Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и виды корпоративной социальной ответственности

1.2 Принципы формирования корпоративной социальной ответственности в производственном бизнесе

1.3 Перспективы использования корпоративной соц. ответственности в России и за рубежом

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Анализ внешней и внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»

2.2. Оценка перспектив роста корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ОСТРОЙ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

3.1 Разработка экологического проекта в рамках KCO предприятия

3.2 Использование KCO как залога внутренней стабильности производственного бизнеса

3.2 Экономическая целесообразность перспектив развития корпоративной социальной ответственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

По обязательности осуществления. Вопрос об обязательности или добровольности KCO является наиболее дискуссионным. Многие исследователи отмечают различные подходы к формированию норм участия бизнеса в жизни общества. Во-первых, государство может устанавливать порядок взаимодействия бизнеса и общества, при котором необходимые условия создают государственные механизмы и гражданские структуры. Во-вторых, государство под давлением гражданских инициатив формирует эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие [7]. В защиту мнения о необходимости законодательного закрепления принципов KCO можно привести высказывание, которые считают, что для минимизации рисков принятия неэффективного решения, злоупотребления при принятии решения об использовании ресурсов, его неисполнения, искажения значимой для заинтересованных лиц информации о состоянии ресурсов, злоупотребления при использовании такой информации третьими лицами и т.д. законодательство в сфере корпоративного управления должно закреплять определенные принципы принятия эффективного управленческого решения и контроля над его исполнением [3]. Большинство представителей бизнес-сообщества высказывают противоположное мнение о том, что государство не должно принуждать экономические субъекты к социальным, экологическим инициативам.

1.2 Принципы формирования корпоративной социальной ответственности в производственном бизнесе

Обязательная KCO составляет основу социальной ответственности бизнеса, при этом действительно важный вопрос о том, каким образом сформирован механизм государственного воздействия на экономические субъекты с целью участия в жизни общества, отходит на второй план. Обязательная KCO - необходимая, но не достаточная ее часть. Обязательства, принятые бизнесом сверх установленных норм, составляют основу еще одной части его социальной ответственности - добровольной KCO, которая может рассматриваться при прочих равных условиях как инструмент формирования конкурентных преимуществ, повышения стоимости бизнеса и т.п.


В основе KCO лежат семь основных принципов, которые показаны на рисунке 1.


Рис.1. Основные принципы KCO

Данное руководство определяет основные темы KCO:

  • права человека;
  • трудовые практики;
  • окружающая среда;
  • честные методы работы;
  • проблемы потребителя;
  • проблемы участия в жизни регионов и их развитие.

Рассмотрим основные принципы KCO.

По отношению к общественным нормам. Социальную ответственность принято разделять по способам регулирования и обеспечения на правовую и моральную. В отношении KCO можно говорить о морально-этической и правовой KCO, основу различий между которыми составляет отношение к общественным нормам.

Морально-этическая KCO может осуществляться специальными структурными подразделениями, отдельными специалистами по этике.

Правовая KCO основана на соблюдении действующих экономических, социальных, экологических норм. Она является основой для формирования морально-этической KCO, ее непременным условием.

По составу. Следует различать также KCO в части экономики, социальной сферы, экологии. В основе такого деления лежат различные направления деятельности организации - экономическая, социальная, экологическая, особенности которых (субъекты, объекты, способы осуществления, состав и содержание нормативно-правового регулирования, показатели результативности и др.) необходимо учитывать в процессе KCO.

По отношению к корпорации выделяет внутрифирменную и внешнюю социальную ответственность. Но с отдельными положениями такого представления нельзя в полной мере согласиться, так как разделение KCO осуществлено только по отношению к социально-экономической ответственности. Однако совершенно очевидно, что и экологическая ответственность также может быть и внутренней, и внешней. Кроме того, по этому признаку автором разделены способы реализации KCO (эффективное обучение кадров, организация социальных услуг и т.д. - внутрифирменная, а создание новых рабочих мест, социальные услуги и благотворительная деятельность и т.д. - внешняя социально-экономическая ответственность). Как видим, и те, и другие способы могут быть осуществлены по отношению как к внутренним, так и к внешним заинтересованным лицам. Помимо внутренней и внешней определяют очевидную разновидность KCO - комбинированную. Однако в их представлении преобладает социальный аспект. Уточненное содержание внутренней, внешней и комбинированной KCO можно представить следующим образом. Внутренняя KCO - это инновационная система стратегического управления, направленная на выполнение экономических, социальных и экологических обязательств в рамках действующего законодательства, а также взятых корпорацией добровольно по отношению к внутренним заинтересованным лицам. Внешняя KCO направлена на выполнение таких же обязательств перед внешними заинтересованными лицами, а комбинированная - как перед внутренними, так и перед внешними заинтересованными лицами.


Перейдем к исследованию видов KCO второй предлагаемой в исследовании группы - видов KCO, определяющих ее специфику в организации, влияние которых на особенности применяемой экономическим субъектом системы управления непосредственное, по следующим признакам:

8. По видам экономической деятельности. Любая система управления экономического субъекта, в том числе и KCO, зависит от его вида экономической деятельности. KCO компаний нефтяной, газовой, химической, пищевой, лесной, других видов экономической деятельности достаточно широко известна.

Корпоративная социальная ответственность организаций каждого вида экономической деятельности должна учитывать особые условия производства в системе общественного разделения труда и специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства, а также специфику интересов неограниченного круга стейкхолдеров в результатах и последствиях экономической, социальной и экологической деятельности компаний. В таком случае можно ожидать большей эффективности KCO по сравнению с той, в которой соответствующие особенности не учтены.

По масштабу бизнеса. Следует учитывать, что KCO крупных корпораций отличается от KCO малого и среднего бизнеса величиной ресурсов, которые могут быть направлены на ее осуществление, что во многом предопределяет возможность достижения результативности экономической, социальной и экологической деятельности, а также более широкого выбора форм и способов KCO. Крупные корпорации заинтересованы в информировании различных заинтересованных лиц о результативности KCO, тогда как организации малого и среднего бизнеса в целом нуждаются в минимизации предоставляемой внешним пользователям информации о своей деятельности и не стремятся раскрывать данные о своей социальной ответственности. В целом можно сказать, что социальная ответственность малого и среднего бизнеса, как правило, не обладает признаками системности.

По форме (структуре) собственности. Имеет свою специфику KCO организаций в зависимости от формы (структуры) собственности. Корпоративная социальная ответственность государственных организаций и организаций с государственным участием во многом зависит от административных решений высшего руководства страны и в большей степени реализуется в системе государственно-частного партнерства. Специфическими особенностями KCO общественных организаций являются отсутствие, как правило, экономического направления ее осуществления, а также специализация на решении определенного круга задач в социальной или экологической сфере. Деятельность таких организаций регулируется действующим законодательством. Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» определены социально ориентированные некоммерческие организации. К ним относятся организации, созданные в формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества. Корпоративная социальная ответственность частных организаций отличается большей свободой выбора целей, направлений, форм, методов, инструментов осуществления.


По отношению к жизненному циклу корпорации. Глубоких исследований особенностей KCO на различных этапах жизненного цикла компаний пока еще нет. Через 5 - 6 лет после создания у частных организаций возникает необходимость осознания своего места на рынке. На первых этапах образования и развития компании более актуальным является решение финансовых, технологических и организационных вопросов. Дальнейшее развитие компании предполагает также интенсификацию внутрифирменных отношений, определение своих отличительных характеристик, формирование особого стиля корпоративных отношений, корпоративной этики [13, с. 401]. Действительно, каждый этап жизненного цикла организации имеет свои особенности, которые оказывают влияние на KCO и должны быть учтены при ее формировании и функционировании. На этапах жизненного цикла формируются, видоизменяются ресурсы, источники финансирования KCO, организационные и методические механизмы ее обеспечения под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Однако не вполне верно полностью отождествлять процесс развития KCO с последовательным процессом смены жизненных циклов организации. Так, на этапе создания KCO может представлять достаточно развитую систему в случае, если компания образована в результате организационно-структурной перестройки имеющего соответствующий опыт бизнеса. Полагаем, что теоретические, организационные и методические положения KCO на стадиях жизненного цикла организации могут являться отдельным предметом исследования.

По отношению к стратегии. Имеет смысл, на наш взгляд, различать KCO по отношению к стратегии развития экономического субъекта: стратегическую, тактическую и оперативную KCO. Указанные разновидности образуют взаимообусловленную взаимосвязанную систему, но имеют отличительные по глубине, широте охвата и другим признакам цели, задачи, формы и средства реализации, организационное, методическое, информационное обеспечение. В настоящее время KCO многих отечественных компаний может характеризоваться как оперативная в связи с тем, что не обладает системностью и взаимосвязью со стратегией организации.

По целевой установке во взаимодействии со средой. Считаем вполне обоснованным выделение моделей KCO: манипулятивной, информирования, взаимопонимания, социального партнерства. Манипулятивная модель основана на манипуляции общественным мнением для достижения коммерческих целей организации на ранних стадиях формирования рыночной экономики. Модель информирования основана на информировании общественности для правильного понимания, восприятия, реагирования на действия организации, направленные на решение социальных проблем. Модель взаимопонимания исходит из понимания организацией и заинтересованными лицами интересов друг друга. Модель социального партнерства основана на изучении, анализе, осмыслении общественного мнения и социальной среды, установлении взаимно ответственных партнерских отношений с рыночной и социальной средой организации [10, с. 221 - 222].


По масштабности управленческих технологий. На основе исследования управленческих технологий можно говорить о KCO по масштабу применения таких технологий в виде корпоративной социальной политики, корпоративной социальной программы. Их различия состоят также в сроках реализации, ожидаемых результатах, величине и источниках используемых ресурсов, инструментах осуществления и др.

По способам осуществления KCO. Способы осуществления KCO характеризуются значительным разнообразием, оперативностью выбора, изменения и получения результатов. Эти способы во многом зависят от экономических, социальных, экологических ожиданий заинтересованных лиц, а также от уровня креативности управленческого персонала. Условно способы KCO можно объединить в две группы:

- традиционные (повышение оплаты труда, наем работников из числа местного населения, сокращение отходов, выбросов, сбросов, обучение персонала и др.), которые желательно использовать на постоянной основе;

- креативные (профессиональное ориентирование учащихся, инновационные способы снижения энергопотребления, сбережения биоразнообразия, акции в формате флэш-моба по актуальным социальным и экологическим темам и др.), которые должны наиболее оперативно раскрывать перед заинтересованными лицами содержание KCO и способствовать ее результативности.

1.3 Перспективы использования корпоративной соц. ответственности в России и за рубежом

Структура внутреннего и внешнего контроля на всех этапах внедрения, реализации социально ответственного ведения бизнеса и подтверждения корпоративной социальной отчетности имеет сложное строение. Рассмотрим построение такой структуры на примере эколого-социальной направленности деятельности как важнейшего фактора устойчивого развития предприятия (рис.). На подготовительном этапе принятия решения о создании корпоративной социальной отчетности проводится первоначально изучение (проверка) базовых достижений. Надо определить начальный уровень эколого-социальной результативности и уровень экономической устойчивости предприятия. Именно на этом уровне проводится стратегическое планирование эколого-социальной деятельности. Внешний контроль предварительного этапа представляет собой проведение инициативного экологического аудита, который вскроет все слабые места экологической деятельности предприятия, произведет обследование и фактическую оценку наносимого ущерба окружающей среде. Услуги экоаудиторов дороги, но важны для ответственной экосоциальной деятельности.