Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вопросы формирования конкуренции и цен стали особенно актуальными и современными, особенно в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса, который выявил в российской экономике все ее системные проблемы.

Конкурентной стратегий называют обобщенную модель действий и совокупность правил, которыми руководствуется предприятие, когда принимает решения с целью достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности организации.

Стратегия помогает создать определенные рамки, которые позволяют выявить и дать оценку изменениям внешних и внутренних условий развития системы, а также обусловленные этими изменениями потребности в ее совершенствовании.

Стратегия в качестве средства для достижения целей на перспективу акцентируется на прогноз поведения внешней среды и анализ возможностей функционирования и развития фирмы. Стратегия может адаптироваться к изменениям внешней среды и способна мобилизовать ресурсы предприятия, чтобы направлять их на достижение поставленных целей.

Источниками информации при написании этой работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, в частности М. Портера, Ф. Котлера, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, А.Д. Бланка и других, а также статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Разработка конкурентной стратегии предприятия», справочная литература, а также другие актуальные источники информации.

Целью курсовой работы является исследование и разработка предложений по совершенствованию стратегии в ООО «Балттерм», а также основных методов ее разработки.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить теоретические аспекты конкурентной стратегии предприятия;

- исследовать организационно-экономическую характеристику ООО «Балттерм»;

- дать оценку текущему состоянию конкурентной стратегии предприятия ООО «Балттерм»;

- разработать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии предприятия.

Объектом исследования данной работы – ООО «Балттерм».

Предмет исследования – конкурентная стратегия развития предприятия ООО «Балттерм».

Методология и методы исследования. В работе была использована некоторая система методов, а именно: анализ, синтез, сравнительный и системный методы исследования.


Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия. Во второй главе исследована организационно-экономическая характеристика ООО «Балттерм», дана оценка текущему состоянию конкурентной стратегии предприятия ООО «Балттерм» и разработана стратегия для предприятия (на примере ООО «Балттерм»).

1 Теоретические аспекты конкурентной стратегии предприятия

Понятие конкурентной стратегии предприятия

Конкурентной стратегией можно назвать стремление фирмы занять конкурентную рыночную позицию в той, области, где действует компания, то есть на главной арене, где сражаются соперники. Таким образом, конкурентная стратегия направлена на то, чтобы фирма смогла добиться устойчивой и выгодной позиции, которая позволит ей противостоять напору силам, определяющим конкурентную борьбу в отрасли через укрепление конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Надо сказать, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений и отношений между хозяйственными субъектами. Сюда относится борьба производителей за материалы, сырье, а также рынок сбыта продукции. Победить в конкурентной борьбе значит завоевать потребительский рынок и получить максимальную прибыль от своей деятельности. Этот факт экономики является механизмом, который регулирует количество производимой продукции [9].

Присутствие конкурентной борьбы делает необходимым повышать качество, уровень производительности, а также снижать стоимость производства производителям товаров и услуг. Как следствие этого является снижение цен, чтобы вступить в борьбу за потребителей. Также производители вынуждены увеличивать ассортимент и качество выпускаемой продукции. Надо сказать, что конкуренция и ее виды охватывают весь рынок товаров и услуг. Для того, чтобы иметь равные условия производства и реализации своей продукции, идеально, чтобы на рынке присутствовало много производителей. В итоге получается совершенная конкуренция, где будут выигрывать более качественные товары, у которых имеется наиболее низкая цена.

Однако, на самом деле такой вид конкуренции соперничает с другим видом, т.к. на рынке присутствует и несовершенная конкуренция. При этом рынок делится между несколькими фирмами, у которых имеется лучший доступ к материалам и потребителям. Рассмотрим виды несовершенной конкуренции[5].


Конкуренция – это современная реальность любой экономики, в т.ч. российской. Любой предприниматель все острее ощущает ее натиск.

Стратегией организации называется обобщенная модель необходимых действий для достижения поставленных целей. В данном случае цели представляются теми ключевыми результатами, к которым всегда стремятся компании, поскольку они играют важную роль в формировании ориентиров, то есть того, на чем строится вся их деятельность.

Как правило, стратегия организации всегда включает в себя множество стандартных целей: увеличение объема бизнеса, получение прибыли, его рентабельности и так далее. Выбранные цели зависят от направления самого предприятия. Если был сделан правильный выбор стратегии организации, то это позволит противостоять многочисленным конкурентам, а также получать максимум прибыли и избежать множества ненужных юридических проблем и вопросов. Рынок всегда динамичен, однако, практика показывает, что лучше выбирать долгосрочные стратегии, поскольку они являются более продуманными и эффективными. Все в предприятии должно быть устроено так, чтобы можно было переключаться с одного вида деятельности на другой.

Выбирая, предприниматели часто ориентируются на [3]:

- факторы внешней среды;

- потенциал развития в этой среде;

- на возможность выживания;

- на возможности используемой техники, а также уровень профессионализма сотрудников.

Перед тем, как приступить к открытию своего бизнеса, нужно разработать план, согласно которому предприятие и будет развиваться. Разработка стратегии предприятия заключается в создании этапов формирования.

Нужно рассмотреть, как правильно выглядит разработка стратегии развития фирмы. Поскольку, разработав стратегию развития предприятия, руководитель сможет предусмотреть все тонкости ведения бизнеса и предотвратить большинство типичных ошибок, характерных для начинающих, неопытных менеджеров.

Осуществление планирования помогает грамотному началу и удачному продолжению, планы, разрабатываются владельцем предприятия в теории а затем воплощаются в практике.

Наиболее верным решением для стартующего бизнесмена станет разработка стратегии развития предприятия на примере уже действующего бизнеса, поскольку так можно завладеть уже готовым и работающим бизнес-проектом [8].

Для того, чтобы определиться в какой сфере будет работать предприятие, кто будет его конкурентом, где брать материалы или информацию, и т.д. необходимо создать бизнес-план, а также в чем заключается разработка стратегии развития предприятия.


Определение сути специализации предприятия, его реквизитов, исполнителей и установление даты составления при разработке стратегии предприятия является первым этапом.

Следующий этап – проектирование резюме для партнеров и банков (в случае необходимости получения кредита), также подробное описание деятельности или продуктов, которые выпускает компания.

Маркетинговый анализ: сравнение продуктов или осуществляемой услуги с аналогичными, которые уже существуют на рынке, поиск положительных моментов.

Методы продвижения товаров и услуг: определение путей сбыта, потребителей, момента доставки и хранения.

Производство продукта или реализация услуг включает расчет затрат на приобретение нужного оборудования, на закупку исходных материалов, также на ремонт и обслуживание оборудования.

План по персоналу: информация о необходимом количестве кадров, их квалификация и расчет затрат на фонд оплаты труда.

Финансовый расчет - в этом пункте необходимо рассчитать все финансовые операции: первоначальные затраты и выручка, ежемесячная сумма погашения кредита, налоговый процент. Этот этап планирования развития стратегии предприятия необходим для расчета суммы кредита и определения точного срока его погашения [16].

Также в бизнес-план необходимо включить предвидение рискованных моментов бизнес-планирования, а также поиск путей, чтобы их устранить, создать стратегии по их минимизации.

Сбор документов, на фоне которых был составлен бизнес-проект: данные финансовых исследований, спецификация, характеристика конкурентов, прайс-листы и т.д. Как было сказано выше, разработка стратегии предприятия является одним из важных пунктов при создании собственного бизнеса. Если бизнес-план составляется чтобы получить кредит, то в документах необходимо произвести как можно больше расчетов и проанализировать, почему предприятие будет выгодно спонсировать, как можно понятнее описать ожидаемые результаты и убедить, что данная фирма просто необходима для существующей базы продукции, и имеется хороший рынок сбыта.

Таким образом, разработанная стратегия развития компании поможет убедить кредиторов в целесообразности вложения средств в предлагаемый бизнес-проект. Тем, кто уже владеет фирмой и хочет создать бизнес-проект, данная задача будет значительно сложнее, поскольку, в таком случае нужно будет подстроить поставленные задачи под уже имеющиеся данные. Поэтому для начинающего бизнесмена при подготовке к организации предприятия лучшим решением будет создать стартовый бизнес-план. Поэтому можно сделать вывод, что стратегия развития предприятия является одним из важнейших и ответственных шагов на пути создания собственного бизнеса [10].


Исходя из рассмотренного материала, можно сделать заключение, что конкурентные стратегии является важной и неотъемлемой частью современных рыночных отношений. Разработка конкурентной стратегии предприятия должна включать стратегический анализ его жизнедеятельности, включающий исследование внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции, а так же исследование особенностей отрасли экономики, развития конкуренции в отрасли, позиций данного предприятия в структуре отрасли, реальных и потенциальных возможностей предприятия по обеспечению его конкурентоспособности.

1.2 Классификация конкурентных стратегий

Если основой является устойчивое конкурентное преимущество, то тогда побеждают деловые и корпоративные стратегии. Конкурентное преимущество фирма может иметь в том случае, если [15]:

- у конкурента затраты на производство товаров и услуг выше, чем у вашей компании;

- у конкурента уровень качества товаров ниже;

- у конкурента ассортимент и номенклатура уже;

- ваш уровень обслуживания клиентов выше.

Если фирма сумеет использовать конкурентные преимущества, то можно осуществить один из представленных ниже видов конкурентной стратегии:

1. При использовании стратегии низких издержек предполагается максимально возможное снижение издержек производства и реализации товара, это позволит привлечь максимально возможное количество покупателей;

2. Если фирма решит использовать стратегию дифференциации, ей необходимо придать товару специфические черты, которые будут отличать его от товара конкурента;

3. Оптимальное сочетание низких издержек и дифференциации предполагает стратегия оптимальных издержек;

4. Также существует так называемая сфокусированная стратегия   (стратегия   рыночной   ниши), она, как правило, ориентируется на тех покупателей, у которых особые потребности и вкусы.

Еще одна классификация предполагает деление конкурентных стратегий на:

- оборонительные;

- наступательные;

- вертикальной интеграции.

Основным методом борьбы на тех рынках где стандартизированные товары не дифференцированы можно использовать стратегию низких издержек. Методы, которые можно использовать для осуществления конкурентного преимущества [13]:

- максимальное упрощение технологии производства;