Файл: Сущность нормирования труда (на примере АО «Порт-Тольятти»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы.

Нормирование представляет собой совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции, разработке нормативов и норм труда, содержит указания о способах решения задач по определению затрат и результатов труда, конкретизируется в способах расчетов норм труда на отдельные виды работ.

Нормы и нормативы труда дифференцируются в зависимости от условия труда и ставятся в зависимость от факторов производственной среды и трудового процесса и таких их значений, при которых сохраняется работоспособность и здоровье трудящихся.

Взаимосвязанные нормы разделяют на нормы затрат и результатов труда, структуры трудового процесса, сложности труда, оплаты труда, санитарно-гигиенических и эстетических условий труда, социальные и правовые нормы, в том числе нормы времени, выработки, обслуживания, численности, затрат рабочего времени, длительности, трудоемкости, затрат физической и нервной энергии, результатов труда, использования оборудования, производственной мощности и другие.

Нормирование труда является основой внутрипроизводственного текущего планирования; рациональной организации труда и производства. Нормирование труда обеспечивает также повышение эффективности производственных и трудовых процессов. Нормирование труда, определяя меру вознаграждения за труд, является основой организации заработной платы, служит обоснованием выбора и применения форм и систем оплаты труда.

Глава 2. Организация производственного процесса

и нормирование труда в АО «Порт-Тольятти»

2.1. Краткая характеристика АО «Порт-Тольятти»

АО «Порт-Тольятти» было создано 21 июля 1994 г. В 1995 г. АО «Порт-Тольятти» получает лицензию Министерства транспорта РФ на речную перевозку грузов и пассажиров сроком действия на 15 лет.

Стратегия развития АО «Порт-Тольятти» основывается на следующих принципах: повышение эффективности работы компании за счет оптимизации структуры флота и приведения ее в соответствии с рыночной конъюнктурой; максимальное снижение расходов по всем сферам деятельности.

Чтобы рассмотреть деятельность АО «Порт-Тольятти» более подробно, построим таблицу 2 и отразим в ней основные итоги работы за период 2012-2015 гг.


Таблица 2

Динамика основных показателей деятельности АО «Порт-Тольятти»[43]

Показатели

Годы

2012

2013

2014

2015

Количество судов, ед.

78

77

74

68

Суммарный тоннаж, тыс. т.

3423

3402

3290

3220

Средний возраст флота, лет

11,4

11,8

12,7

13,7

Объем перевезенного груза, тыс. т.

51723

53823

47554

30425

Среднесписочная численность, чел,

в т.ч. плавсостав

6997

4353

6787

4320

6764

4303

6249

3700

Операционная прибыль флота, тыс. руб.

118544

160783

174246

129887

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

117401

-355054

91692

271292

Из предоставленных данных можно сделать вывод, что на предприятии происходит стабильное снижение количества судов, что связанно в основном с увеличением возраста судов. Средний возраст флота увеличился с 11,4 лет в 2012 г. до 13,7 лет в 2015 г.

Организационная структура АО «Порт-Тольятти» представлена на рисунке 1.

Генеральный директор

Зам.генерального директора

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Обслуживающий персонал

Производственные рабочие

Рисунок 1 - Организационная структура АО «Порт-Тольятти»[44]

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом общества – генеральным директором.

Объем перевезенного груза сократился с 51,7 млн.т. в 2012 г. до 30,4 млн.т. в 2015 г. Сокращение объема перевозок флотом дочерних компаний объясняется изменением режимов работы, увеличением средней дальности перевозок и проведением больших объемов ремонтных работ по судам. За последнее время ужесточились требования крупнейших нефтяных компаний к техническому состоянию судов, это влечет за собой увеличение объемов, стоимости и продолжительности ремонта.


На грузопассажирский флот от общих доходов приходится почти 99%.

Сокращение численности флота привело к сокращению численности плавсостава. Динамика размещения численного состава работников судоходной компании и количество судов по годам представлена на рис. 2.

Рис. 2. Численность работников АО «Порт-Тольятти»[45]

На основании проведенного анализа производственной деятельности судоходной компании выявлено, что основное влияние на кадровую политику судоходной компании оказывает стратегия развития специализации флота и сокращение количества судов. Эти факторы вызывают изменения в качественной структуре и количественном составе работников плавсостава.

2.2. Анализ нормирования труда рабочих

Организацию нормирования труда в АО «Порт-Тольятти» рассмотрим на примере рабочих, вспомогательного производства, выполняющих изготовление деталей и ремонтные работы.

В таблице 3 представлены данные для расчета норм на слесарно-сварочные работы.

Таблица 3

Сборка промежуточного вала быстроходного. Условия работы снизу Сложность работы средняя (к=2,2)[46]

Содержание работы

Факторы, влияющие на продолжительность сборки

Время в мин.

Установить призматическую шпонку с подгонкой и зачисткой шпонки по пазу

Размер шпонки - 18*11*56

1,55

Продолжение таблицы 3

1

2

3

Запрессовать зубчатое колесо на вал шестерню с призматической шпонкой на гидравлическом прессе

Диаметр запрессовки зубчатого колеса - 50 мм. Длина запрессовки - 125 мм. Посадка - прессовая. Вес - 10,7 кг.

0,85

Установить распорную втулку на вал-шестерню до упора

Диаметр втулки - 50 мм. длина продвижения - 56 мм. Посадка - ходовая. Вес 0,246 кг. Вручную.

0,22

Запрессовать подшипники качения на вал-шестерню

Диаметр запрессовки - 50 мм. Длина запрессовки - 26 мм. Посадка - тугая. Кол -во 2 шт. Вручную.

0,5*1,1=0,55

0,55*2=1,1

Итого

3,72

Нвр = 3,72*2,2=8,18 мин

Таким образом, норма времени на сборку промежуточного вала составляет 8,18 минут.


Таблица 4

Нормирование работ по шабрению горизонтальной плоскости. Материал сталь 40; положение плоскости вертикальное; группа сложности III предусмотрена выверка. Условия работы - труднодоступные места (к=2,4)[47]

Группа сложности выверки

Положение плоскости обработки

Поправочные коэффициенты

Материал

Сталь ơв в кгс/мм2

40-60

Точность - кол - во пятен на площади

25 х 25 мм

10 - 12

Коэффициент К

III

Вертикальное

2,25

Нвр=2,25*2,4=5,4 мин

Таким образом, норма времени по шабрению горизонтальной плоскости составляет 5,4 минут.

Далее проведем расчет норм на сварочные работы.

Толщина металла 3,2 мм; площадь поперечного сечения - 12 мм2; диаметр электродной проволоки – 1,4 мм; сила тока 140 А; длина свариваемого шва – 3м. Предусмотрено обезжиривание сварочных кромок; зачистка околичного участка 120 мм ручным способом. Работа протекает в неудобной рабочей позе (К=1,4).

Таблица 5

Исходные данные для расчета норм на сварочные работы[48]

Толщина металла, мм, до

Площадь поперечного сечения шва, мм2

Число проходов

Режим сварки

Время на 1 пог.м шва, мин

Диаметр электродной проволоки, мм

Сила тока, А

Основное

Неполное штучное

Штучное

4

12

1

1,4

140-180

2,17

3,27

3,57

Нвр= (2,17+3,27+3,57)*3*1,4=37,84 мин

Таким образом, норма времени на сварку шва составляет 37,84 минут.

Проведем нормирование сварки тавровых соединений с двумя скосами одной кромки, двухсторонние. Толщина металла 7,3мм; площадь поперечного сечения 44 мм; диаметр электродной проволоки 1,4 мм; длина шва 4 м.; вылет электродной проволоки 1 м; шов криволинейный, закрытый; объем более 0,7 м2 ; зачистка и обезжиривание кромок. Нанесение защитных смазок.


Таблица 6

Исходные данные для расчета норм на сварочные работы (тавровое соединение)[49]

Толщина металла, мм, до

Площадь поперечного сечения шва, мм2

Число проходов

Режим сварки

Время на 1 пог.м шва, мин

Диаметр электродной проволоки, мм

Сила тока, А

Основное

Неполное штучное

Штучное

8

44

7

1,4

360-400

24,5

29,6

32,3

Нвр=(24,5+29,6+32,3)*4=345,6 мин.

Таким образом, норма времени на сварку тавровых соединений составляет 345,6 минут.

Проведем расчет норм на сборку металлоконструкций под сварку. Вид сопряжения детали - по двум торцам. Длина детали - 0,8 м. Установка с разметкой выверкой. Номер профиля швеллерной стали - 24. Рабочее положение - лежа, подход к рабочему месту неудобный (к=2,3).

Таблица 7

Исходные данные для расчета норм на сборку металлоконструкций под сварку[50]

Вид сопряжения детали

Длина сопрягаемой поверхности детали, м, до

Установка без разметки и выверки

Номер профиля швеллерной стали, до

24

По двум торцам

1,0

2,38

Нвр=2,38*2,3=5,47 мин

Таким образом, норма времени на установку деталей составляет 5,47минут.

Осуществим нормирование сборки продольных стыков обечаек под сварку. Диаметр обечайки - 500мм, длина обечайки - 600 мм, толщина металла 15 мм. Рабочее положение – стоя на коленях с вытянутыми руками, подход к рабочему месту неудобный. (К=1,8)

Таблица 8

Исходные данные для расчета норм на сборку продольных стыков обечаек под сварку[51]

Диаметр обечайки, мм, до

Длина обечайки, мм, до

Толщина металла, мм, до

18

Время на одну обечайку

600

500

0,20