Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основы сетевых форм организации бизнеса
1.1 Концепция сетевого бизнеса
1.2 Особенности формирования сетевых межфирменных структур
1.3 Механизмы поддержания сетевых межфирменных структур
Глава 2 Анализ деятельности федеральной торговой сети «Пятерочка»
2.1 Общая характеристика торговой сети «Пятерочка»
2.3 Политика продвижения торговой сети «Пятерочка» в Тамбовской области
Еще одной отличительной особенностью сетевого подхода является то, что человеческий фактор, равно как и отношения, рассматриваются как основной ресурс и конкурентное преимущество фирмы, поскольку сети формируются и поддерживаются во многом на основе неформальных отношений. Чем теснее эти отношения, тем конкурентное преимущество выше. При традиционном подходе во главу угла ставится согласование товарных и денежных потоков или акт купли-продажи.
В сетевых организациях зачастую вместо внутрифирменного размещения ресурсов имеет место межорганизационная взаимозависимость ресурсов, поэтому включенные в единую сеть организации постоянно стремятся к улучшению взаимоотношений для укрепления общих конкурентных преимуществ.
Функционирующие в сети фирмы большое значение придают инвестициям в отношения, ставя их нередко выше вложений в материальные активы. Эти вложения не столь дорогостоящи, как, например, приобретение нового оборудования, но при этом могут вывести фирму на более высокий производственный уровень.
1.2 Особенности формирования сетевых межфирменных структур
При анализе сетевых межфирменных структур особое внимание следует обратить на особенности их формирования. Понимание специфики образования сетей существенно облегчит задачу анализа особенностей их функционирования.
Сетевая структура организации представляет собой устойчивую и относительно замкнутую совокупность связей между постоянными партнёрами и основана на сочетании средств формального контроля и неформального обмена услугами и информацией.
Рассмотрение особенности формирования сетевых межфирменных структур автор начинает с анализа взаимосвязи между экономическими и социальными отношениями и роли последних в организационных взаимодействиях. Согласно сетевому подходу к исследованию организаций неоспоримым является утверждение о том, что экономические и социальные отношения тесно переплетены, а неформальные отношения играют важнейшую роль в экономическом взаимодействии организаций. Акцент смещается на взаимодействие фирм и социальные связи, складывающиеся между партнерами внутри сети. Основы данного подхода разрабатывались представителями новой американской социологии во главе с М. Грановеттером.
Все фирмы, включенные в единую сеть, объединены личными отношениями между взаимодействующими сотрудниками. В процессе работы эти отношения приобретают неформальный характер и зачастую становятся дружескими. Люди предпочитают вести бизнес с теми, чья репутация им известна. Как правило, они не ориентируются только на общую информацию, но стремятся получить более полные и надежные сведения, поскольку склонны доверять информации, основанной на личном опыте взаимодействия с каким-либо человеком. В случае поиска компании, которая будет включена в сеть, информацию о репутации фирмы берут из открытых источников (Интернет, пресса), а, если возможно, выбирают организацию по рекомендации знакомых. Считается, что эта информация является более надежной.
Сторонники сетевого подхода к организациям заимствуют данное утверждение у М. Грановеттера. Поиск взаимовыгодных условий внутри сети достигается путем переговоров между сотрудниками компаний. Неформальные отношения и устные договоренности в отличие от заключения контрактов и четкого следования их условиям позволяют лучше наладить работу и сэкономить на трансакционных издержках. В контракте достаточно сложно учесть все проблемы и спорные ситуации, которые могут возникнуть. Главным фактором, сдерживающим нарушение договоренностей, является страх испортить свою репутацию и приобрести имидж фирмы, которой нельзя доверять.
Сети являются неотъемлемым элементом взаимодействия индивидов и фирм. Без них невозможно успешное функционирование компании на рынке, поскольку изолировано не может существовать ни одна организация. При этом если учесть, что с менеджером или руководителем одной компании общается, как правило, один, закрепленный за ним представитель другой фирмы, то можно говорить о том, что в процессе работы между ними формируются отношения, которые можно охарактеризовать с точки зрения силы связей, описанной М. Грановеттером.
Суть явления, которое М. Грановеттер назвал силой слабых связей, заключается в том, что «те, с кем мы слабо связаны с большей вероятностью вращаются в кругах, отличных от наших собственных и таким образом имеют доступ к информации, отличной от той, которую получаем мы»[6]. Слабые связи обеспечивают возможность получения информации, доступ к которой был бы невозможен при вращении только в своем узком кругу. Значительная часть новостей, информации и знаний передается как по профессиональным сетям, так и по межорганизационным сетям. Таким же образом происходит обмен опытом, компании получают советы и рекомендации.
Согласно теории Н. Флигстина, в каждой рыночной отрасли действует ряд фирм, занимающих доминирующее положение, и фирм-претендентов, желающих свое положение изменить. Сотрудники этих фирм, а, следовательно, и сами фирмы обладают способностью устанавливать определенные формальные и неформальные «правила игры» на рынке путем заключения определенных договоренностей, заключения контрактов. Помимо этого на рынке действуют формальные законы, устанавливаемые государством и нормы, которые давно существуют в каждом обществе и определяют, какое поведение является корректным, правильным или, наоборот. Заключая данные контракты и устанавливая неформальные договоренности, фирмы создают сети взаимодействия.
Предлагаемая Н. Флигстином концепция социального действия опирается на понятие социального навыка, под которым подразумевается, что одни акторы лучше, чем другие, понимают смысл ситуации и способны донести этот смысл до людей, тем самым побуждают их к сотрудничеству. Искусные социальные акторы чувствуют ситуацию, в которой находятся другие люди, понимают их мысли и мотивы, способны интерпретировать их действия и посредством этого могут привести им доводы для взаимодействия.
С точки зрения сетевого подхода к исследованию организации, некоторые сотрудники фирм, искусно владеющие социальным навыком и умеющие правильно применять его в экономической жизни для своей собственной пользы и пользы организации, в который они работают, обеспечивают своей компании доминирование на рынке. Таким образом, те организации, в которых работает достаточное количество людей, обладающих социальным навыком в высокой степени, смогут лучше регулировать деятельность своей сети и тем самым получат больше конкурентных преимуществ по сравнению с другими компаниями, действующими на том же рынке.
Необходимо отметить, что в любом сетевом образовании есть доминирующие фирмы. Без доминирования не может существовать сеть, это необходимое условие ее функционирования. Доминирующим организациям будет доступен контроль над сформированной ими сетью, поскольку инициатива сотрудников, обладающих способностью легко строить неформальные отношения с людьми, поможет им занять привилегированное положение. Такие сотрудники являются наиболее ценными для любой организации и, как правило, занимают ведущие позиции в фирме.
1.3 Механизмы поддержания сетевых межфирменных структур
К данным механизмам относятся сетевые барьеры, ограничивающие вход новых компаний в существующие сети. Сетевыми барьерами называются такие объективные или субъективные факторы, из-за которых вхождение в существующую сеть для новых фирм становится трудным или невозможным.
В процессе работы, с повторением трансакций структура сети стабилизируется, и становится все сложнее найти место для внедрения в нее новых членов. При этом возникает взаимозависимость компаний, включенных в единую сеть, и появляются общие ресурсы, необходимые для работы.
Для фирмы, занимающейся производством продукции и желающей войти в сформированную сеть, будет сложно получить те же условия у поставщиков сырья, которые имеют производители, уже включенные в сеть. Если же желающая проникнуть в сеть фирма является поставщиком сырья, то ей будет сложно предоставить те же условия производителю, на которых он работает с постоянными партнерами.
Фирмы, входящие в одну сеть, взаимодействуют с целью достижения общего результата, и их взаимоотношения являются непрерывными, поэтому они заинтересованы в поддержании сети и предоставляют максимально выгодные условия (низкие цены, отсрочки платежа и т. п.) своим партнерам.
Таким образом, участники сети, основанной на взаимовыгодном партнерстве, доверии и взаимопомощи, стремясь к сохранению сложившихся отношений, создают барьеры для вхождения другой фирмы в сеть. Для получения тех же условий и приобретения доверия необходимо длительное взаимодействие или гарантии авторитетных участников сети.
Примером высоких сетевых барьеров выступают сложившиеся неформальные отношения. Фирма, встав перед выбором в случае предложения ей равных условий по срокам поставки и стоимости сырья или услуги, выберет с большой долей вероятности своего постоянного партнера. Это связано с тем, что при работе с ним можно не опасаться оппортунистического поведения (срыва сроков поставки товара или выполнения услуги, предоставления некачественной продукции и т.п.), а кроме всего прочего, с ним можно существенно сэкономить собственное время на заключение подробного договора или на контроль выполнения заказа. Поскольку с ним была проведена уже ни одна сделка, нет необходимости волноваться за процесс выполнения работы, и его поведение становится предсказуемым.
Нужно отметить, что объединение фирм связано с доверием, а доверие, в свою очередь, определяется культурными факторами. По мнению Ф. Фукуямы, в мире существуют общества с высоким уровнем доверия и общества с низким уровнем доверия, что, несомненно, оказывает влияние на объединение фирм в рыночные сети.
Сетевые взаимоотношения фирм настолько сложны и многоплановы, что многое просто невозможно формализовать. Когда формальный документ подписан, реальное взаимодействие может далеко выходить за рамки описанного в договоре. Договор можно назвать «институционализированной формой... недоверия, в отличие от устной договоренности..., однако он служит для дальнейшего... установления доверительных отношений»[7]. При дополнении формальных отношений неформальными, основанными на доверии, взаимоотношения становятся более эффективными. К тому же взаимоотношения, построенные на формальной, правовой основе, заменяющей доверие, увеличивают трансакционные издержки. Таким образом, во многом взаимоотношения между фирмами строятся на неформальной основе, и в договорах, заключаемых перед началом работы, оговорены только необходимые, но не достаточные условия взаимодействия.
Глава 2 Анализ деятельности федеральной торговой сети «Пятерочка»
2.1 Общая характеристика торговой сети «Пятерочка»
«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2013 г. стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 6 265 (данные на 31 декабря 2015 г.). Чистая розничная выручка за 12 месяцев 2015 г. – 585,4 млн. руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group (LSE: FIVE, Moody’s – «В2», S&P – «В+»). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.[8]
«Пятёрочка» рядом, в «Пятёрочке» недорого, ассортимент ее товаров широк и разнообразен, для покупателей в магазинах действуют различные скидки и проводятся интересные акции:
Всегда свежие продукты
Во всех магазинах «Пятёрочка» введена должность «Директор по свежести». В его обязанности входит постоянный контроль срока годности продуктов, выставленных на полки в торговом зале.