Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий этап. Планирование товаров по категориям[19].

Определение внутригруппового ассортимента товаров, то есть подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. Определение составляющих факторов, влияющих на ассортиментную структуру должно быть обеспечено с учетом соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Так же должны быть учтены остальные факторы, которые влияют на формирование оптимального ассортимента товаров (ширина, глубина, насыщенность, гармоничность).

Формирование ассортимента товаров должно базироваться на уже заранее запланированных целях и задачах, которые будут обуславливать направление развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации, то есть цели, задачи и основные направления формирования ассортимента товаров, определяемые ее руководством[20].

Существует ряд задач, определяющих сущность ассортиментной политики:

  • установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
  • определение основных показателей ассортимента и анализа его рациональности;
  • определение источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационально ассортимента товаров;
  • оценка материально состояния предприятия для определения возможности реализации отдельных товаров;
  • определение основных направлений товарного ассортимента[21].

Выводы

Ассортиментом называют соотношение различных видов продукции, услуг, товаров на торговом и производственном предприятиях, перечень разнообразия продукции и товаров, которых различается по отдельным признакам. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.

Ассортимент товаров – это совокупность товаров, сочетающихся по одному определенному признаку или совокупности признаков.

Широта и глубина ассортимента товаров на предприятии зависят от ряда нескольких факторов, сами важными из них являются форма его товарной специализации, размер торговой площади, а так же состоянии е предложения на потребительском рынке.

Грамотно подобранный ассортимент товаров на предприятии позволяет оптимизировать товарооборот в разрезе отдельных товарных наименований и благодаря этому получить предполагаемую величину прибыли и нужный уровень рентабельности.


Процесс формирования ассортимента товаров на торговом предприятии заключается в деятельности по формированию набора товаров, который позволит удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а так же будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед организацией.

Глава 2. Анализ ассортимента товаров в ООО «АШАН»

2.1. Общая характеристика торгового предприятия

Компания «АШАН» является главным структурным подразделением семейной мегакорпорации «Ассоциация семьи Мюлье». Компания основана в 1961 г., её главный офис находится в Лилле. Основатель и нынешний председатель совета директоров — Жерар Мюлье (фр. GérardMuUiez).

Первый гипермаркет «АШАН» в России был открыт 28 августа 2002 г. в городе Мытищи Московской области. По состоянию на декабрь 2016 г. в стране действует 301 магазин: 102 гипермаркета, 187 супермаркетов и 12 магазинов формата «у дома», а также интернет-магазин Auchan.ru.

В данной работе будет рассмотрен один из гипермаркетов «АШАН» в г. Санкт-Петербург в ТК «МЕГА-Дыбенко».

Организационная структура гипермаркета представлена на рисунке 1.

Товароведы

Администратор

Старший контролер

Продавцы

Операторы

Кладовщики

Старший кассир

Грузчики

Служба контроля

Кассиры

Рисунок 1. Организационная структура гипермаркета «АШАН»

Администратор непосредственно подчиняется генеральному и исполнительному директору. Косвенно подчиняется директору по безопасности и ревизионной комиссии. Старший контролер в свою очередь подчиняется генеральному директору и директору по безопасности и ревизионной комиссии.

Персонал организации полностью подчиняется администратору, кроме службы контроля, которая является отдельным подразделением и подчиняется старшему контролеру. Однако в свою очередь старший кассир, старший оператор подчиняется главному бухгалтеру. Кладовщики – категорийным товароведам торгового отдела штаба организации.

Служба контроля занимает особое положение и оказывает управленческое влияние на весь персонал, с целью контроля, координации и обеспечения безопасности и сохранности имущества супермаркета.


Рассмотрим основные хозяйственно-экономические показатели деятельности гипермаркета «АШАН» (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели деятельности гипермаркета «АШАН»

за 2014-2016 гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темпы роста 2016, %

к 2014 г.

к 2015 г.

1

2

3

4

5

6

Товарооборот розничный, тыс. руб.

206833,3

219000,0

222879,2

107,75

101,77

Товарооборот по покупным ценам, тыс. руб.

124100,0

133020,6

135956,3

109,55

102,21

Среднесписочная численность чел. Всего:

198

150

150

75,76

100,00

в т.ч. торгово-оперативных работников;

110

87

87

79,09

100,00

в т.ч. продавцов

72

56

56

77,78

100,00

Выработка/товарооборот, тыс. руб./чел.:

на 1 работающего;

1044,6

1460,0

1485,9

142,24

101,77

на 1 торгово-оперативного работника;

на 1 продавца

1880,3

2872,7

2517,2

3910,7

2561,8

3979,9

136,25

138,55

101,77

101,77

Валовой доход, тыс. руб.

82733,3

85979,4

86922,9

105,06

101,10

Уровень валового дохода, %

39,99

39,26

39,00

-0,99

-0,26

Издержки обращения, тыс. руб.

53286,4

47448,6

47591,8

89,31

100,30

Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

6

Уровень издержек обращения, %

25,76

21,67

21,35

-4,41

-0,32

Издержкоотдача

3,88

4,62

4,68

0,8

0,06

Прибыль от продаж, тыс. руб.

29446,9

38530,8

39331,1

133,57

102,08

Рентабельность продаж, %

14,24

17,59

17,65

3,41

0,06

Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что розничный товарооборот гипермаркета «АШАН» с каждым годом повышался. Так, темп прироста в 2016 г. составил 7,75 % по сравнению с 2014 г.

Среднесписочная численность в 2016 г. по отношению к 2015 стабильна. В связи с изменениями в кадровой политике предприятия в 2015 г. наблюдается сокращение персонала.

В связи с увеличением объемов продаж среднегодовая выработка 1 работника увеличилась с 2014 г. на 42,24 %, и в 2016 г. составила 1 485,9 тыс. руб.

Валовой доход предприятия увеличивался с течением времени и определяется как разница между оптовым и розничным товарооборотом: 2014 г. – 82 733,3 тыс. руб., 2015 г. - 85 979,4 тыс. руб., 2016 г. – 86 922,9 тыс. руб. Следовательно, за анализируемый период прирост валового дохода составляет к 2016 г. 5,06 %.

Анализируя издержки обращения, стоит отметить, что основная составляющая постоянных издержек обращения является ФОТ. Другие составляющие постоянных издержек обращения – это расходы на транспорт, затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, потеря товара при хранении, перевозке, реализации, расходы на тару – менее значительны.

Издержки обращения также увеличиваются. Это связано, в основном, с ростом заработной платы и численности рабочих. По сравнению с 2015 г. они увеличились в 2016 г. на 0,30 %. Только в 2015 г. наблюдается уменьшение издержек обращения, что связано с сокращением количества сотрудников на предприятии.

Прибыль от продаж в 2016 г. составила 39 331,1 тыс. руб., что на 2,08 % больше, чем в 2015 г. Рентабельность продаж в 2016 г. увеличилась на 3,41 % по сравнению с 2014 г.

Следовательно, финансовая деятельность предприятия динамически развивается и способствует улучшению эффективности и полному удовлетворению потребностей, как самого предприятия, так и своих покупателей.


2.2. Исследование ассортимента товаров

Гипермаркет «АШАН» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров народного потребления. В ассортименте гипермаркета присутствует и группа различной непродовольственной продукции, однако её доля невелика.

Структуру товарооборота гипермаркета «АШАН» представленную в табл. 2.

Таблица 2

Структура розничного товарооборота гипермаркета «АШАН»

за 2014-2016 гг.

Товарная группа

2014 год

2015 год

2016 год

Изменение

2016 г. к

ТО

Уд. вес, %

ТО

Уд. вес, %

ТО

Уд. вес, %

2014 г.

2015 г.

Продовольственные товары

166191

80,35

175200

80,46

179485

80,53

108

102

Непродовольственные товары

40643

19,65

43800

19,54

43394

19,47

107

99

Всего

206833

100,0

219000

100,0

222879

100,0

108

102

Анализируя данные табл. 2 можно сделать вывод, что основную часть товарооборота магазина составляют продовольственные товары, их удельный вес в общем объёме товарооборота в среднем за анализируемый период составляет 80,45 %, а удельный вес непродовольственных товаров в среднем 19,55 %.

Данные для анализа товарного ассортимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика показателей ассортимента гипермаркета «АШАН»

за 2014-2016 год

Наименование показателей

Период

Темп роста, % к 2016

2014

2015

2016

2014

2015

1

2

3

4

5

6

Фактическое количество товарных групп, имеющихся в наличии (действительная широта)

10

10

10

100,00

100,00

Максимальный перечень товаров, имеющийся у конкурентов (базовая широта)

15

16

17

113,33

106,25

Коэффициент широты ассортимента

0,667

0,625

0,588

-0,079

-0,037

Фактическое количество видов товаров одной группы (действительная широта):

Бакалея

Молочные продукты

Хлебобулочные изделия

Кондитерские изделия

Алкогольные и слабоалкогольные напитки

Безалкогольные напитки

Колбасные изделия

Овощи, фрукты

Продукты глубокой заморозки

Непродовольственные товары

458

235

45

466

135

81

93

38

77

431

470

240

50

480

140

85

95

40

80

447

480

250

50

500

150

100

100

50

80

466

104,80

106,38

111,11

107,30

111,11

123,46

107,53

131,58

103,90

108,12

102,13

104,17

100,00

104,17

107,14

117,65

105,26

125,00

100,00

104,25

Регламентируемое количество товаров однородной группы (базовая полнота):

Бакалея

Молочные продукты

Хлебобулочные изделия

Кондитерские изделия

630

378

153

680

634

388

159

688

649

400

175

700

103,02

105,82

114,38

102,94

102,37

103,09

110,06

101,74