Файл: Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Далеко не у всех организаций длительная и эффективная жизнь. Причина данного явления заключается в особенностях каждой организации, ее возможности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды как внешней, так и внутренней.
Практически каждая организация рождается, развивается, многие организации даже добиваются успехов, но затем ослабевают и, в конечном счете, прекращают свое существование. Наряду с ними существуют организации, существование которых длится бесконечно долго, однако ни одна организация не существует без изменений. Ежедневно создаются новые организации, наряду с ними сотни других организаций ликвидируются.
Процветают такие компании, в которых руководство ведет политику отличающуюся гибкостью, способностью предвидеть и оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Но для того чтобы эффективно управлять организацией одного умения прогнозировать события не достаточно. Руководитель фирмы всегда должен точно знать, на какой стадии развития находится компания, чтобы сделать акцент на задачах, которые на данном этапе жизненного цикла организации необходимо решить в первую очередь.
Любые компании проходят несколько стадий развития, универсальных для фирм любых направленностей и размеров. Важно отметить, что переход от одной стадии к другой всегда является предсказуемым, соответственно прогнозируемым.
Актуальность данной работы заключается в том, что теоретическим основам функционирования каждой организации необходимо уделять должное внимание для того, чтобы методы развития, которые внедряются менеджерами фирм, соответствовали естественному развитию организации. При определении тенденций развития организации, построенной на основе теории жизненного цикла, для наиболее эффективного и прогнозируемого анализа внутренних изменений, которые ожидают фирму, необходимо использовать графические модели. Одновременно с этим, с целью совершенствования процесса управления, менеджеру необходимо отслеживать появляющиеся новые аспекты теории жизненного цикла организации.
Объект данной работы - исследование такого понятия, как «жизненный цикл организации».
Цель работы – проведение анализа организационного поведения компаний на различных стадиях их жизненного цикла.
Задачи работы, поставленные исходя из цели:
- Изучение понятия «жизненный цикл организации»;
- Рассмотрение модели жизненного цикла организации;
- Исследование анализа моделей жизненного цикла организации.
Структуру курсовой работы определили цель и задачи. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
1. Понятие жизненного цикла организации
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни[1].
Жизненный цикл организации включает в себя такие этапы, как:
- рождение организации;
- рост фирмы;
- зрелость (этап стабильности фирмы);
- старение/переход в иное (новое) качество[2].
Последний этап совершенно не обязательно должен закончиться прекращением существования фирмы, организация может возродиться или преобразиться (рис. 1).
Рисунок 1. Жизненные циклы организации (1 – рождение, 2 – рост, 3 – стабильность, 4 – кризис).
Жизненный цикл имеет следующий вид:
- становление фирмы,
- фирма интенсивно заполняет выбранный рыночный сегмент,
- фирма пытается сохранить занятую рыночную нишу под своим контролем,
- фирма теряет занятую долю рынка путем вытеснения конкурентами.
По мнению Мильнера Б.З., жизненный цикл организации - это совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Он выделяет 7 стадий жизненного цикла организации[3]:
1) детство;
2)отрочество;
3)ранняя зрелость;
4) расцвет сил;
5) полная зрелость;
6) старение;
7) обновление.
Модели жизненных циклов помогают структурировать получаемую информацию об организации. Определяя этап развития организации можно избежать ошибок при определении потенциала фирмы и планирования дальнейшего развития фирмы.
1.1 Стадия становления фирмы
Вначале появляется идея, которая связана с удовлетворением какой-либо потребности, выявленной в обществе. После этого находятся предприимчивые люди, которые могут претворить эту идею в жизнь, в результате чего создается бизнес, главной целью которого становится удовлетворение потребностей той или иной сферы населения в какой-либо хозяйственной области. Жизненный цикл организации на этом этапе включает в себя регистрацию, поиск источников инвестирования, подбор персонала и выход на рынок производства[4].
Когда организация пребывает в стадии становления, иначе говоря, находится на этапе зарождения, формируется жизненный цикл продукции. На стадии становления цели фирмы - нечеткие, творческий процесс развивается бурно, для движения к следующему этапу необходимо стабильное обеспечение.
В стадию становления входят такие явления, как: появление идеи, документальное (юридическое) оформление организации, поиск компаньонов, планирование реализации идей, набор персонала, а также выпуск первой партии продукта/услуги.
На данном этапе развития происходит непосредственное создание организации. Основателем фирмы является предприниматель, либо единолично, либо совместно с соучредителями выполняющий все работы. В компанию на данном этапе часто приходят люди, являющиеся знакомыми учредителей или люди поддерживающие идеи учредителей и их планы. Коммуникации между сотрудниками фирмы на данном этапе скорее являются легкими и неформальными. Как правело сотрудники много и продолжительно работают, переработки особо не компенсируются в материальном эквиваленте. На данном этапе для сотрудников важно получать благодарность начальства и работать с надеждой на будущее развитие фирмы и денежное поощрение.
Деятельность фирмы основана на личном контроле руководителя во всех рабочих процессах. Для организации на данном этапе характерна простая (линейная) структура управления, деятельность фирмы не формализована и не бюрократизирована (рис.2).
Рисунок 2. Линейная (простая) структура управления.
На этапе становления фирмы основное внимание уделяется завоеванию рыночной ниши и созданию нового продукта/услуги. Необходимо отметить, что некоторые организации могут остановиться в развитии именно на стадии становления и существовать на ней много лет.
Каждый сотрудник организации имеет личные культурные представления и систему ценностей. При совместной деятельности всех сотрудников фирмы, запускается процесс формирования знаний на индивидуальном уровне, таким образом, опыт, который получает каждый член организации, перерабатывается в соответствии с убеждениями и представлениями каждого сотрудника. На том же этапе начинается демонстрация знаний - в ходе совместной деятельности каждый сотрудник делится с личными представлениями и навыками.
На стадии создания организации руководитель должен:
- внимательно изучить спрос потребителей на продукцию (услуги), которую планируется производить на рынках сбыта;
- получить и проанализировать информацию о деятельности конкурентов, оценить собственные риски и возможности на основе полученной информации;
- проанализировать дополнительные внешние и внутренние ресурсы для дальнейшего развития фирмы;
- грамотно организовать процесс управления.
На данной стадии фирмы могут столкнуться со следующими трудностями:
- поиск и привлечение в компанию соратников;
- согласование индивидуальных точек зрения, формирование общих целей и разработка групповых задач и целей;
- координация деятельности;
- планируемые изменения не всегда могут приводить к решению существующих проблем;
- длительный поиск эффективных решений.
В случае преодоления имеющихся трудностей, организация может перейти к следующей стадии жизненного цикла организации.
1.2 Стадия роста
В период «роста», чем большее количество игроков выходит на рынок, тем больше инвестиций вкладывается в расширение производства. Прибыль здесь часто достигает максимума; поток денежных средств остается отрицательным из-за необходимости вкладывать инвестиции. Проектный характер организации производства продукта уступает место более устойчивым организационным формам и постоянным методам[5].
Этап роста - это период, когда происходит стремительный рост фирмы, осознание миссии, а также формирование стратегии развития.
Главными задачами, которые ставит перед собой организация на данной стадии, являются:
- обеспечение условий для экономического роста;
- достижение конкурентоспособного качества товаров/услуг.
На данной стадии рабочие процессы уже отработаны и оптимизированы до такой степени, что практически не возникают сбои. В организацию организован набор новых сотрудников, а также их обучение по отработанным схемам деятельности. Задача сотрудников заключается в повышении объемов производства или реализации. На данном этапе могут открываться филиалы компании.
Наряду с этим, идет активное завоевание рынка, рост интеграции особенно интенсивен.
На этапе роста успешность развития фирмы зависит от следующих факторов:
- Степень понимания сотрудниками фирмы идеи руководства;
- Степень интенсивности выработки идей сотрудниками фирмы и донесение их до руководства;
- Степень готовности сотрудников фирмы к реализации решений руководства;
- Степень эффективности коллективной работы.
Если не обращать внимание на индивидуальные особенности руководства и сотрудников фирмы, то все вышеперечисленные факторы определяются групповыми ценностями, командой. На данном этапе успех и неудачи фирмы обдумываются на всех уровнях, а именно: на индивидуальном, групповом и организационном.
Учредители фирмы должны выполнять функцию профессиональных управленцев-менеджеров. Таким образом, данный факт вносит изменение в стиль управления, к которому многие оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе часто привлекаются профессиональные менеджеры извне, которым передаются отдельные управленческие функции.
Для стадии роста характерно:
- увеличение количества сотрудников;
- разделение труда между сотрудниками;
- рост специализации сотрудников;
- внедрение стимулирования и бюджетирования работ
- и др.
Опыт, который был получен на предыдущей стадии жизненного цикла фирмы, проходит через глобальную проработку. Процесс формирования знаний приобретает групповой, организационный характер, то есть ценности отдельных сотрудников фирмы преображаются в групповые. На данном этапе организация становится как отдельная сущность, а также ее осознание взаимодействий с внешней средой. Также формируется регламент взаимодействия сотрудников фирмы между собой, а также по отношению к факторам внешней среды.
Для максимально быстрого развития организации на этой стадии особое внимание необходимо уделять процессу осваивания внешних структур.
В случае если организации удастся удержаться на рынке, при этом стабилизировать источник дохода, то она может перейти к следующую стадию жизненного цикла организации.
1.3. Стадия зрелости
В той ситуации, когда рост объема продаж замедляется, наступает этап так называемой зрелости организации, который как правело продолжительнее всех предыдущих этапов жизненного цикла организации.
К стадии зрелости компания приходит с «багажом» прошлого опыта. На организационном уровне, на данном этапе, наиболее интенсивен процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. То есть знания, которые были получены и переработаны организацией на предыдущих этапах жизненного цикла, получили свое выражение через миссию организации, а также ее цели и проходят процесс индивидуального осознания.
Организация занимает лидирующее положение на рынке. В случае, когда происходит расширение ассортимента выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, создаются новые подразделения. Структура фирмы становится более сложной, иерархической. Политика фирмы и распределение ответственности становятся формализованными, усиливается централизация.