Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
1.2. Классификация управленческих решений
Таблица 1 – Классификация управленческих решений
1.3. Информационное обеспечение управленческих решений, методы принятия решений
Таблица 2 – Классификация потребностей информации при стадиях управления [3, С. 77]
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия решений в организации (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)
2.1. Характеристика ООО НТС «РЕАЛ»
2.2. Анализ процесса принятия решений в подразделении ООО НТС «РЕАЛ»
2.3. Построение действующих процедур принятия решений и их характеристика
Глава 3. Совершенствование процесса принятия решений (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)
3.1. Разработка проектного варианта процедур принятия решений
3.2. Формирование предложений по совершенствованию процесса принятия решений
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа раскрывает один из ключевых аспектов деятельности в рамках организации, заключающийся в принятии решений и в разрешении возникающих проблем. Эффективность деятельности предприятия зависит от качества управленческих решений, которые влияют на достижение целей и задач организации. В ходе осуществления процессов менеджмента разрабатываются и применяются методы принятия решения, служащие повышению результативности деятельности, следовательно, конкурентоспособности и благосостояния предприятия и общества в целом.
Это определяет необходимость овладения каждым ответственным работником аппарата управления, в том числе руководителями, знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Одно из значений определения «менеджмент» - это сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает значимость принимаемых решений в управленческой деятельности.
Разработка эффективных, актуальных решений и стратегий – основополагающий фактор обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования стабильных организационных структур, поддержания правильной внутренней политики, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Процессы принятия решений носят фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этого аспекта деятельности относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплекса различных факторов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, правового, технического и др.
Управленческое решение в организации – это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий направление движения и стратегию действий коллектива для эффективного разрешения проблем на основе объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Функции управленческого решения:
- направляющая (все решения принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, но они детализируются в конкретных задачах);
- координирующая (отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в соответствии с утвержденными условиями);
- мотивирующая (проявляется через систему организационных мер (приказы, постановления), экономических стимулов (премии), социальных оценок (творческая самореализация, самоутверждение личности).
Эффективность конкретного управленческого решения в большей степени зависит от выполнения и соотношения функций управленческого решения в ходе его подготовки и на этапе внедрения. С учетом этих факторов управленческое решение становится инструментом достижения поставленных целей.
Принятие решения – часть работы руководителя любого уровня. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Данное решение выступает в качестве аспекта управленческого воздействия на определённый объект и должно соответствовать ряду требований, среди которых главное – это обоснованность, точная формулировка, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), оптимизированность, эффективность (степень достижения поставленных целей в сопоставлении с расходом ресурсов).
Решения должны приниматься менеджером там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров, обладающих определенным набором компетенций, наделяют полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на доверенном объекте. При этом важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность как по вертикали, так и по горизонтали управления.
При подготовке данной курсовой работы была намечена следующая цель – рассмотрение и разбор процесса управленческого решения, факторов его принятия и реализации в организации.
Исходя из указанной цели, были поставлены следующие задачи исследования:
– изучить теоретические основы принятия решений в организации;
– проанализировать основы процесса принятия решений в организации (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)
– разработать совершенствование процесса принятия решений (на примере ООО НТС «РЕАЛ»)
Предмет исследования – управленческие решения как ключевой компонент управления на предприятии; деятельность по разработке и принятию управленческих решений.
Объектом данной курсовой работы являются процессы принятия решений в организации ООО НТС «РЕАЛ».
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. Первая глава курсовой работы дает полное определение принятия решений с точки зрения управления организацией, вторая и третья главы на практическом примере раскрывает вопрос эффективного применения принятия управленческого решения.
Теоретическую основу исследования составили авторитетные работы отечественных ученых таких, как: Альберт М., Виханский О.С., Герчикова И.Н., Голубков Е.П.,Евланов А. Г.,Ильин Н. П., Лукмапова И. Г.,Литвак Б.Г., Мескон М., Наумов А.И., Хедоури Ф. и других.
Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
Управленческое решение - это обдуманный шаг, результатом которого является осуществление действия, создание стратегии для достижения цели организации. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное определение рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы [3, С. 56].
Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в различных сферах: политической, экономической, личной и т.д. Существует много определений управленческого решения. Вот лишь некоторые из них:
Решение - это выбор альтернативы [3, С. 55].
Решение - это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
Управленческое решение представляет предпосылку к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в состояние, соответствующее согласованным требованиям.
Комплексный подход к управлению отражает стремление деятелей в сфере менеджмента выстроить все процессы по решению управленческих проблем в единую систематизированную цепочку, разорванную в результате чрезмерного погружения в функциональный подход, при котором каждая из функций рассматривается отдельно от других. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности действий. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение текущих задач и достижение целей организации.
Деятельность человека в управлении во многом зависит от грамотной и комплексной ее организации, означающее организацию его исполнения, четкую формулировку целей и мотивации.
1.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями на различных организационных уровнях принимается большое количество разнообразных решений, обладающих собственными характеристиками. Совокупность этих характеристик позволяет осуществить классификацию управленческих решений по некоторым общим признакам, представленным в таблице [5, С. 41]:
Таблица 1 – Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений |
|
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные |
Нетипичные |
Значимость цели |
Стратегические |
Тактические |
Сфера воздействия |
Глобальные |
Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные |
Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые |
Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные |
Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные |
Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные |
Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные |
Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные |
Вероятностные |
В процессе управления организациями также часто встречаются новые, нестандартные ситуации и проблемы, которые требуют нового подхода к решению. В этом случае важную роль играют не только компетенции менеджера, но и его личные характеристики, гибкость ума, талант и личная инициатива [6, С. 51].
Способ фиксации решения. Этот признак разделяет управленческие решения на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Многие решения в аппарате управления оформляются документально, но незначительные, несущественные решения, а также срочные решения, принятые в чрезвычайных, не терпящих промедления ситуациях, могут быть не фиксированными документально.
Характер использованной информации. Степень полноты и достоверности информации, которой владеет менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости с учетом исходных прогнозов).
1.3. Информационное обеспечение управленческих решений, методы принятия решений
Нынешнее время – эпоха глобальной информатизации общества во всех сферах жизнедеятельности. Повсеместно используются современные меры по обеспечению своевременного получения и использования достоверной информации с помощью информационных технологий. Эти меры направлены на повышение эффективности и скорости принимаемых на всех уровнях управления решений, как следствие, и уровня развития науки, экономики и качества жизни людей.
Актуальность и ценность управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера своевременно произвести сбор, анализ, обработку и передачу информации, необходимой для принятия обоснованных решений.
Таблица 2 – Классификация потребностей информации при стадиях управления [3, С. 77]
Стадии управления |
Потребность в информации |
1.Выявление проблем и возможностей, установление критериев |
Контроль деятельности. Отображение изменившихся условий и новых возможностей |
2.Точное определение проблем и возможностей |
Оценка факторов, влияющих на результаты, прогнозы, оценки |
3.Принятие решения |
Прогнозирование результатов для разработки альтернативных вариантов деятельности |
4.Исполнение |
__ |
5.Контроль исполнения |
Оценка деятельности |
Информационное обеспечение – одна из ключевых функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация».
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более субъектами.
Цели коммуникаций:
– обеспечение обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента;