Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.Понятие среды деятельности организации и ее анализ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие среды деятельности организации и ее анализ
1.1. Сущность внешней и внутренней среды организации. Методика SWOT-анализа
2. Анализ среды ОАО «Ювелир-Сибирь»
2.1. Характеристика среды организации
2.2. PEST – анализ среды ОАО «Ювелир-Сибирь»
3. Понятие среды деятельности организации и ее анализ
3.1. Микро и макрофакторы деятельности предприятия
Анализ потребностей потенциальных потребителей в ОАО «Ювелир-Сибирь» не проводится. Вместе с этим, руководство и специалисты организации следят за изменениями в законодательстве и на основании их, планируют ассортимент услуг (например: принятие рекомендаций о внедрении электронной отчётности сопровождалось разработкой и реализацией такого вида услуг ОАО «Ювелир-Сибирь», как услуги по автоматизации ведении бизнеса).
Таким образом сильные стороны в данном направлении анализа представлены продуманной ценовой политикой, которая влияет на конкурентоспособность услуг организации.
В число слабых сторон относятся:
- отсутствие целостной маркетинговой концепции;
- отсутствие системы сбора, анализа и оценки первичной маркетинговой информации;
- использование непроверенной вторичной информации.
Как определено выше, для целей управления, в том числе и финансовыми потоками в организации используется бюджетирование. Для того, чтобы оценить эффективность финансовой деятельности проанализируем выполнения сводного бюджета ОАО «Ювелир-Сибирь» (рисунок 11).
Рис. 11. Эффективность сводного бюджета ОАО «Ювелир-Сибирь»
На основании данных рисунка 3 можно определить, что эффективность сводного бюджета ОАО «Ювелир-Сибирь» - высокая
В организации реализуется функция как финансового, так и управленческого учёта. Вместе с этим, для выполнения функций по ведению управленческого учёта организация использует труд наемного финансиста (не принятого в штат, а работающего на основании договора гражданско-правового характера).
На основании выше изложенного определены такие сисльные стороны в области финансов и учёта:
- высокая эффективность бюджетного процесса;
- ведение управленческого учёта
Слабые стороны отображаются в завышенных затратах на организацию и реализацию учёта.
3.2. SWOT анализ и выбор стратегии предприятия
На основании выше изложенного составим список вскрытых слабых и сильных сторон организации по направлениям, определенным в задании (табл. 6)
Таблица 6 – Список вскрытых слабых и сильных сторон ОАО «Ювелир-Сибирь»
Направление |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Кадры |
1) сбалансированность кадрового состава. |
1) низкий уровень образования кадров, что не способствует развитию посреднической организации; |
2) низкий уровень опыта работы административно-управленческого персонала. |
||
Организация общего управления |
1) использование бюджетирования по всем направлениям деятельности. |
1) не разработана стратегия деятельности ОАО «Ювелир-Сибирь». |
2) эффективная организационная структура. |
2) отсутствие взаимосогласованности между бюджетами; |
|
3) отсутствие мотивации. |
||
Учебный процесс |
1) обретение практических знаний по реализации своих обязанностей во время стажировки на потенциальном рабочем месте. |
1) отсутствие комплексного учёбного процесса. |
Маркетинг |
1) продуманная ценовая политика, которая влияет на конкурентоспособность услуг организации. |
1) отсутствие целостной маркетинговой концепции; |
2) отсутствие системы сбора, анализа и оценки первичной маркетинговой информации; |
||
3) использование непроверенной вторичной информации; |
||
Финансы и учёт |
1) высокая эффективность бюджетного процесса; |
1) большие затраты на организацию и реализацию учёта. |
2) ведение управленческого учёта |
Потенциальные возможности и угрозы слабых сторон определены в табл. 7.
Таблица 7 – Потенциальные возможности и угрозы слабых сторон ОАО «Ювелир-Сибирь»
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Низкий уровень образования кадров, что не способствует развитию посреднической организации. |
Использование кадров за низкую оплату труда. |
Банкротство организации. |
Низкий уровень опыта работы административно-управленческого персонала. |
Обеспечение качественно нового подхода к управлению за счёт дополнительного обучения кадров. |
Низкая эффективность управления |
Не разработана стратегия деятельности ОАО «Ювелир-Сибирь». |
Увеличение уровня эффективности за счёт реализации оперативных тактических действий, ориентированных на рынок. |
Отсутствие возможности четкой координации действий. |
Отсутствие взаимосогласованности между бюджетами. |
Возможность использовать дополнительные инструменты финансирования и обеспечения (в результате мозгового штурма) в критических ситуациях |
Увеличение кассовых разрывов. |
Отсутствие мотивации. |
Заранее установленный уровень оплаты труда, который позволяет четко определить размер плановых расходов |
Снижение эффективности труда за счёт отсутствия заинтересованности. |
Отсутствие комплексного учёбного процесса. |
Возможность определить лидеров и профессионалов в команде сотрудников. |
Снижение качества трудового потенциала, что может привести к значительным издержкам |
Отсутствие целостной маркетинговой концепции. |
Возможность ориентироваться на текущие запросы покупателей через действия конкурентов. |
Риск уменьшения доли рынка. |
Отсутствие системы сбора, анализа и оценки первичной маркетинговой информации. |
Увеличение количества ресурсов, которые могут быть использованы на обучение и стимулирование труда. |
Риск уменьшения удельной доли рынка за счёт запоздалой реакции на его динамику. |
Использование непроверенной вторичной информации. |
- |
Риск принятия неэффективных решений. |
Большие затраты на организацию и реализацию учёта. |
Высокое качество учёта, которое способствует усилению эффективности функции контроля. |
Риск потери финансовых средств. |
Потенциальные возможности и угрозы сильных сторон определены в табл. 8.
Таблица 8 – Потенциальные возможности и угрозы сильных сторон ОАО «Ювелир-Сибирь»
Сильные стороны |
Возможности |
Угрозы |
Сбалансированность кадрового состава. |
Увеличение объемов производства и реализации услуг. |
Отсутствие кадрового потенциала может привести к недостаточности кадров. |
Использование бюджетирования по всем направлениям деятельности. |
Возможность планировать деятельность в будущем, что снижает риск процессов. |
Полагаясь на данные бюджетов, управленческий персонал может не использовать дополнительные скрытые резервы. |
Эффективная организационная структура. |
Сбалансировать в процессе координации каждого из членов персонала. |
Ориентация только на текущие потребности организации. |
Обретение практических знаний по реализации своих обязанностей во время стажировки на потенциальном рабочем месте. |
Увеличение опыта персонала, что может способствовать развитию организации. |
Передача не только достижений, но и ошибок, которые не признанны. |
Продуманная ценовая политика, которая влияет на конкурентоспособность услуг организации. |
Увеличение объемов реализации услуг, спроса на них и прибыльности деятельности в целом. |
Если цены конкурентов убыточны с целью увеличения собственных объемов реализации, исследуемая организация рискует получить убыток и от собственной деятельности |
Высокая эффективность бюджетного процесса. |
Увеличение управляемости |
Возможно увеличение расходов |
Ведение управленческого учёта. |
Получение информации о текущей эффективности деятельности. |
- |
Оценка связи между силой и слабостью организации, внешними угрозами и возможностями представлена в табл. 9.
Таблица 9 – Потенциальные возможности и угрозы сильных сторон ОАО «Ювелир-Сибирь»
Настоящее |
Взаимное влияние |
||||||||||||
Возможности |
Угрожающее проблемы |
Взаимосвязь |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Сильные стороны |
|||||||||||||
Сбалансированность кадрового состава |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
5 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
6 |
Использование бюджетирования по всем направлениям деятельности. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
8 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
16 |
Эффективная организационная структура. |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
7 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Продуманная ценовая политика, которая влияет на конкурентоспособность услуг организации |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
7 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
5 |
12 |
Высокая эффективность бюджетного процесса; |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
13 |
Итого |
7 |
4 |
9 |
7 |
7 |
34 |
0 |
5 |
8 |
5 |
4 |
22 |
56 |
Слабые стороны |
0 |
||||||||||||
Низкий уровень образования кадров, что не способствует развитию посреднической организации; |
-2 |
0 |
-2 |
-1 |
-2 |
-7 |
-1 |
0 |
-1 |
-2 |
0 |
-4 |
-11 |
Низкий уровень опыта работы административно-управленческого персонала. |
-2 |
-1 |
-1 |
-2 |
-2 |
-8 |
-1 |
0 |
-2 |
-2 |
-1 |
-6 |
-14 |
Не разработана стратегия деятельности ОАО «Ювелир-Сибирь». |
-2 |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
-8 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
-1 |
-5 |
-13 |
Отсутствие системы сбора, анализа и оценки первичной маркетинговой информации; |
-1 |
0 |
-2 |
-2 |
0 |
-5 |
0 |
-2 |
-1 |
-1 |
0 |
-4 |
-9 |
Использование непроверенной вторичной информации; |
-1 |
0 |
-2 |
-1 |
-1 |
-5 |
0 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
-3 |
-8 |
Итого |
-8 |
-2 |
-9 |
-8 |
-6 |
-33 |
-2 |
-3 |
-7 |
-8 |
-2 |
-22 |
-55 |
Взаимосвязь |
-1 |
2 |
0 |
-1 |
1 |
1 |
-2 |
2 |
1 |
-3 |
2 |
0 |
1 |
На основании данных таблицы определим необходимые 4 стратегии (тал. 10).
Таблица 10 – Матрицы SWOT ОАО «Ювелир-Сибирь»
Возможности
|
Угрозы
|
|
Сильные стороны
|
Стратегия роста. Увеличение рыночной доли за счёт эффективного использования ресурсов и продуманной ценовой политики. |
Стратегия увеличения объема продаж за счёт эффективного бюджетирования и поиска дополнительных возможностей экономии ресурсов, максимальное снижение цен по сравнении с конкурентами и увеличение собственной рыночной доли. |
Слабые стороны
|
Стратегия ориентации на персонал за счёт дополнительной прибыли повысить материальное стимулирование персонала, что снизит текучесть административно-управленческого персонала, а следственно повисит уровень опыта в данной организации. На основании базовых показателей и с учётом опыта сотрудников разработать стратегию развития. |
Стратегия повышения эффективности использования кадровых ресурсов организации за счёт стимулирования и дополнительного обучения персонала максимально сохранить штат и повышать уровень его профессионализма. Провести собрание и принять стратегию развития. За счёт введения дополнительных функций, проводить сбор и анализ первичной маркетинговой информации, что позволит более оперативно реагировать на рыночные изменения, сохранить и увеличить рыночную нишу. |
Выводы: в результате проведения SWOT анализа ОАО «Ювелир-Сибирь» определено, что основные возможности предприятия сосредоточены в направлении методики установления цен и краткосрочного планирования. Угрозы ОАО «Ювелир-Сибирь» сопряжены с низким показателем качества кадрового состава, отсутствием стратегии и системы проведения мониторинга маркетинговой информации. С учётом выше изложенного руководству ОАО «Ювелир-Сибирь» предложено 4 базовые стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вследствие проведенного теоретического исследования сделаны выводы о том, что внешняя среда (макросреда) состоит из шести основных факторов: демографических, экономических, природных, научно-технических, политических и факторов культурной среды. Внутренняя среда организации - это совокупность компонентов, состоящих из руководителей организации, персонала, физической среды для работы, культуры организации, определяющих миссию, цели, стратегии и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации. Анализ внешней и внутренней среды проводят с использованием SWOT-анализа и PEST – анализа.
В результате проведения общей характеристики предприятия установлено, что Ювелир-Сибирь – торговая организация, проводящая собственную деятельность в г. Иркутск. Вследствие анализа основных показателей деятельности установлено, что динамика доходов в анализируемом периоде составила 41,46 млн. руб. Себестоимость, несмотря на увеличение реализации, уменьшилась на 30,05 млн. руб., вследствие чего валовая прибыль возросла на 71,51 млн. руб. динамика в структуре валовой выручки предприятия произошла по всем группам ассортимента. Так, наиболее значительно увеличились объемы реализации услуг – на 259,90 млн. руб. Наиболее значительное уменьшения в объемах реализации произошло по основному виду деятельности предприятия – торговли золотыми изделиями – на 178,28 млн. руб.. Этот факт объясним тем моментом, что уровень конкуренции на рынке услуг – возрос. При этом, потребительский спрос – снизился.
Уровень стратегического управления на предприятии является недостаточным: планы по увеличению сегмента внутреннего рынка постоянно не выполняются.
Ассортимент предприятия является широким. Негативным моментом, который выявлен в результате анализа процесса формирования ассортимента является тот, что большинство ассортимента формируется по заказам и приобретением от одного поставщика.