Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и виды корпоративной социальной ответственности
1.2 Принципы формирования корпоративной социальной ответственности в производственном бизнесе
1.3 Перспективы использования корпоративной соц. ответственности в России и за рубежом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Анализ внешней и внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»
2.2. Оценка перспектив роста корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Разработка экологического проекта в рамках KCO предприятия
3.2 Использование KCO как залога внутренней стабильности производственного бизнеса
3.2 Экономическая целесообразность перспектив развития корпоративной социальной ответственности
┌─────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Предварительный ├───\│ Этап реализации ├───\│Подтверждение KCO│
│ этап ├───/│ эколого-социальных программ ├───/│ │
└──────┬──────────────┬───┘ └─┬───┬───┬───┬───┬─────────────┘ └─────┬───┬───┬───┘
\│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/
┌────────────┐ ┌────────┐ ┌────────────────────┐ ┌─────────┐ ┌────────────────┐
│Внутрихозяй-│ │ Внешний│ │ Внутрихозяйственный│ │ Внешний │ │Внешний контроль│
│ственный │ + │контроль│ │ контроль │ + │ контроль│ │ │
│контроль │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────┬─────┘ └────┬───┘ └┬────────────────┬──┘ └┬───┬───┬┘ └───┬───┬───┬────┘
\│/ \│/ \│/ ┌.─.─.─.─.─.\│/.─.-.─┐\│/ \│/ \│/ \│/ \│/ \│/
┌────────────┐┌─────────────┐┌┴┐ . ┌────────┴──┐ .┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│ Контроллинг││Экологический││Б│<─┼───┤Контроллинг│ ││Ф│ │Э│ │Э│ │Ф│ │Э│ │А│
│ ││ аудит ││у│ . └──────────┬┘ .│и│ │к│ │к│ │и│ │к│ │у│
└──────┬─────┘└───────┬─────┘│х│ │ /│\ /│\ \│/ ││н│ │о│ │о│ │н│ │о│ │д│
\│/ \│/ │г├──┼──────┼>┌─┴───┐ .│а│ │л│ │л│ │а│ │л│ │и│
┌──────┐ ┌────────────┐ │а│ . ┌─┴─┤ У │ ││н│ │о│ │о│ │н│ │о│ │т│
│Анализ│ │Обследование│ │л├──┼───>│ С │ п │ .│с│ │г│ │г│ │с│ │г│ │ │
└──────┘ └────────────┘ │т│ │ │ о │ р │ ││о│ │и│ │и│ │о│ │и│ │э│
│е│ . │ ц │ а │ .│в│ │ч│ │ч│ │в│ │ч│ │ф│
│р│ │ │ и │ в │ ││ы│ │е│ │е│ │ы│ │е│ │ф│
│с│ . │ а │ л │ .│й│ │с│ │с│ │й│ │с│ │е│
│к│ │ │ л │ е │ ││ │ │к│ │к│ │ │ │к│ │к│
│и│ . │ ь │ н │ .│а│ │и│ │а│ │а│ │и│ │т│
│й│ │ │ н │ ч │ ││у│ │й│ │я│ │у│ │й│ │и│
│ │ . │ ы │ е │ .│д│ │ │ │ │ │д│ │ │ │в│
│у│ │ │ й │ с │ ││и│ │а│ │с│ │и│ │а│ │н│
│ч│ . │ │ к │ .│т│ │у│ │е│ │т│ │у│ │о│
│е│ │ │ у │ и │ │└┬┘ │д│ │р│ └┬┘ │д│ │с│
│т│ . │ ч │ й │ . │ │и│ │т│ │ │и│ │т│
└┬┘ │ │ е │ │ │ │ │т│ │и│ │ │т│ │и│
│ │ т │ у │ . │ └┬┘ │ф│ │ └┬┘ └┬┘
│ │ └─┬─┤ ч │ │ │ │ │и│ \│/ \│/ \│/
┌.─.─.┼.─.┴.─.─.─┤ │ е │ . │ │ │к│ ┌─────────┐
. \│/ │ │ т │ │ │ │ │а│ │ Проверка│
│ ┌───────┐ │ └──┬──┘ . │ │ │ц│ └─────────┘
. │Ревизия│ │ \│/ │ │ │ │и│
│ └───────┘ │┌──────┐ . │ │ │я│
. ││Анализ│ │ │ │ └┬┘
│ │└──────┘ .\│/ \│/ \│/
. \│/ │┌─────────┐
│ ┌──────┐ .│ Проверка│
. │Анализ│ │└─────────┘
│ └──────┘ .
└─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.─.┘
Рис.2. Внутренний и внешний контроль на этапах внедрения,
реализации и подтверждения эколого-социальной отчетности
предприятия
На этапе реализации эколого-социальной деятельности внутренний контроль за правильностью отражения ее результатов лежит в первую очередь на бухгалтерском учете, формирование отчетности и контроль за результатами управления эколого-социальной деятельностью возлагаются на службу контроллинга, которая в своих недрах анализирует, оценивает, рассчитывает уровень достижения поставленных целей. В то же время контроллинг выполняет ревизионные проверки правильности ведения управленческого учета службой внутреннего аудита, который должен входить в его структуру.
Подготовленная корпоративная социальная отчетность, согласно международным стандартам KCO, должна пройти независимую проверку. Исследование тех немногочисленных аудиторских заключений на социальные отчеты российских предприятий свидетельствует о том, что для отечественного аудита это работа новая и не совсем понятная. Отсюда непонятность аудиторских заключений типа «нарушений в отражении экологической и социальной деятельности не выявлено». На самом деле независимая аудиторская проверка должна проводиться не только на правильность отражения эколого-социальных затрат в бухгалтерском учете, но и в подтверждение соответственного уровня управления. Например, финансовый аудит не может подтвердить информацию о практиках гарантии карьерного роста или процент служащих, входящих в число подписывающих коллективный договор с собственником предприятия или занимающихся спортом. Оценивая общественную важность инициативы крупного бизнеса - опубликование открытой социальной отчетности о своей деятельности, приходится констатировать, что вопрос о ее подтверждении по всем параметрам пока невозможен. Исходя из того, что в основу корпоративной социальной отчетности положена результативность деятельности предприятия в совокупности экономической, экологической и социальной составляющих, лучшим вариантом выбора вида аудита для подтверждения ее достоверности может стать аудит эффективности при направленной разработке его методических подходов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Анализ внешней и внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «ГАЗПРОМ»
ПАО «Газпром» входит в число лидирующих отечественных нефтяных компаний в области добычи углеводородов и переработки нефтепродуктов.
По данным ИнфоТЭК в 2017 году добыча нефти и газа в России составила 686 млн т н.э., увеличившись на 5,4% относительно 2016 г. При этом добыча ПАО «Газпром нефть» выросла на 19,6%, а процент восполнения запасов по категории 1P (доказанные ЗАПАСЫ) составил 196% - лучшие показатели среди крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний отрасли. По итогам 2017 года Компания занимает третье место в отрасли по объемам добычи углеводородов. Объем добычи углеводородов «Газпром нефти» в 2017 году составил 79,7 млн т.н.э.
Рис.3. Матричная структура управления
Функциональная матрица представляет собой инструмент исследования при организационном планировании, который позволяет четко разграничить права и обязанности в системах управления.
Данный анализ можно провести с помощью таблицы представленной ниже:
Таблица 2
Специальные функции менеджмента
№ п/п |
Специальные функции менеджмента |
Основные функции менеджмента |
||||
Пла- ниро- вание |
Орга- низа- ция |
Коор-дина-ция |
Кон-троль |
Мотивация (стимули- рование) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Научно-техническое развитие |
|||||
2. |
Разработка управленческих решений |
|||||
3. |
Управленческое прогнозирование |
|||||
4. |
Техническая подготовка производства |
Такие пункты, как научно техническое развитие и Планирвоание может включать в себя показания о: повышении качества продукции, подготовки и повышения квалификации кадров, социальном развитии коллектива и совершенствования техники и технологий.
В ходе своей работы менеджер должен для каждой из выбранных функций определить нормативы из расчета на год, и уже на основе данных показателей сопоставлять данные с эффективными фондами времени работников за такой же период в прошлом.
Например, планирование научно-технического развития труда менеджера в год равен около 12000 часов/год. Если взять один годовой эффективный фонд времени из расчета на одного специалиста равным 2000 часов/год, то списочная численность данного подразделения должна составлять:
12000/2000=6 человек
Функциональная матрица предприятия может быть представлена следующим видом:
Таблица 3
Выполняемые функции или работы
Данные обозначения имеют расшифровку в виде:
В – решающий голос в коллегиальном решении с правом подписи;
И – получение и обработка информации;
К – контроль;
М – в работе не участвует и т.д.
О – организация;
П – подготовка вопроса, планирование;
Р – решающий голос в коллегиальном решении без права подписи;
С – согласование, визирование;
Т – исполнение;
У – участие в работе;
Я – единоличное решение;
Для реализации функций сотрудников выделяется определенное количество ресурсов, на примере функционально-ресурсной матрицы можно просмотреть потребности для функций менеджмента.
Таблица 4
Функционально-ресурсная матрица
Ресурсы |
Функции менеджмента |
|||
Научно-техническое развитие |
Разработка управленческих решений |
Управлен- ческое прогнозирование |
Техническая подготовка персонала |
|
Человеческие |
15 |
6 |
8 |
6 |
Материально-вещественные |
75 |
36 |
44 |
45 |
Финансовые |
62000 |
85000 |
92000 |
65107 |
Организационные |
2 |
5 |
9 |
6 |
Показатели эффективности использования ресурсов |
0,5% |
0,7% |
0,8% |
0,5% |
Большое количество ресурсов затрачивается на выполнение функций связанных с управлением и планированием работы. Для того, чтобы они уходили не в пустую необходимо рассчитывать показатель эффективности использования ресурсов.
Для научно –технического развития данный показатель будет равен: 62000/120000=0,5%
Для сферы разработки управленческих решений: 85000/120000=0,7%.
Для сферы управленческого прогнозирования: 92000/120000=0,8%.
Для сферы технологической подготовки персонала: 65000/120000=0,5%.
Также разработка модели управления не обходится без анализа численности административно-управленческого персонала, после чего происходит ее коррекция согласно следующим показателям.
Расчет нормативного количества управленческих уровней:
Dср = (1)
Rн = 1,3
Где Dср = Чу-Р/ Р
Чу – численность административно-управленческого персонала
Р/ Р – количество руководителей, чел.
6-2/2=2 чел.
А Rф это фактическое количество уровней управления в структурных подразделениях:
Rф = 4
При оценки уровня централизации функции, используется коэффициент фактической централизации Кцф. Который вычисляется по формуле:
Кцф = Рв/Рв-Рн (2)
Где:
Рв - численность управленческих работников по исследуемой функции на верхнем уровне управления, подразделений, чел.;
Рн – численность управленческих работников по той же функции на нижнем уровне управления, чел.
В результате данный показатель равен Кцф = 2/2+1=2/3=0,6
Для расчета нормативного уровня централизации функции необходимо провести следующий расчет:
Кцн = А× РX ×YZ (3)
где Р – количество производственного персонала подразделения, чел.;
x, y, z – параметры, опредиленые ;
Y – уровень механизации и автоматизации управленческого труда;
(Y = 3)
В рассматриваемой сферы он равен А = 0,0490, Р ≤ 40.
х = 0,7443; z = 0,8017 при Рв ≥ Рн
Проведем расчет:
Кцн = 0,0490∙250,7443∙30,8017 = 0.96
∑ [Кцф-Кцн] = 0,4 ≤ 0,5.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что структура подразделения выполняется на хорошем уровне.
Также для моделирования уровня централизации необходимо заложить показатель гибкости (Кг) аппарата управления и его разнообразия (Кр).
Кг = Фв/Фв + Фн (4)
Где:
Фв – количество менеджеров на верхнем уровне управления, которые имеют рассматриваемую функцию в своих должностных обязанностях, чел.;
Фн – количество менеджеров самого низкого уровня управления;
Кр =∑ Фн/Рн (5)