Файл: Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В наше время страховые компании разрабатывают все более удобные для компаний и современные условия обслуживания. Для этого для упрощения процедуры получения страхового полиса и снижения его стоимости страховые компании разрабатывают стандартные, так называемые пакетные, продукты по страхованию специально для организаций оптовой торговли, в которые может быть включено обязательное покрытие всех обычных имущественных рисков (пожар, удар молнии, взрыв, падение пилотируемых объектов и их частей, а также стихийные бедствия, авария, хищение и умышленное повреждение и т.д.).

В качестве вывода ко второй главе хотелось бы отметить, что распределение риска между сторонами является крайне важным моментом в коммерческой деятельности. Для эффективного взаимодействия между продавцом и покупателем необходимо решать все вопросы до заключения сделки, корректно заключать договоры, внося туда все необходимые пункты, наладить системы внутреннего контроля, чтобы была возможность объективно проанализировать результаты произошедших и спрогнозировать результаты будущих сделок. И, конечно же, одним из самых главных способов минимизации рисков является страхование. Сфера страхования, как и сфера рисков, динамично изменяется во времени. Так, на мой взгляд, в сфере страхования рисков в ближайшем будущем будут развиваться два тренда: тренд на пакетные продукты, которые закрывают сразу все потребности одной из сторон в страховании рисков, и тренд на страхование информации, результатов научной деятельности, так как в наши дни очень много конфиденциальной информации организаций подвержено утечке, так как грамотность в сфере информационной безопасности в России, к сожалению, находится на низком уровне.

В следующей главе мы поговорим о минимизации рисков при сделке на онлайн-платформе на примере торговой площадки Alibaba.com.

3. ПРИМЕР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СДЕЛКИ НА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ Alibaba.com

В данной главе мы рассмотрим способы заключения сделки на онлайн торговой площадке Alibaba.com. Данная торговая площадка выбрана для анализа не случайно, она является одной из крупнейших торговых площадок в мире, где оптовые покупатели приобретают товары напрямую от производителя. Alibaba.com входит в группу компаний Alibaba group, известную также по одному из самых крупных интернет-магазинов розничной торговли онлайн Aliexpress.com. Компания контролирует 80% электронной торговли в Китае, 60% посылок, которые доставляет китайская почта, заказаны на сайтах Alibaba. Большая часть покупок оплачена при помощи платежной системы Alipay с годовым оборотом в $148 млрд. Внутри Китая Alibaba Group развивает еще шесть торговых сайтов, финансовый бизнес с активами в $90 млрд, собственный облачный сервис и владеет крупным пакетом сайта Weibo – китайского гибрида Twitter и Facebook с месячной аудиторией в 156,5 млн пользователей. Alibaba Group провела рекордное IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже: компания и ее акционеры продали акции на $21,8 млрд. Инвесторы оценили китайскую компанию в $167,6 млрд или 44 годовых прибылей.


Основателем компании является предприниматель по имени Джек Ма, преподаватель английского языка по образованию. Джек Ма всегда был очень целеустремленным человеком. Родился он в бедной семье, и единственным способом выбиться в люди стало получение высшего образования. Дважды Джек Ма проваливал экзамен: поступить ему удалось лишь с третьей попытки. Ну а после выпуска из университета будущий предприниматель долго не мог найти работу: он получил отказ от 12 компаний.

В 1995 году Джек Ма отправился в США, где работал переводчиком для китайской делегации бизнесменов. Именно в Америке он впервые получил возможность поработать с глобальной информационной сетью. Интересно, что первым запросом Джека Ма стало слово «пиво»: он был крайне удивлен, что в результатах выдачи отсутствуют товары китайских производителей. Именно тогда Джеку Ма пришла идея создать интернет-компанию, где все желающие смогут купить продукцию компаний из Китая. Сейчас на торговой площадке Alibaba можно приобрести товары от производителей со всего мира, но наибольшая доля производителей все же из Китая.

Сейчас Alibaba.com – это небольшая часть выручки компании, но все предприятие начиналось именно с этого бизнеса. В 1999 году 17 человек разработали сайт, который позволил бы покупателям по всему миру, в первую очередь предпринимателям, заказывать товары у китайских производителей, используя индустриальную мощь Китая как конкурентное преимущество. На сайте Alibaba.com (и его внутрикитайском клоне 1688.com) покупают не книги и одежду, а инструменты и промышленные товары, здесь можно заказать даже нефтяной танкер.

Получив первую прибыль, Ма инвестировал ее в новый проект. Доверенная группа сотрудников, создавшая Alibaba.com, принялась за создание TaoBao, ставшего в итоге ключевым активом группы.

TaoBao должен был повторить в Китае успех eBay, предоставив возможность пользователям продавать и покупать товары напрямую по модели c2c («потребитель с потребителем», торговая площадка ТaoBao имеет схожую бизнес-модель с распространенной в России торговой площадкой Avito). Но в момент запуска TaoBao eBay (американский ключевой игрок в отрасли c2c онлайн торговых площадок) инвестировал 150 млн долларов в своего китайского «клона» EachNet, получив более 80% местного рынка. Новому проекту Ма пришлось сразу конкурировать с лидером отрасли, своего рода эталоном торговли c2c в интернете. Но Ма это не отпугнуло, скорее наоборот. В течение трех первых лет он позволил продавцам на TaoBao размещать товары бесплатно и не стал брать с них комиссии за транзакции. Кроме того, продавцы получили возможность менять обои и всячески разукрашивать свои виртуальные магазины. В Китае это оказалось важно: веселый и пестрый TaoBao начал догонять конкурента. Также проекту Ма помогли ошибки конкурентов и, как ни странно, «великий китайский файрволл»: пользователей Eachnet перевели на единую технологическую платформу eBay, но американский сайт работал в Китае с перебоями и очень медленно.


В начале 2005 года аудитория конкурентов сравнялась, и eBay объявил о дополнительных инвестициях в китайский рынок, решив вложить в него еще $100 млн. На следующий год Джек Ма, уже обогнавший конкурентов, объявил, что бесплатное размещение товаров продлится три года – к декабрю американские конкуренты ушли из Китая. В процессе ценовой войны eBay не позволил себе снизить цену для продавцов, сказав, что бесплатно – это не бизнес-модель. Джек Ма доказал обратное. Хотя конкурентов у него нет, до сих пор выручка TaoBao поступает не от комиссий и аренды, а от денег, которые продавцы платят, чтобы продвинуть товары повыше в листинге сайта. Такая модель монетизации успешно используется на сайтах знакомств и в индустрии игр, но в электронной коммерции ее популяризовал TaoBao. В настоящее время данную бизнес-модель переняли многие крупные c2c онлайн торговые площадки, в том числе распространенный в России Avito.

Чтобы продавать место на витрине, Джек Ма пошел на еще один беспрецедентный ход. Его крупнейшие сайты не индексируются китайскими поисковиками. Если забить название товара в Google, то с большой вероятностью на первой странице выдачи будет ссылка на страницу Amazon. Более того, Amazon – крупнейший рекламодатель Google. В Китае все не так. Если пользователь хочет найти товар, он должен зайти непосредственно на один из сайтов Alibaba Group или на специальный поисковик eTao, который также принадлежит компании Джека Ма.

По статистике, на одного жителя США приходится 2,6 кв. м. торговых площадей, на одного китайца – в четыре раза меньше. Это одна из причин взрывного роста электронной коммерции – в Китае ее доля уже больше, чем в Америке. Но есть и другая – самый быстрорастущий средний класс. Построив сервис для небогатых жителей провинции, Джек Ма отправился покорять города. Естественно, при помощи моллов. TaoBao Mall – через несколько лет он стал называться просто TMall (в настоящее время успешно функционирует и на территории России, интегрирован в сервисы с2с онлайн торговой площадки Aliexpress) – был запущен в апреле 2008 года. Новый сайт ориентировался на известных производителей, которые покупали витрины виртуального молла и продавали там свои товары. В отличие от Taobao, они должны были платить и стартовый депозит, и ежегодную аренду, и комиссию за транзакции. Таким образом, арендодателями онлайн торговой площадки TMall становились крупные компании и мировые бренды. За несколько лет клиентами молла стали десятки всемирно известных брендов, компании вроде Nike, Adidas, Procter & Gamble, Ecco и Samsung, а сам сайт захватил больше половины китайского рынка b2c. Среди прочего, TMall помог Джеку Ма решить еще одну важную проблему китайского ритейла – обилие подделок. Зарабатывая деньги на настоящем Adidas, бизнесмен начал бороться с миллионами разновидностей «абибасов», продающихся на сайтах группы компаний Alibaba. В 2013 году компания удалила с TaoBao информацию о 100 млн товаров, которые были похожи на подделки известных брендов. Джек Ма сумел заработать и на этом: за оперативное удаление подделок обладатели брендов платят его компании сервисный сбор. Таким образом, перед самым выходом на Нью-Йоркскую биржу, Ма застраховал себя от ненужных юридических рисков, а торговый представитель США исключил TaoBao из черного списка торговых площадок, злостно нарушающих авторское право.


В начале пути, когда маленький бизнес Джека Ма воевал с американским гигантом, он сказал: «eBay – это акула в открытом море. Мы – крокодил в реке Янцзы. В открытом море акула нас съест, но в реке победа останется за нами». Он оказался прав в том смысле, что берега Янцзы так и не покорились иностранным конкурентам. Но самого предпринимателя положение регионального игрока уже не устраивает. Пока что большая часть выручки Alibaba приходится на Китай, но компания активно идет на новые рынки.

По прогнозам, компания, основанная в 1999 году Джеком Ма, к 2020 году планирует достичь объема продаж в 6 триллионов юаней (примерно 870 миллиардов долларов). Сегодня на всех площадках компании Alibaba представлены 10 миллионов мелких и средних производителей, зарегистрированы 2 миллиарда покупателей. По данным Mediascope, в мае 2018 года AliExpress занимал 11-ю позицию в списке самых популярных интернет-ресурсов в России с десктопной аудиторией 18,6 миллиона человек.

В конце 2018 года основатель Alibaba Джек Ма объявил о создании интеллектуальной глобальной логистической сети. На первом этапе для строительства хабов отобраны пять крупных городов: Ханчжоу (Китай), Куала-Лумпур (Малайзия), Дубай (ОАЭ), Льеж (Бельгия) и Москва (Россия). «Эта сеть станет не столько национальной, сколько глобальной», — прокомментировал основатель Alibaba Group. Программа направлена на сокращение сроков доставки интернет-покупок по Китаю до 24 часов, по всему миру — до 72 часов. Кстати, за последние пять лет сроки доставки трансграничных отправлений в некоторые страны удалось сократить с 70 дней до 10 дней. Инвестиции в проект оцениваются в 15,6 миллиарда долларов. «На сегодняшний день индустрия может обрабатывать ежедневно 100 миллионов упаковок. Но в недалеком будущем потребуется перевозить за день до 1 миллиарда заказов по всему миру. И мы должны подготовиться к такому объему», — подчеркнул Джек Ма. По его словам, Alibaba Group считает Россию одним из приоритетных регионов для развития своего бизнеса.

Интернет-ритейлер Aliexpress и маркетплейс Tmall работают не только над сокращением сроков доставки товаров, но и над снижением цен на товары. Например, благодаря опции «совместная покупка» клиент может сэкономить до 50 процентов от стоимости заказа. Главное условие, при котором предоставляется дополнительный дисконт, — покупатель в течение суток должен найти еще одного желающего приобрести тот же самый товар. Чтобы получить групповую скидку, при оформлении заказа необходимо его сначала оплатить, а затем поделиться ссылкой с друзьями и знакомыми по электронной почте или через мессенджер. Если приглашенный клиент не совершит покупку в течение 24 часов, организатор сделки получит деньги обратно, а его заказ по специальной цене будет отменен.


Очень выгодно делать покупки во время тематических и сезонных скидок. Это специальные акции по случаю Хеллоуина, Нового года, в том числе китайского, Дня Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и других крупных праздников. Сезонные распродажи — это Всемирный день шопинга 11 ноября, «черная пятница» и «киберпонедельник». Цены могут быть снижены на 50-90 процентов.

Онлайн торговля на интернет-площадках очень активно развивается. Так, по данным на 3 квартал 2017 года Alibaba Group удалось получить доход 8,285 млрд долларов, что на 61% больше, чем год назад.  Операционная прибыль за отчетный период составила 2,493 млрд долларов, валовая — 30%, чистая — 2,616 млрд долларов. За данный квартал число сотрудников Alibaba Group увеличилось на 2270 человек. По состоянию на период отчета в компании работало 59 572 человека.

Для защиты продавцов и покупателей на интернет площадке Alibaba.com была введена программа по гарантированию сделок Trade Assurance. Для покупателей участие в этой программе полностью бесплатное. Для продавцов программа добровольная и потому не все в ней участвуют. Можно встретить производстенные компании, работающие на Alibaba.com многоилет, но не являющихся участниками Trade Assurance. Но таких становится все меньше, чаще проявляется другая тенденция: поставщики с малым стажем работы стараются подписываться на участие в программе, чтобы повысить свою привлекательность для покупателей.

Программа Trade Assurance является программой страхования сделки и покрывает два ключевых аспекта сделки: своевременную отправку партии груза покупателю и качество получаемого покупателем товара. В свою очередь, качество отравляемых товаров можно проконтролировать:

  • На этапе подготовки к отправке (pre-shipment);
  • Либо post-delivery: в течении 7 дней после таможенной очистки груза.

Программа Trade Assuarance не покрывает следующие события: повреждение продукции после отправки, повреждения во время транспортировки, доставку с опозданием. Покрытие данных событий не происходит, так как это уже ответственность перевозчиков (третьей стороны), а не продавца и покупателя.

Если при проверке груза, переданного партнером для отправки, выявляется явный брак или несоответствие заявленному в контракте количеству товара, заказчик может подать претензию Alibaba. Если претензия поступила в первые 5 дней, отведенного для этого времени, то Alibaba выделяет 15 дней для того, чтобы поставщик устранил несоответствие или пришел к некому соглашению с покупателем. Если за это время соглашение не будет достигнуто, то претензия будет рассматриваться сервисом.