Файл: Сетевая форма бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выгодная цена

На самые востребованные товары в «Пятёрочке» устанавливаются минимальные цены, а ряд продуктов социально-значимой группы поступает в продажу с нулевой наценкой.

За качество отвечаем

«Пятёрочка» предлагает покупателям только самые свежие продукты и тщательно следит за их своевременным обновлением на прилавках. Приобрести просроченный товар в магазинах практически невозможно, но если это все же случится, в рамках действующей в каждом магазине программы «За качество отвечаю!» «Пятёрочка» не только вернет деньги за приобретенный товар, но и предложит в подарок такой же свежий товар надлежащего качества (в подарок предоставляется одна единицы товара, вне зависимости от количества приобретенного покупателем товара с истекшим сроком годности, по стоимости не превышающий стоимость самого дорогого товара из покупки, подлежащего возврату с истекшим сроком годности).

Время скидок

Во всех «Пятёрочках» благодаря программе «Счастливые часы» действует 5%-ная скидка для пенсионеров и держателей социальных карт, а в рамках разнообразных ежедневных, праздничных и сезонных промо-акций скидки на различные товары могут достигать 50%. Время  и сроки предоставления скидок в вашем регионе уточняйте в близлежащем магазине.

Мелочь, а приятно!

При оплате наличными покупок стоимостью свыше 10 рублей, «Пятёрочка» автоматически округляет чеки до круглой суммы без копеек в пользу покупателя. Таким образом, посетители магазинов могут сэкономить от 1 до 99 копеек с каждой покупки.

2.2 Анализ основных показателей торговой сети «Пятерочка»

На территории Москвы и Московской области, равно как и во всем ЦФО РФ, среди продовольственных ритейлеров лидирует компания Х5 Retail Group (далее — Х5). Во многом успех обеспечивается тем, что Х5 работает в нескольких форматах торговли, в то время ближайшие конкуренты имеют магазины только одного класса (Магнит и Дикси - дискаунтеры, Ашан гипермаркеты, Метро — супермаркеты и т.д.). Основные показатели по форматам торговли Х5 представлены в таблице 1, составленной по материалам источника.[9]

Таблица 1

Основные экономические показателей по различным форматам торговли компании Х5 (по данным 2015 г.)

Показатели

Пятерочка

Перекресток

Карусель

Перекресток

Итого

Экспресс

Формат торговли

Магазин шаговой

доступности

экономкласса

Супермаркет высоко-

качественной

свежей продукции

Гипер-

маркет с

лучшим выбором

продуктов

и товаров

для дома

Удобный магазин

для деловых

занятых

людей

Чистая розничная

585,4

130,1

77,4

11,1

804,0

выручка, млн. руб.

То же самое, отн.ед.

0,73

0,16

0,10

0,01

1,00

Средний чек, руб.

336,3

448,6

688,7

287,9

366,4

То же самое, отн.ед.

0,92

1,22

1,88

0,79

1,00

Количество покупок, млн.

1990,0

304,0

128,6

45,5

2468,1

То же самое, отн.ед.

0,81

0,12

0,05

0,02

1,00


Из табличных материалов видно, что почти 3/4 выручки компании обеспечивает сеть магазинов «Пятерочка», относящаяся к т.н. «мягким дискаунтерам», на ее долю приходится более 80% всех покупок, сделанных в компании за год.

Интересно, что в периоде 2010-2015 г.г. сеть демонстрировала среднегодовые темпы роста на уровне 20% по основным технико-экономическим показателям, не останавливаясь в развитии даже в кризисных 2014-2015 г.г. Основные показатели деятельности сети «Пятерочка» и компании Х5 в 2015 г. представлены в таблицах 2 и 3, составленных на основании данных источника.[10]

Таблица 2

Основные показатели деятельности сети магазинов «Пятерочка» в 2015 г.

Чистая розничная выручка

Сроки

4 кв. 2015, млн.

руб.

4 кв. 2014, млн. руб.

Измен.,

%

12М 2015, млн.

руб.

12М 2014 млн. руб.

Измен.,%

«Пятерочка»

167 195,5

125 944,7

32,8%

585 402,2

435 820,2

34,3%

Х5 RetailGroup

228 460,9

180 894,4

26,3%

804 131,7

631 930,4

27,3%

Отношение «5»/Х5, отн. ед.

0,73

0,70

1,25

0,73

0,69

1,26

Средний чек

Сроки

4 кв. 2015, руб.

4 кв. 2014, руб.

Измен.,

%

12М 2015, руб.

12М 2014 руб.

Измен.,%

«Пятерочка»

350,8

327,9

7,0%

336,3

303,0

11,0%

Х5 RetailGroup

389,2

370,7

5,0%

372,5

342,2

8,9%

Отношение «5»/Х5, отн. ед.

0,90

0,88

1,40

0,90

0,88

1,24

Количество покупок

Сроки

4 кв. 2015, млн.

4 кв. 2014, млн.

Измен.,%

12М 2015, млн.

12М2014, млн.

Измен.,%

«Пятерочка»

545,8

440,0

24,0%

1 990,0

1 644,7

21,0%

Х5 RetailGroup

672,2

559,6

20,1%

2 468,1

2 114,0

16,8%

Отношение «5»/Х5, отн. ед.

0,81

0,79

1,19

0,81

0,78

1,25


Таблица 3

Основные показатели деятельности сети магазинов «Пятерочка» в 2015 г. (продолжение)

Торговая площадь

Сроки

31 декабря 2015, кв. м

31 декабря 2014, кв. м

Изменение (к декабрю)

«Пятерочка»

2 422 626

1 754 250

38,1%

Х5 RetailGroup

3 333 174

2 572 243

29,6%

Отношение «5»/Х5, отн. ед.

0,73

0,68

1,29

Количество магазинов

Сроки

31 декабря 2015

31 декабря 2014

Изменение (к декабрю)

«Пятерочка»

6 265

4 789

30,8%

Х5 RetailGroup

7 020

5 483

28,0%

Отношение «5»/Х5, отн. ед.

0,89

0,87

Из табличных материалов можно сделать следующие выводы:

1. В прошедшем году сеть «Пятерочка» обеспечила 73% выручки всей Х5, при этом рост выручки в сегменте «дискаунтер» (34,3%) опережал общий показатель компании (27,3%) в 1,26 раза.

2. Несмотря на эконом-формат сети, средний чек в ней (350,8 руб.) достиг уровня 90% от среднего показателя по компании, при этом темп роста (11%) был в 1, 24 раза выше, чем в целом по Х5.

3. Количество покупок в сети составило 81% от общего их числа в Х5, рост показателя, как и в первых двух случаях, был в 1,25 раза выше, чем в целом по компании. Таким образом, «Пятерочка» выступает финансовым локомотивом Х5 Retail Group. Заметим, что отношение долей выручки и покупок в «Пятерочке» составляет 0,73/0,81=0,90, что точно соответствует относительной величине среднего чека в сети.

4. Количество магазинов «Пятерочки» в 2015 г. выросло на 1476 (прирост 38,3% - в 1,1 раза больше чем в среднем по Х5) и достигло 6265, что составляет 89% от общего числа магазинов компании. Рассчитаем средние показатели для одного условного магазина. На каждый магазин сети приходится 317637 покупок в год, или 870 покупок в день, что при среднем значении чека дает дневную выручку магазина в 305,280 тыс. руб. С другой стороны, на каждый магазин приходится чистая выручка 93 440 096 руб./год, или 256,000 тыс. руб./день. Усредняя расчетные данные, получим приближенную оценку дневной выручки с магазина 280,640 тыс. руб. Для официальных отчетных данных расхождение в ±8% представляется довольно большим.


5. Торговые площади сети выросли на 38,1% и превысили 2,4 млн. кв. м. При этом количество магазинов выросло на 30,8%, т.о., в 2015 г. вводились в строй магазины с большей площадью, чем в 2014 г. Расчетная средняя площадь, занимаемая магазином «Пятерочка», составила 386,7 кв. м. Доли сети в чистой выручке и общей торговой площади компании одинаковы - по 0,73 (точное совпадение свидетельствует, что удельная выручка с квадратного метра «Пятерочки» соответствует принятой в компании норме).

Чистая прибыль по «Пятерочке» на сайте Х5 не показана, но по компании в целом она составила 14,17 млрд. руб., что на 11,7% выше показателя 2014 г. С учетом величины выручки по всей компании 631,9 млрд. руб. (табл.2) расчетное значение рентабельности продаж в целом по Х5 составит около 2,2%, что может служить оценкой в первом приближении и для «Пятерочки». Очевидно, при относительно невысокой рентабельности компания уверенно себя чувствует за счет больших объемов продаж, которые к тому же имеют устойчивую тенденцию к росту на 20% в год.

Из табличных данных могут быть получены дополнительные показатели деятельности сети - средняя выручка с квадратного метра торговой площади и средняя выручка на одного работника магазина. Первый показатель получим как отношение чистой выручки (435 820,2 млн. руб.) к торговой площади сети (1 754 250 кв. м), он равен 248,4 тыс. руб./кв.м. При аренде торговых площадей по ставке 16-20 тыс. руб./кв.м. в год затраты на аренду составят 6-7% от выручки, что вполне приемлемо. Для вычисления второго показателя воспользуемся данными официального сайта сети «Пятерочка», согласно которым средняя численность персонала магазина составляет 16 человек. При средней выручке с магазина 93,440 млн. руб./год на одного работника приходится 5,840 млн. руб., или 486,7 тыс. руб./мес, или 16,2 тыс. руб./день.[11]

Представляет интерес анализ экстенсивных и интенсивных факторов роста выручки компании. Для этого воспользуемся методикой расчета комплексного показателя динамики эффективности использования ресурсов, изложенной в работе. Сущность предлагаемого подхода заключается в вычислении индексов J показателей по годам (аналогичных темпам роста) с последующим анализом их соотношений. Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ факторов роста выручки сети «Пятерочка»

№ п/п

Показатель

Расчетная формула

Значение

Комментарий

1

Индекс выручки

Jb = B2015/B2014

1,34

Выручка компании выросла на 34%

2

Индекс числа магазинов

Jm = M2015/M2014

1,31

Число магазинов выросло на 31%

3

Отношение ст. 1 к ст.2

Jb/Jm

1,02

Рост выручки опережает рост числа магазинов на 2%

4

Индекс торговой площади

Jiui = ПЛ2015/ПЛ2014

1,38

Торговая площадь возросла на 38%

5

Отношение ст.4 к ст.2

Jrui / Jm

1,05

Рост площадей опережает рост числа магазинов на 5%

6

Отношение ст. 1 к ст.4

Jb/ Jiui

0,97

Рост выручки отстает от роста площадей на 3%

7

Индекс числа покупок

Jn = П2015/П2014

1,21

Число покупок выросло на 21%

8

Отношение ст.7 к ст.2

Jn/ Jm

0,92

Рост числа покупок отстает от роста числа магазинов на 8%

9

Отношение ст.7 к ст.4

Jn/ Jrui

0,88

Рост числа покупок отстает от роста площадей на 12%

10

Отношение ст.1 к ст.7

Jb/Jh

1,11

Рост выручки опережает рост числа покупок на 11%

11

Индекс среднего чека

J4 = Ч2015/Ч2014

1,11

Средняя стоимость чека выросла на 11%

12

Отношение ст. 11 к ст.2

J4/JM

0,85

Рост стоимости чека отстает от роста числа магазинов на 15%

13

Отношение ст. 11 к ст.4

J4/Jrui

0,80

Рост стоимости чека отстает от роста площадей на 20%

14

Отношение ст. 11 к ст.7

J4/JH

0,92

Рост стоимости чека отстает от роста числа покупок на 8%

15

Отношение ст. 1 к ст. 11

Jb/J4

1,21

Рост выручки опережает рост стоимости чека на 21%


Из табличных данных можно заключить следующее:

1. Рост выручки обеспечивается не только экстенсивными факторами (ростом числа магазинов и торговых площадей). При этом увеличение площади магазинов в меньшей степени сказывается на росте выручки, чем увеличение их числа (ст. 3,6).

2. Увеличение числа магазинов в большей степени сказывается на количестве покупок, чем прирост торговых площадей (ст. 8,9).

3. Стоимость чека сильнее сказывается на росте выручки, чем количество покупок (ст. 10,15).

4. Интенсивные факторы (стоимость чека, количество покупок) оказывают большее влияние на рост выручки, чем экстенсивные (ст. 10,15 -3,6). Вместе с тем, по показателям роста первые отставали от вторых (ст. 7,11 -4,7). На практике это означает, что ввод в эксплуатацию в 2015 г. магазинов с увеличенной по сравнению с предшествующими годами торговой площадью не сопровождался соответствующей рекламной поддержкой и ассортиментной политикой. Т.е. можно предположить, что руководство компании при открытии новых точек полагается на уже достигнутый высокий уровень узнаваемости бренда «Пятерочка» и не считает нужным что-либо менять и нести дополнительные маркетинговые издержки. Также при оценке ситуации необходимо учитывать снижение платежеспособности населения.

2.3 Политика продвижения торговой сети «Пятерочка» в Тамбовской области

Рассмотрим политику продвижения на рынке Тамбовской области в сети магазинов «Пятерочка». Уровень конкуренции на региональном рынке розничных торговых организаций в г. Тамбове и в целом по Тамбовской области постоянно растет, а соответственно и продвижение товаров должно осуществляться все более активно.

В г. Тамбов данная сеть открыла свой первый магазин в 2010 году, сейчас 110 насчитывается 15 универсамов в г. Тамбов и 29 магазинов по области и их коли-чество постоянно возрастает. «Пятёрочка» объявлена Маркой №1 в России 2010 года в номинации «Торговая сеть», а также является лауреатом премии «Здоровое питание» в номинации «Продвижение здорового питания в розничной торговле». В сети универсамов «Пятерочка» имеется четкое разделение функций в сфере продвижения между центральным офисом находящимся в г. Москва, главным офисом в регионе и директором конкретного магазина г. Тамбова. Роль каждого звена предполагает выполнение своих функций, направленных на увеличение продаж. Системообразующую роль в политике продвижения играет главный офис, в котором политикой продвижения занимаются отдел маркетинга, рекламный отдел и отдел мерчендайзинга. Отдел маркетинга составляет список акционных товаров, который в дальнейшем утверждается директором по маркетингу. Именно в данном отделе утверждается внешний вид упаковки для товаров собственной торговой марки, которая должна выделяться среди прочих производителей. Также отдел маркетинга разрабатывает специальные программы скидок для населения. Например, программа «Счастливые часы», которая действует во всех магазинах «Пятерочка» и заключается в предоставлении 5%-ой скидки для пенсионеров и держателей социальных карт, а в рамках разнообразных ежедневных, праздничных и сезонных промо-акций скидки на различные товары могут достигать 50%. Другой такой программой является «Мелочь, а приятно», заключающаяся в округлении стоимости покупок свыше 10 рублей, до круглой суммы без копеек в пользу покупателя. Так же еще имеется программа «За качество отвечаю!», в рамках которой покупатель может поменять некачественный товар на свежий, получить подарок на сумму самого дорогого товара с истекшим сроком годности. Данная программа позволяет удерживать своих потребителей и снимать когнитивный диссонанс посредством возмещения ущерба и предоставления подарка. Данные программы и утвержденный список акционных товаров для всех магазинов страны единый. Рекламный отдел занимается размещением рекламы на центральном телевидении, которая играет большую роль в информировании покупателей о проходящих акциях и системе скидок, действующих во всех магазинах «Пятерочка». Также рекламный отдел занимается наполнением сайта в сети интернет. На этом сайте размещается информация о компании, контактная информация, даётся характеристика акций, выкладываются рекламные журналы в электронной версии, доступной для печати. Также на сайте можно найти информацию о городах присутствия данной сети магазинов, последние новости по открытию новых универсамов и прочее. Данный отдел занимается и созданием печатной рекламы, которая находится во всех магазинах при входе. Эти рекламные журналы может взять любой покупатель совершенно бесплатно, они также являются еще одним средством продвижения товаров на ранке. Отдел мерчендайзинга разрабатывает основные правила по размещению, выкладке и рекламированию товаров в торговом зале, которые активно помогают стандартизировать выкладку, распространить передовой опыт. К правилам мерчендайзинга относят: