Файл: Выбор приоритетного варианта организации отбора кандидатов на трудоустройство.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТБОРА КАНДИДАТОВ ЧЕРЕЗ СОБЕСЕДОВАНИЕ
1.1 Структурное собеседование с кандидатами при отборе – сущность и значение
1.2 Формирования кадрового резерва как основа комплексного собеседования
2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОМПЛЕКСНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПБ-АВТОМАТИКА»
2.3 Применение Executive Search в ООО «СПб-Автоматика»
2.4 Анализ выявленных проблем кадрового резерва компании
В ходе деловой беседы работодатель лишь ориентируется на собственное ощущение и интуицию при построении диалога по выявлению портрета собеседника. Но нет никакой методической основы в диалоге, а именно качественно выстроенная структура вопросов создают прочный каркас для постепенного формирования мнения о потенциальном сотруднике.
В вопросе психодиагностических следований компания не видит целесообразность постоянного содержания подобного специалиста, но обойтись без него в определенных ситуациях крайне сложно. Поэтому генеральный директор обращается к услугам профессиональных психодиагностов из специализированных компаний при решении различных кадровых вопросов: прием или освобождение от должности; изучение личностных особенностей соискателя при кадровых перестановках; выявление скрытых психологических факторов, мешающих эффективной командной работе и т.д.
Но учитывая масштаб данного предприятия, а также широкое применение данного рода специалистов в жизнедеятельности компании, целесообразно направить собственного психолога на повышение квалификации с последующим расширением его должностных обязанностей и для частичной экономии средств.
Аттестация проводится специальной комиссией ООО «СПб-Автоматика», состав которой был освещен ранее. Но все ее члены из числа сотрудников компании. Именно здесь может крыться огромное количество «подводных» камней.
Главная задача руководства – сформировать независимую, непредвзятую команду для проведения аттестации. При этом в самом процессе, больше прислушиваться к мнению зарекомендовавших себя специалистов в этой области, а не к своему «чутью», ощущениям и т.д. Ведь цель – выявление первоклассного специалиста своего профиля, а не просто приятного человека.
Существует ряд типичных ошибок проведения аттестации, опять же основанных на субъективном восприятии оцениваемой личности:
- Завышение оценки сотрудника:
- обладающего приятной манерой поведения;
- который близок по взглядам, по происхождению;
- при наличии у него значительных успехов незадолго до проведения аттестации.
- Занижение оценки того сотрудника, который:
- потерпел перед проведением аттестации неудачи в профессиональной сфере;
- проявил свое несогласие или недовольство;
- не имеет авторитета, либо относится к не престижному структурному подразделению.
- Не способность обнаружить недостатки у аттестуемых.
- Подмена оценок на деятельную оценку потенциальных возможностей сотрудника.
- Стремление усреднить оценки.
- Гендерная предвзятость: недооценка женщин, переоценка мужчин.
Кроме того, аттестация сопровождается ощущением напряженности и тревоги со стороны субъектов проверки. Не правильное понимание сути аттестации создает нервозное состояние в коллективе на протяжении всего процесса оценки.
Таким образом, был очерчен круг недостатков в процессе формирования подготовки и проведения структурного собеседования с кандидатами при отборе кадров, работа над которым предстоит далее.
2.5 Мероприятия по минимизации выявленных недостатков
Для минимизации выявленных недостатков в механизме подбора персонала в штат следует рассмотреть каждый этап отдельно и вынести рекомендации по каждому из них.
- Собеседование. К проведению деловой беседы во время собеседования следует подойти с точки зрения психологии и менеджмента.
Особое внимание должно быть уделено следующему:
- наличие подсознательного доверия и интереса к соискателю как к личности;
- открытая поза во время общения и уверенность в себе;
- соотношение того, сколько кандидат говорит и сколько слушает.
Алгоритм беседы желательно выстроить по схеме:
- Начало разговора, где собеседники устанавливают контакт друг с другом, важный момент – в чьих руках находится инициатива. Применим фундаментальный метод аргументации, вопросы направляются на выявление приоритетных сторон собеседника для него самого; вопросы с «подвохом», предназначенные для понимания того, готовился ли соискатель к собеседованию, изучая дополнительную информацию о компании или нет.
- Передача информации – сбор информации о соискателе, для формирования его полноценного облика по методу сравнения: цель – определить, насколько трезво и нетривиально собеседник оценивает себя, выявить совместимость взглядов на руководство и как кандидат будет отзываться о предыдущем руководстве.
- Фаза аргументации. Поскольку на данном этапе идет формирование предварительного мнения, необходимо определить позицию кандидата относительно предлагаемой вакансии. Со стороны представителя компании применятся метод извлечения выводов. На данном этапе вопрос - трудовая ситуация крайне актуален, поскольку показывает умение кандидата действовать в нестандартной ситуации.
- Фаза нейтрализации замечаний собеседника: уместны вопросы-проверки на уклонение от неудобных вопросов, без подрыва сложившегося впечатления.
- Фаза принятия решений и завершения беседы – со стороны работодателя важна уверенность и способность быстрого анализа всей проведенной беседы.
Подобный комплекс приемов деловой беседы сможет полноценно отразить набор характеристик соискателя и даст обоснование целесообразности дальнейшего его изучения. Таким образом, качество проводимого собеседования повысится, отсев будет более конкретным, избавив специалистов психодиагностики от лишнего объема работ на неподходящих кандидатов.
- Относительно этапа психодиагностики, целесообразно также применить тест самооценки личности – опросник «Личностный дифференциал», который относится к классу методик «семантического дифференциала» и направлен на выявление представлений индивида о собственной значимости, уровне притязаний, волевой саморегуляции и развитости коммуникационных способностей в межличностных отношениях [4, С. 18].
Это позволит правильно выстроить оптимальную структуру коллектива, создавая у каждого его члена ощущения, что он находится «на своем месте», снижая уровень зависти по отношению к успехам других, поскольку функции их отделены [3, С.25].
Специалист на базе указанной информации сможет увидеть, есть ли среди диагностируемых соискателей лица, соответствующие тем или иным параметрам наиболее оптимально, для последующего их включения в список наиболее подходящих кандидатов с соответствующими комментариями.
- Аттестация. Столь важной миссией, как работа в комиссии по аттестации должны заниматься работники, которые постоянно занимаются получением дополнительных знаний в части управления персоналом, участвуют в практике обмена опытом этого направления, посещают различные психологические семинары и тренинги по распознаванию потенциала подчиненных, внимательны к мелочам и скрупулезны при вынесении решений и формирования мнения. К сожалению, таких сотрудников зачастую довольно трудно найти внутри компании.
Поэтому предлагаются 2 варианта действий для руководства.
Первый вариант – привлечение к процедуре аттестации в качестве помощника в оценке профессионала извне. Это позволит получить независимые оценки с рядом рекомендаций по структуре персонала относительно не только его профессионализма, но и личных качеств, деловой хватки, креативности и т.д.
После тщательной обработки заключения стороннего специалиста по управлению персоналом, следует выявить расхождения с предыдущими внутренними аттестациями и заключениями постоянной комиссии. Если становится ясно, что комиссия действует не эффективно, следует задуматься над выяснением причин этого явления и заменой «слабых звеньев» на новые, более квалифицированные и непредвзятые.
Если же владельцы ООО не готовы привлекать сторонних лиц для аттестации своего персонала, можно применить второй вариант действий – минимизацию влияния субъективности руководства на итоги оценки кадров:
- использование перекрестной оценки работника – один сотрудник оценивается сразу несколькими экспертами и несколькими методиками;
- игнорирование крайних оценок – отбрасываются самая низкая и самая высокая оценки, как способ исключения личного влияния кого-то членов из аттестационной комиссии;
- применение дифференциации оценки – сотрудник оценивается комплексно по трем направлениям: личностно-деловые качества, необходимые навыки и умения, фактические результаты труда. За оценку каждого из направлений отвечает отдельный специалист или профессиональная группа.
Результат аттестации носит и психологический аспект для сотрудников. Поэтому можно порекомендовать следующее:
- Сообщение результатов оценки работнику обязательно;
- Оценку нельзя сопровождать критикой;
- Нельзя одновременно затрагивать тему итогов аттестации и оплаты труда.
- Также необходимо обеспечить понимание персонала, что аттестация не может быть инструментом наказания. Это скорее средство для обнаружения и успешного устранения несоответствий в профессиональной деятельности коллектива компании.
Руководство также может прибегнуть к сглаживающему эффекту в виде бонусов от компании, то есть, используя подмену понятий: в таком случае в глазах персонала аттестация становится не способом найти и устранить «слабых» работников, а процессом выявления лучших представителей для дальнейшего вознаграждения и стимуляции самосовершенствования их профессиональной деятельности.
Не маловажно добиться четкого понимания алгоритма аттестации со стороны сотрудников. Поэтому необходимо со стороны работников кадровой службы на подготовительном этапе - за две недели до аттестации для будущих аттестуемых провести встречи с освещением вопросов для экзамена, критериев аттестации, консультациями и разъяснительными беседами.
Климат и восприятие аттестации – как неотъемлемой части трудового процесса сотрудниками предприятия и минимизация негативного отношения к ней с их стороны – вот что помогает каждому работнику наиболее полно раскрыть себя во время проверки, обеспечивая должный уровень качества информации для дальнейшего анализа.
Все эти детали в совокупности способны через понимание сущности аттестации качественнее раскрыть анализируемые навыки и качества разных категорий персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные организации создают специальные системы подбора, развития и продвижения руководителей, рассматривают управление этой системой как стратегически важную задачу. Наметилась тенденция формирования и развития кадрового резерва организации на выдвижение. Под таковым понимаются линейные и функциональные руководители и специалисты, обладающие организаторскими способностями, отвечающие предъявляемым к конкретному уровню управления требованиям, прошедшие целевую квалификационную подготовку.
Собеседование при трудоустройстве – это интервью между работодателем и соискателем, которое удовлетворяет потребности обеих сторон. По результатам интервью, каждая сторона принимает для себя решение о возможном трудоустройстве в организацию.
С момента подачи резюме в организацию до окончательного принятия решения о трудоустройстве проходит несколько этапов собеседования. От результатов собеседования, как важной процедуры найма и отбора персонала, зависит подбор оптимально подходящего кандидата на вакантную должность.
Работа со структурным собеседованием по отбору кандидатур на вакантные должности была рассмотрена на примере ООО «СПб-Автоматика».
В компании используется такие резервы кадров как:
- Внешний – своеобразная база данных с резюме тех кандидатов, которые соответствуют заявленным требованиям и могут быть приглашены на свободную вакансию по мере ее возникновения.
- Внутренний – формируют сотрудники самой компании, имеющие высокий потенциал к занятию приоритетных должностей, активному обучению, прошедшие совокупность мероприятий по развитию.
В компании произведено планирование состава специалистов, основанное на концентрации потребностей фирмы. Выбор осуществляется с опорой на приоритетные задачи, а не на финансовые и временные ресурсы.
Для каждой вакансии составлена собственная карта компетенций и определен набор желаемых характеристик для соискателей с опорой на отраслевые стандарты и рекомендации руководителей соответствующих структурных подразделений.
Далее следует непосредственная работа с соискателями-претендентами на вакантные места в штате ООО: рассмотрение резюме с последующим собеседованием и психодиагностикой для внешнего резерва; психодиагностика и аттестация – для внутреннего.
Подбор высшего руководящего звена (топ-менеджеров) возможен лишь из внешних источников, а наиболее «рабочий» и действенный метод - Executive Search - прямой поиск кандидатов, резюме которых нет в открытом доступе.