % от первоначального числа фирм в отрасли.
В России по сравнению с США и развитыми странами Европы изучение барьеров входа-выхода и их основных показателей находится на стадии становления[10]. Государственная политика не рассматривает регулирование отраслевых рынков в качестве своего приоритетного направления, и поэтому можно сделать вывод, что на данный момент обеспечение условий для существования конкурентных отраслевых рынков представляется маловероятным[11].
1.2. Методы оценки барьеров входа на рынок
В мировой антимонопольной практике различают пять основных методов оценки барьеров входа на рынок.
В основе первого из них лежит анализ тенденций входа и выхода в прошлом. Реализация этого метода предполагает проведение ретроспективной оценки входа на рынок в течение последних нескольких лет. Если некоторые предприятия вошли на рынок, то можно констатировать отсутствие значительных барьеров при условии, что никакие крупные изменения в конъюнктуре рынка не происходили. Несомненно, барьеры могут существовать, если только средние предприятия вошли на рынок или большая часть новых предприятий стала экономически несостоятельной.
Второй метод базируется на оценке сверхприбыли предприятий. Если одни предприятия на определенном рынке получают высокую прибыль, то обычно другие, входя на данный рынок, снижают ее общий уровень[12]. Если высокая прибыль наблюдается на протяжении длительного периода; то, скорее, по-видимому, барьеры вхождения на рынок существуют.
В основе третьего метода лежит качественная оценка государственной помощи и дотации[13]. Реализация этого метода предполагает осуществление анализа актов и действий органов власти и управления в отношении поведения субъектов рынка, контроль над проведением конкурсов по государственным и муниципальным закупкам. Кроме того, определяется степень государственного вмешательства в поведение субъектов рынка. При оценке последствий дотации специалисты рекомендуют учитывать следующие аспекты:
значимость дотации для существующих субъектов (если дотация составляет
незначительную часть окончательной цены товара, в частности, один процент, то преимущество это невелико); необходимость рассмотрения возможности потенциальной дотации для существующих хозяйствующих субъектов.
Четвертый метод базируется на анализе последствий ценового регулирования. Последнее обстоятельство служит барьером, если его результатом является дефицит, наступивший как реакция монополиста на ограничение производства или поставки при регулируемой цене, а новые предприятия на регулируемый рынок не входят.
Пятый метод основывается на оценке невосполнимых затрат и экономии на масштабах производства. Следует отметить, что эффект масштаба проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Экономию на масштабе можно оценить на основе определения минимально эффективного масштаба (то есть объема) производства, при котором средние издержки перестанут падать по мере того, как объем производства будет увеличиваться.
Выводы.
Отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, с одной стороны, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и доводить свой продукт до потребителя без стимулирования потенциальных конкурентов к входу на рынок, а с другой стороны, препятствующих потенциальным «новичкам» отрасли получить прибыль в том же объеме, который получают укоренившиеся фирмы до входа.