Файл: Сущность нормирования труда (на примере АО «Порт-Тольятти»).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
Выводы.
Нормирование представляет собой совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции, разработке нормативов и норм труда, содержит указания о способах решения задач по определению затрат и результатов труда, конкретизируется в способах расчетов норм труда на отдельные виды работ.
Нормы и нормативы труда дифференцируются в зависимости от условия труда и ставятся в зависимость от факторов производственной среды и трудового процесса и таких их значений, при которых сохраняется работоспособность и здоровье трудящихся.
Взаимосвязанные нормы разделяют на нормы затрат и результатов труда, структуры трудового процесса, сложности труда, оплаты труда, санитарно-гигиенических и эстетических условий труда, социальные и правовые нормы, в том числе нормы времени, выработки, обслуживания, численности, затрат рабочего времени, длительности, трудоемкости, затрат физической и нервной энергии, результатов труда, использования оборудования, производственной мощности и другие.
Нормирование труда является основой внутрипроизводственного текущего планирования; рациональной организации труда и производства. Нормирование труда обеспечивает также повышение эффективности производственных и трудовых процессов. Нормирование труда, определяя меру вознаграждения за труд, является основой организации заработной платы, служит обоснованием выбора и применения форм и систем оплаты труда.
Глава 2. Организация производственного процесса
и нормирование труда в АО «Порт-Тольятти»
2.1. Краткая характеристика АО «Порт-Тольятти»
АО «Порт-Тольятти» было создано 21 июля 1994 г. В 1995 г. АО «Порт-Тольятти» получает лицензию Министерства транспорта РФ на речную перевозку грузов и пассажиров сроком действия на 15 лет.
Стратегия развития АО «Порт-Тольятти» основывается на следующих принципах: повышение эффективности работы компании за счет оптимизации структуры флота и приведения ее в соответствии с рыночной конъюнктурой; максимальное снижение расходов по всем сферам деятельности.
Чтобы рассмотреть деятельность АО «Порт-Тольятти» более подробно, построим таблицу 2 и отразим в ней основные итоги работы за период 2012-2015 гг.
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности АО «Порт-Тольятти»[43]
Показатели |
Годы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Количество судов, ед. |
78 |
77 |
74 |
68 |
Суммарный тоннаж, тыс. т. |
3423 |
3402 |
3290 |
3220 |
Средний возраст флота, лет |
11,4 |
11,8 |
12,7 |
13,7 |
Объем перевезенного груза, тыс. т. |
51723 |
53823 |
47554 |
30425 |
Среднесписочная численность, чел, в т.ч. плавсостав |
6997 4353 |
6787 4320 |
6764 4303 |
6249 3700 |
Операционная прибыль флота, тыс. руб. |
118544 |
160783 |
174246 |
129887 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
117401 |
-355054 |
91692 |
271292 |
Из предоставленных данных можно сделать вывод, что на предприятии происходит стабильное снижение количества судов, что связанно в основном с увеличением возраста судов. Средний возраст флота увеличился с 11,4 лет в 2012 г. до 13,7 лет в 2015 г.
Организационная структура АО «Порт-Тольятти» представлена на рисунке 1.
Генеральный директор
Зам.генерального директора
Финансовый отдел
Бухгалтерия
Обслуживающий персонал
Производственные рабочие
Рисунок 1 - Организационная структура АО «Порт-Тольятти»[44]
Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом общества – генеральным директором.
Объем перевезенного груза сократился с 51,7 млн.т. в 2012 г. до 30,4 млн.т. в 2015 г. Сокращение объема перевозок флотом дочерних компаний объясняется изменением режимов работы, увеличением средней дальности перевозок и проведением больших объемов ремонтных работ по судам. За последнее время ужесточились требования крупнейших нефтяных компаний к техническому состоянию судов, это влечет за собой увеличение объемов, стоимости и продолжительности ремонта.
На грузопассажирский флот от общих доходов приходится почти 99%.
Сокращение численности флота привело к сокращению численности плавсостава. Динамика размещения численного состава работников судоходной компании и количество судов по годам представлена на рис. 2.
Рис. 2. Численность работников АО «Порт-Тольятти»[45]
На основании проведенного анализа производственной деятельности судоходной компании выявлено, что основное влияние на кадровую политику судоходной компании оказывает стратегия развития специализации флота и сокращение количества судов. Эти факторы вызывают изменения в качественной структуре и количественном составе работников плавсостава.
2.2. Анализ нормирования труда рабочих
Организацию нормирования труда в АО «Порт-Тольятти» рассмотрим на примере рабочих, вспомогательного производства, выполняющих изготовление деталей и ремонтные работы.
В таблице 3 представлены данные для расчета норм на слесарно-сварочные работы.
Таблица 3
Сборка промежуточного вала быстроходного. Условия работы снизу Сложность работы средняя (к=2,2)[46]
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
Время в мин. |
Установить призматическую шпонку с подгонкой и зачисткой шпонки по пазу |
Размер шпонки - 18*11*56 |
1,55 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Запрессовать зубчатое колесо на вал шестерню с призматической шпонкой на гидравлическом прессе |
Диаметр запрессовки зубчатого колеса - 50 мм. Длина запрессовки - 125 мм. Посадка - прессовая. Вес - 10,7 кг. |
0,85 |
Установить распорную втулку на вал-шестерню до упора |
Диаметр втулки - 50 мм. длина продвижения - 56 мм. Посадка - ходовая. Вес 0,246 кг. Вручную. |
0,22 |
Запрессовать подшипники качения на вал-шестерню |
Диаметр запрессовки - 50 мм. Длина запрессовки - 26 мм. Посадка - тугая. Кол -во 2 шт. Вручную. |
0,5*1,1=0,55 0,55*2=1,1 |
Итого |
3,72 |
Нвр = 3,72*2,2=8,18 мин
Таким образом, норма времени на сборку промежуточного вала составляет 8,18 минут.
Таблица 4
Нормирование работ по шабрению горизонтальной плоскости. Материал сталь 40; положение плоскости вертикальное; группа сложности III предусмотрена выверка. Условия работы - труднодоступные места (к=2,4)[47]
Группа сложности выверки |
Положение плоскости обработки |
Поправочные коэффициенты |
Материал |
||
Сталь ơв в кгс/мм2 |
||
40-60 |
||
Точность - кол - во пятен на площади |
||
25 х 25 мм |
||
10 - 12 |
||
Коэффициент К |
||
III |
Вертикальное |
2,25 |
Нвр=2,25*2,4=5,4 мин
Таким образом, норма времени по шабрению горизонтальной плоскости составляет 5,4 минут.
Далее проведем расчет норм на сварочные работы.
Толщина металла 3,2 мм; площадь поперечного сечения - 12 мм2; диаметр электродной проволоки – 1,4 мм; сила тока 140 А; длина свариваемого шва – 3м. Предусмотрено обезжиривание сварочных кромок; зачистка околичного участка 120 мм ручным способом. Работа протекает в неудобной рабочей позе (К=1,4).
Таблица 5
Исходные данные для расчета норм на сварочные работы[48]
Толщина металла, мм, до |
Площадь поперечного сечения шва, мм2 |
Число проходов |
Режим сварки |
Время на 1 пог.м шва, мин |
|||
Диаметр электродной проволоки, мм |
Сила тока, А |
Основное |
Неполное штучное |
Штучное |
|||
4 |
12 |
1 |
1,4 |
140-180 |
2,17 |
3,27 |
3,57 |
Нвр= (2,17+3,27+3,57)*3*1,4=37,84 мин
Таким образом, норма времени на сварку шва составляет 37,84 минут.
Проведем нормирование сварки тавровых соединений с двумя скосами одной кромки, двухсторонние. Толщина металла 7,3мм; площадь поперечного сечения 44 мм; диаметр электродной проволоки 1,4 мм; длина шва 4 м.; вылет электродной проволоки 1 м; шов криволинейный, закрытый; объем более 0,7 м2 ; зачистка и обезжиривание кромок. Нанесение защитных смазок.
Таблица 6
Исходные данные для расчета норм на сварочные работы (тавровое соединение)[49]
Толщина металла, мм, до |
Площадь поперечного сечения шва, мм2 |
Число проходов |
Режим сварки |
Время на 1 пог.м шва, мин |
|||
Диаметр электродной проволоки, мм |
Сила тока, А |
Основное |
Неполное штучное |
Штучное |
|||
8 |
44 |
7 |
1,4 |
360-400 |
24,5 |
29,6 |
32,3 |
Нвр=(24,5+29,6+32,3)*4=345,6 мин.
Таким образом, норма времени на сварку тавровых соединений составляет 345,6 минут.
Проведем расчет норм на сборку металлоконструкций под сварку. Вид сопряжения детали - по двум торцам. Длина детали - 0,8 м. Установка с разметкой выверкой. Номер профиля швеллерной стали - 24. Рабочее положение - лежа, подход к рабочему месту неудобный (к=2,3).
Таблица 7
Исходные данные для расчета норм на сборку металлоконструкций под сварку[50]
Вид сопряжения детали |
Длина сопрягаемой поверхности детали, м, до |
Установка без разметки и выверки |
Номер профиля швеллерной стали, до |
||
24 |
||
По двум торцам |
1,0 |
2,38 |
Нвр=2,38*2,3=5,47 мин
Таким образом, норма времени на установку деталей составляет 5,47минут.
Осуществим нормирование сборки продольных стыков обечаек под сварку. Диаметр обечайки - 500мм, длина обечайки - 600 мм, толщина металла 15 мм. Рабочее положение – стоя на коленях с вытянутыми руками, подход к рабочему месту неудобный. (К=1,8)
Таблица 8
Исходные данные для расчета норм на сборку продольных стыков обечаек под сварку[51]
Диаметр обечайки, мм, до |
Длина обечайки, мм, до |
Толщина металла, мм, до |
18 |
||
Время на одну обечайку |
||
600 |
500 |
0,20 |