Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основы сетевых форм организации бизнеса
1.1 Концепция сетевого бизнеса
1.2 Особенности формирования сетевых межфирменных структур
1.3 Механизмы поддержания сетевых межфирменных структур
Глава 2 Анализ деятельности федеральной торговой сети «Пятерочка»
2.1 Общая характеристика торговой сети «Пятерочка»
2.3 Политика продвижения торговой сети «Пятерочка» в Тамбовской области
Введение
Актуальность работы определена тем, что в инновационной экономике широкое распространение получает межфирменная сетевая кооперация. Зарубежные исследователи к преимуществам сетевых организаций относят их информационную открытость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, возможность органического включения инновационной компоненты в сеть взаимодействующих субъектов. В этой связи в экономической литературе и на практике одной из актуальных современных проблем является организация эффективного управления сетью.
Целью настоящей работы является изучение сетевых форм бизнеса.
Объектом исследования выступает торговая сеть «Пятерочка».
Предмет исследования – сетевая деятельность «Пятерочка».
Практическая значимость работы определена размерами и значимостью сетевой компании «Пятерочка».
В задачи исследования вошли следующие вопросы:
- рассмотреть концепцию сетевого бизнеса;
- проанализировать особенности формирования межфирменных структур;
- проанализировать механизмы поддержания сетевых межфирменных структур;
- на примере федерально й торговой сети «Пятерочка» рассмотреть ее основные показатели и политику продвижения сети в регионы (на примере Тамбовской области).
Сетевые бизнес структуры, особенности их формирования, развития и специфика управления ими привлекают внимание специалистов из разных отраслей - социологии, экономики, менеджмента. Большинство публикаций принадлежат зарубежным авторам, в России данный вопрос начал изучаться сравнительно недавно, в конце 1990-х годов.
Значительный вклад в формирование самой концепции сетевых бизнес структур внесли представители различных теорий фирмы: теории трансакционных издержек, теории агентских отношений, эволюционной теории экономических изменений, ресурсной теории фирмы.
Вопросам доверия в организациях и в обществе уделяли большое внимание Ф. Фукуяма, П. Штомпка.
Специфику социальных сетей изучали последователи новой экономической социологии во главе с М. Грановеттером, а также Н. Флигстин.
Изучением сетевого маркетинга и специфики управления сетевыми структурами занимаются российские исследователи: О.А. Третьяк, которая одна из первых в России начала разрабатывать данное направление, В. С. Катькало, С. П. Кущ, О. У. Юлдашева и другие. В. В. Радаев в своих исследованиях опирается на положения концепции маркетинга сетей.
Основные методы, используемые в работе – это методы анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Основы сетевых форм организации бизнеса
1.1 Концепция сетевого бизнеса
Сетевой подход возник в 1970-х гг., первые исследования были выполнены международной группой ученых IMP (Industrial Marketing and Purchaising – Промышленный маркетинг и Закупки) из Франции, Германии, Италии, Швеции, Великобритании.
Толчком к формированию теории межфирменных сетей стал анализ вертикально интегрированных компаний, в которых соединялись в единое целое все фазы производственного процесса, осуществляемого цепочкой взаимосвязанных фирм, и конечными потребителями.
Если следовать предложенной Ф. Вебстером[1] концепции развития организационных форм предприятия, то можно заключить, что межфирменные отношения проходят следующие этапы на пути развития сетевых взаимодействий: трансакции, повторяющиеся трансакции, долгосрочные отношения, партнерские отношения, стратегические альянсы, сетевые бизнес-организации, вертикальная интеграция. В данной диссертационной работе автор продолжает предложенную Ф. Вебстером логическую цепь развития организационных форм предприятия, предполагая, что следующим этапом после вертикально-интегрированных компаний становятся сетевые межфирменные взаимоотношения.
На первом этапе фирмы просто обмениваются услугами и продукцией (трансакции), затем сделки становятся повторяющимися. Следующий этап – долгосрочные отношения, в которых все еще сохраняются отношения соперничества и конкуренции. После этого отношения перерастают в подлинно партнерские, «когда каждая сторона полностью зависит от своих компаньонов в определенных сферах деятельности, а конкурентная обусловленность уступает место взаимному доверию»[2]. Ф. Вебстер считает, что на следующем этапе возникают стратегические альянсы, высшая форма развития которых – совместные предприятия. Затем на основе многосторонних отношений появляются сетевые бизнес-организации, под которыми подразумеваются фирмы, открывающие свои дочерние предприятия и филиалы, занимающиеся различными видами деятельности, полезными для головной фирмы (например, производство деталей, необходимых для производственного процесса).
На следующем этапе появляются вертикально-интегрированные структуры. Межфирменные связи формировались вокруг крупной компании, под покровительством которой создавалась на контрактной основе целая сеть мелких и средних фирм, а их индивидуальные владельцы обязаны были выполнять разнообразные, диктуемые основной фирмой условия[3].
Развитие контрактных отношений между экономически независимыми фирмами, объединенными в единую систему, вызвало интерес к изучению особенностей взаимодействия между ними. Основное отличие от сетевого взаимодействия на данном этапе заключается прежде всего в том, что отношения между крупной головной компанией и мелкими фирмами строятся именно на контрактной основе. Кроме того, мелкие фирмы находятся в подчиненном положении по отношению к головной компании.
Предметом изучения в этом взаимодействии были дуальные отношения между головной компанией и каждой из подчиненных ей фирм, в то время как на этапе возникновения сетевых структур основной исследовательский интерес расширяется и смещается к изучению формальных и неформальных взаимодействий между всеми фирмами, включенными в единую сеть.
Впоследствии, по мере усиления разделения труда в обществе, углубления специализации и обособления отраслей, возникают фирмы, специализирующиеся на отдельных функциях маркетинга, поскольку на этом этапе «ни одна компания не может обладать полным объемом умений и квалификации, необходимым для продвижения товаров на рынок в нужное время и с наименьшими денежными затратами»[4]. Чем глубже специализация, тем важнее становится согласование деятельности фирм в системе существующих рыночных связей. Акцент в рассмотрении рыночных отношений на этом этапе переносится на деятельность, направленную на сохранение и поддержание сети взаимодействующих фирм.
Процесс разделения труда порождает еще более узкую специализацию, и в настоящее время многие виды деятельности, которые традиционно выполнялись внутри одной компании (например, маркетинговые исследования, мерчандайзинг и даже бухгалтерия), стали самостоятельными и начали передаваться на аутсорсинг.
Еще одной причиной возникновения узкоспециализированных фирм, которые стали основой формирования сетей взаимодействий, является то, что на определенном этапе расширение компании за счет организации новых отделов или найма новых сотрудников становится экономически неэффективным. Значительно выгоднее и проще для контроля становится налаживание постоянных партнерских отношений с компанией, выполняющей эти функции, и размещение у нее заказов. Особенно это касается случаев, когда потребность в данных услугах является не постоянной, а возникает время от времени.
Важную роль в формировании межфирменных сетей играет развитие проектного бизнеса. Управление сетью охватывает область деятельности ряда фирм, которые время от времени включаются в реализацию общих проектов. Участники бизнес сети могут иметь общие цели и, соответственно, здесь уже есть место для партнерства и сотрудничества. При этом могут возникать противоречия и конфликты интересов, что влечет за собой возникновение враждебных отношений, конкуренции или соперничества.[5] Главное отличие проектной сети от сетевого подхода к рассмотрению организаций заключается в том, что в первом случае сеть является временной и неустойчивой, она создается для реализации конкретного проекта. К тому же, цели участников сети в этом случае могут не быть едиными, поскольку они заинтересованы прежде всего в развитии своего собственного бизнеса, а не сети в целом. Состав участников сети не сохраняется в различных проектах, так же как и их роли. В сетевом подходе к исследованию организаций сеть является устойчивым образованием, и выход из сети одного из участников может повлечь за собой разрушение сети в целом.
Сетевая структура предполагает наличие определенного круга взаимодействующих между собой, но при этом независимых и самостоятельных фирм. Большинство из этих фирм являются узкоспециализированными и стремятся развивать именно свою специализацию. Каждая из компаний выполняет свою функцию, и они объединяются в сеть для обеспечения деятельности центральной фирмы на рынке. Центральной называется та фирма, ключевые компетенции которой обеспечивают реализацию профильного для данной сети бизнеса. Ее задачей становится определение тех видов деятельности, которые она будет выполнять самостоятельно, и тех, которые ей выгоднее делегировать другим участникам сети. Одна компания (особенно это касается крупных организаций) может являться участником нескольких сетей одновременно.
Ключевым положением сетевого подхода к межфирменным организационным отношениям является трактовка фирмы не как отдельной бизнес единицы, а как партнера в системе взаимодействующих между собой компаний, объединенных для реализации новых возможностей на рынке. Фирма работает в тесном взаимодействии с партнерами и не может успешно функционировать на рынке без помощи сторонних организаций, включенных в единую сеть. Фирмы, включенные в единую сеть, разделяют общие ценности и ориентированы на выполнение общих задач для достижения целей бизнеса. Поскольку каждая фирма, включенная в сеть, выполняет определенную рыночную функцию, компании имеют возможность развивать именно данную узкую специализацию, не отвлекаясь на другие, необходимые для функционирования на рынке, виды деятельности.
Контрактные отношения составляют фундамент межфирменных сетей. Однако дальнейшее развитие сетевых межфирменных бизнес образований зависит от сложившихся неформальных отношений и доверия, которые одновременно выступают неформальным механизмом контроля деятельности сетевого бизнес образования. Именно эти неформальные отношения становятся предметом исследовательского интереса.
В диссертации обосновано, что сетевой подход к исследованию организаций не отрицает основные положения традиционного маркетинга, но при этом существенно изменяет акценты в изучении межфирменного взаимодействия.
Фундаментальным различием между традиционным и сетевым маркетингом, из которого вытекают все остальные специфические черты сетевого подхода, является различное понимания рынка.
В классической теории маркетинга рынок рассматривается как окружающая среда, которая не поддается прямому влиянию и которую необходимо изучать. В сетевом подходе рынок представляет собой множество сетей связанных между собой фирм, деятельность которых направлена на общий результат. В связи с этим объектом маркетингового анализа становятся организации, их сотрудники и социальные процессы, объединяющие их в единую сеть, а не собственно фирмы и предлагаемые ими товары.
Важным отличием анализируемых подходов является разное понимание места фирмы в системе рыночных отношений. В традиционной трактовке фирма рассматривается изолированно, как самостоятельная бизнес единица. Окружающие ее элементы внешней среды (конкуренты, поставщики и т.п.), несомненно, оказывают на нее воздействие, но всегда существует возможность замены поставщика или дилера в случае возникновения противоречий. В сетевом подходе фирма рассматривается как сетевой актор, она тесно связана с окружающими ее агентами, результаты ее деятельности непосредственно зависят от них. Смена любого из элементов сети связана с высокой долей риска и большими сложностями.
В традиционном маркетинге изучение деятельности фирмы основывается на анализе взаимодействия только двух сторон — продавца и покупателя. При сетевом подходе считается, что изучение деятельности фирмы нужно начинать с дуальных отношений, но этим нельзя ограничиваться, поскольку анализ лишь одного взаимодействия дает искаженную картину действительности.
В отличие от традиционного маркетинга, в котором анализируются проблемы сегментирования потребителей и позиционирования товаров, в сетевом подходе внимание исследователей концентрируется на вопросах поиска перспективных партнеров и перепозиционирования фирмы в зависимости от изменений сетевого взаимодействия. Согласно сетевому подходу задача маркетинга - наладить взаимодействие с поставщиками, посредниками и другими сторонними организациями, сохранять, поддерживать и управлять этими отношениями.