Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на торговом предприятии
1.1. Понятие и классификация ассортимента товаров
1.2. Процесс формирования ассортимента на торговом предприятии
Глава 2. Анализ ассортимента товаров в ООО «АШАН»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Алкогольные и слабоалкогольные напитки Безалкогольные напитки Колбасные изделия Овощи, фрукты |
296 250 204 79 |
300 259 207 79 |
319 269 220 80 |
107,77 107,60 107,84 101,27 |
106,33 103,86 106,28 101,27 |
Продукты глубокой заморозки Непродовольственные товары |
128 1340 |
135 1389 |
149 1452 |
116,41 108,36 |
110,37 104,54 |
Коэффициент полноты ассортимента: Бакалея Молочные продукты Хлебобулочные изделия Кондитерские изделия Алкогольные и слабоалкогольные напитки Безалкогольные напитки Колбасные изделия Овощи, фрукты Продукты глубокой заморозки Непродовольственные товары |
0,73 0,62 0,29 0,69 0,46 0,32 0,46 0,48 0,60 0,32 |
0,74 0,62 0,31 0,70 0,47 0,33 0,46 0,51 0,59 0,32 |
0,74 0,63 0,29 0,71 0,47 0,37 0,45 0,63 0,54 0,32 |
+0,01 +0,01 0,00 +0,02 +0,01 +0,05 -0,01 +0,15 -0,06 0,00 |
0,00 +0,01 -0,02 +0,01 0 +0,04 -0,01 +0,12 -0,05 0,00 |
Количество видов товаров, пользующихся устойчивым спросом |
1600 |
1673 |
1700 |
112,00 |
107,11 |
Коэффициент устойчивости ассортимента |
0,777 |
0,787 |
0,764 |
-0,013 |
-0,063 |
Коэффициент новизны ассортимента |
0,223 |
0,213 |
0,236 |
0,013 |
0,063 |
Коэффициенты полноты ассортимента по видам товаров каждой группы вырос почти по всем группам. Снижение коэффициента наблюдается у колбасных изделий (на 0,01 по сравнению с 2014) и у продуктов глубокой заморозки (на 0,06 по сравнению с 2014).
Количество видов товаров, пользующихся устойчивым спросом, выросло. В 2014 г. составило 1 600 наименований, в 2015 г. – 1 673, а в 2016 - уже 1 792 наименований. Но коэффициент устойчивости ассортимента падает. После роста в 2015 г. до 0,787, он снижается в 2016 г. до 0,764.
Далее в табл. 4 приведём значения итоговых коэффициентов анализа ассортимента.
В целом наблюдается стабильный рост только одного показателя - полноты ассортимента.
Руководство ООО «АШАН» ведёт политику расширения уже имеющихся товарных групп без внедрения новых товарных групп. Как следствие наблюдается постепенное снижение коэффициента широты ассортимента.
Таблица 4
Показатели ассортимента гипермаркета «АШАН»
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменение 2016 г. к |
|
2014 г. |
2015 г. |
||||
Широта ассортимента |
0,667 |
0,625 |
0,588 |
-0,079 |
-0,037 |
Полнота ассортимента |
0,497 |
0,505 |
0,515 |
+0,018 |
+0,010 |
Устойчивость ассортимента |
0,777 |
0,787 |
0,764 |
-0,013 |
-0,063 |
Новизна ассортимента |
0,223 |
0,213 |
0,236 |
0,013 |
0,063 |
Коэффициент устойчивости снижается. При этом число позиций, пользующихся устойчивым спросом, растёт, однако их рост ниже общего прироста наименований ассортимента. Внедрённая по всей сети магазинов автоматизированная система контроля товарных запасов позволяет весьма точно реагировать на колебания спроса и корректировать поставки.
Анализ всего ассортимента гипермаркета «АШАН» показал, что наблюдается снижение коэффициентов широты ассортимента товаров и его устойчивости. Однако расширение уже имеющихся групп влёчёт рост полноты ассортимента с 0,497 в 2014 г. до 0,505 в 2015 г. и до 0,515 в 2016 г.
В целом ассортимент группы непродовольственных товаров в гипермаркете «АШАН» развивается меньшими темпами, чем весь ассортимент товаров в совокупности.
Выводы
Сеть магазинов «АШАН» - это один из наиболее узнаваемых потребительских брендов. Высокий уровень качества товаров и обслуживания в магазинах, сделали компанию одним из лидеров розничного рынка.
В работе рассмотрен гипермаркет «АШАН» в г. Санкт-Петербург в ТК «МЕГА-Дыбенко».
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности гипермаркета «АШАН» выявил рост эффективности и прибыльности деятельности предприятия за 2014-2016 гг., который отражается в росте товарооборота предприятия. Прибыль от продаж в 2016 г. увеличилась по сравнению с 2014 г. на 39 331,11 тыс. руб. Деятельность предприятия динамически развивается и способствует улучшению эффективности и полному удовлетворению потребностей, как самого предприятия, так и своих покупателей.
Исследование товарной политики гипермаркета «АШАН» показал, что наблюдается снижение коэффициентов широты ассортимента товаров и его устойчивости. Однако расширение уже имеющихся групп влёчёт рост полноты ассортимента с 0,497 в 2014 г. до 0,505 в 2015 г. и до 0,515 в 2016 г.
В 2016 г. на товарооборот этих групп приходилось 49,64 % всего товарооборота непродовольственных товаров.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «АШАН»
С целью увеличения эффективности деятельности гипермаркета «АШАН» необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на совершенствование товарной политики.
Один из современных методов - это многофакторная модель, основанная на применении формулы Фишбейна, которая имеет следующий вид:
Ао = , (1)
где Ао – отношение к объекту;
bi – сила мнения, что объект имеет показатель i;
ei – оценка показателя i;
n – число значимых показателей.
Применение данного метода апробировано на примере керамической посуды. В ходе анкетного опроса респондентов были определены следующие показатели качества керамической посуды: 1) прочность; 2) отсутствие дефектов; 3) удобство при эксплуатации; 4) вес изделия; 5) дизайн; 6) материал экологически чистый.
Величина ei представляет собой оценку соответствующей характеристики по семибалльной шкале со значения от «очень важно» до «не важно».
Покупателям было предложено отметить на представленной шкале свой вариант. Шкала выглядела следующим образом:
Посуда должна быть прочной
очень важно________________________________________________не важно_
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Рисунок 3. Шкала важности критерия прочности при выборе посуды
После определения характеристик для всех шести определённых показателей была выявлена величина bi. Она показывает, на сколько потребители уверены в том, что у данного вида посуды есть определённое свойство. Оценку также измеряли по семибалльной шкале со значениями от «очень вероятно» до «маловероятно».
Фарфоровая посуда прочная?
очень вероятно________________________________________маловероятно
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Рисунок 4. Шкала вероятности прочности при выборе посуды
Проведя измерения по всем видам керамической посуды были получены фактические значения bi.
На основе проведённого опроса 100 потребителей подготовлена расчётная таблица 5.
Таблица 5
Вычисление отношения потребителей к трём видам керамической посуды согласно модели Фишбейна
Показатели |
Оценка ei |
Мнения bi |
||
Фарфоровая посуда |
Фаянсовая посуда |
Майоликовая посуда |
||
прочность |
+3 |
+3 |
+2 |
+1 |
отсутствие дефектов |
+3 |
+2 |
+2 |
+1 |
удобство при эксплуатации |
+2 |
+3 |
+3 |
+2 |
вес изделия |
-1 |
+2 |
+2 |
+2 |
дизайн посуды |
-1 |
+3 |
+1 |
+3 |
экологически чистый материал |
+2 |
+3 |
+3 |
+3 |
Итого |
- |
22 |
21 |
11 |
Из таблицы 5 видно, что фарфоровая посуда набрала больше всех баллов (22), что говорит о предпочтении потребителей к данному виду керамической посуды.
Определив, что потребители предпочитают покупать фарфоровую посуду, с помощью метода идеальной точки были определены конкретные марки посуды, близкие к представлениям об идеальной посуде, сочетающие в себе все важные качества.
Респондентам было предложено оценить три фарфоровые тарелки разных стран-производителей: России, Китая, Италии. Формула метода идеальной точки выражается следующим образом:
Ао = , (2)
где Ао – отношение к марке;
Wi – значимость показателя I;
xi – мнение о фактической величине показателя I;
n – число значимых показателей.
В данном случае потребителей просили указать, как, по их мнению, 3 вида фарфоровых тарелок располагаются на шкале со значениями важных показателей. На тех же шкалах потребители разместили «идеальную» марку. Значение Ji (идеальное) определили потребители. Затем по этому же показателю оценили данные виды тарелок (то есть находят значения xi). Потребители также определили, насколько важным для них является данный показатель. В модели идеальной точки для количественного измерения ответов применялись униполярные шкалы.
В качестве значимых факторов, оказывающих влияние на покупку керамической посуды, были определены: 1) качество; 2) цена; 3) отсутствие дефектов; 4) дизайн.
В табл. 6 приведён расчёт отношения потребителей многофакторным методом идеальной точки. Чем меньше отклонение параметров марки от идеальной точки, тем лучше соответствует марка представлениям потребителей об идеальном наборе свойств. Из таблицы видно, что фарфоровая тарелка российского производства и фарфоровая тарелка «Milvis» приближены больше всего к представлению об идеальной фарфоровой посуде, так как разница составляет всего 12 и 13 баллов соответственно.
Таблица 6
Расчёт отношения потребителей многофакторным методом
идеальной точки
Показатели |
Важность |
Идеальная точка |
Мнения xi |
Ji - xi |
||||
Фарфоровая тарелка «Голубой цветок», Китай |
Фарфоровая тарелка, Россия |
Фарфоровая тарелка «Milvis», Италия |
Фарфоровая тарелка «Голубой цветок», Китай |
Фарфоровая тарелка, Россия |
Фарфоровая тарелка «Milvis», Италия |
|||
Качество посуды: высокое (1) – низкое (7) |
7 |
2 |
5 |
3 |
3 |
-3 |
1 |
-1 |
Цена: высокая (1) – низкая (7) |
6 |
4 |
5 |
4 |
3 |
-1 |
0 |
1 |
Отсутствие дефектов: нет (1) – есть (7) |
5 |
2 |
4 |
3 |
2 |
-2 |
1 |
0 |
дизайн посуды: хороший (1) – плохой (7) |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
-1 |
0 |
0 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
41 |
12 |
13 |