Файл: Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный этап может быть поделен на три фазы:

  1. растущая зрелость.

Замедляется увеличение продажи товаров/услуг, в связи с появлением на рынке покупателей, принявших решение о покупке данных товаров с опозданием (однако в основном спрос обеспечивают постоянные покупатели).

  1. стабильная зрелость (иначе говоря - фаза насыщения):

Постоянный объем продаж, который обеспечивается преимущественно повторными покупками ввиду того, что аналогичный товар закончился и необходимо закупить его снова.

  1. снижающаяся зрелость

Снижение объема продаж происходит в связи с тем, что товары/услуги перестают выдерживать конкуренцию на рынке.

При снижении темпов роста объема продаж происходит переизбыток производственных мощностей и как следствие - усиление конкуренции. В данной ситуации предприятие начинает чаще прибегать к использованию акций с установлением скидок с цены товаров/услуг и увеличению расходов на рекламу. Ряд организаций прибегают к увеличению затрат на обеспечение разработки новых видов товара. В том случае, если перечисленные меры все же не стимулируют увеличение объема продаж, то прибыль организации ощутимо снижается. Предприятия с неустойчивыми рыночными позициями выбывают из борьбы.

1.4 Стадия спада (упадок)

Данную стадию можно назвать также этапом реструктуризации, или стадией старости. В этот период происходит заметное замедление роста товаров.

Товар входит в стадию спада своего жизненного цикла, когда он начинает сталкиваться с активной конкуренцией со стороны продукции других фирм или когда происходят серьезные рыночные изменения, влекущие за собой снижение спроса со стороны потребителей, как было, например, с восьмидорожечной магнитофонной лентой или долгоиграющими грампластинками. Рассмотрение этой стадии помогает понять, почему фирмам необходимо заниматься созданием новых товаров: ведь очевидно, что лучше допустить снижение объемов продаж своей новой про­дукции по сравнению с объемами продаж старой продукции, чем уступить свою долю рынка конкуренту. По мере того как объемы реализации товара уменьшаются, бюджет маркетинговых коммуникаций и расходы на организацию продаж также сокращаются[6].

Упадок – это период, в котором происходит резкое падение сбыта товаров и, соответственно, снижение прибыли. На данном этапе фирма занимается поиском возможностей и путей удержания рынков сбыта. Наряду с этим, стадию старости фирмы характеризуют высокая текучка кадрового состава, увеличение конфликтов между сотрудниками фирмы, централизация. Для стадии упадка характерно противоречие между организацией и окружающей средой, выраженное в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с рыночного сегмента, либо в исчезновении самого рынка.


В сложившейся ситуации опыт, который приобретает организация, не фиксируется в имеющихся знаниях организации, в результате чего основные представления перестают адекватно отражать реальные события, а провозглашенные ценности сотрудниками фирмы перестают восприниматься как ценности. Данный факт означает то, что механизмы, которые обеспечивают изменение знаний фирмы, по некоторым причинам ликвидируются, в связи с чем происходит некий разрыв в цепочках формирования знаний. Таким образом происходит накопление неформализованных знаний, которые не укладываются в существующую систему представлений.

При переходе фирмы от одной стадии жизненного цикла к другой, происходит накопление некоторых организационных проблем. Руководителям фирмы важно понимать, являются ли эти данные проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, а также могут ли они быть решены путем небольших корректировок системы управления или это свидетельствует о приближающемся следующем этапе жизненного цикла организации. Как следствие – необходимо будет проводить организационные изменения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная и устойчивая деятельность фирмы во многом зависит от того, как руководство и сотрудники фирмы понимают, оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл и каждый этап развития фирмы.

2. Модели жизненного цикла

В данной главе будут кратко рассмотрены несколько моделей развития организаций, которые были созданы в разное время. Появление данных моделей приходится на 1967 – 1983гг. Все модели появились в Америке. Каждая из них предлагает разные основания для изменений.

  1. А. Даун: «Движущие силы роста» (1967г.).

Данная модель является одной из самых ранних. Она возникла на базе правительственных комитетов. А. Даунс предложил три основных стадии развития и роста организаций после того, как были описаны четыре разных пути возникновения комитетов.

Стадия первая - борьба за автономию. Данная стадия возникает до момента формального рождения фирмы или непосредственно после него. Ее можно охарактеризовать желанием обрести законность, а также стремлением найти необходимые ресурсы из окружающей среды для выживания.

Вторая стадия - стремительного роста. Данную стадию можно охарактеризовать быстрым расширением с применением таких инструментов, как креативность и инновационность.


Третья стадия (заключительная) – замедления. Данную стадию можно охарактеризовать формализацией правил и процедур. То есть данная модель предполагает развитие правительственных организаций с момента обоснования их существования к расширению и инновациям, и затем к формализации и контролю.

  1. Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967г.).

Данная модель жизненных циклов организации была разработана для применения в частном секторе. Авторы предложили, что корпорации проходят три стадии развития:

  • рождение - создание систем управления и достижение жизнеспособности;
  • юность - развитие устойчивости на рынке и репутации организации;
  • зрелость - достижение уникальности организации, и ее способности к приспособлению к различным изменениям в областях работы.
  1. Б. Скотт: «Стратегия и структура» (1971г.).

Данная модель жизненных циклов организации описывает три отдельных типа организаций, следующих в исторической последовательности. Автор модели утверждает, что развитие фирмы происходит от неформальной бюрократии до формализованной, а затем до разнообразных промышленных разновидностей.

  1. Л Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972г.).

Основанием создания данной теории заключается в том, что будущее организации определено организационной историей этой организации в большей степени, чем внешними силами. Автор теории, в доказательство, опирается на теорию европейских психологов. Она заключается в том, что организационное поведение опирается на события прошедшего времени, а не будущего. Соответственно, проводя аналогию на организационное развитие, Л Грейнер обсуждает несколько стадий, которые должны пройти фирмы на пути к развитию. Иными словами, организационная жизнь проходит путем продвижения организаций через стадии жизненного цикла, в которых каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция, в свою очередь, представляет собой некий бурный отрезок времени в развитии организации, который требует весомого пересмотра методов управления. Дорога в переходе организации от одной стадии к последующей лежит через преодоление определенного кризиса данного переходного периода

  1. У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974г).

Организационное развитие данной модели плотно связано с развитием чувства коллективизации сотрудников фирмы. Развитие осуществляется от перехода с индивидуальности сотрудников фирмы к чувству принадлежности к коллективу. При этом механизмы развития не уточняются.


  1. Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975г).

На пути развития на стадиях жизненного цикла организации имеют разные функциональные проблемы, такие как постановка четких задач и достижение целей, адаптация к окружающей среде, приобретение ресурсов. По мнению автора, одним из первых, на чем фокусируется новая компания, является адаптация и завоевание рыночной ниши в переменчивой внешней среде. Чаще всего это достигается через введение инноваций. Второе, на что необходимо обратить пристальное внимание - приобретение ресурсов и развитие методов работы. Третье, не маловажное для развития фирмы - придание особого значения постановке целей и рентабельности фирмы. Четвертое - значение придается поддержанию показательных поведенческих качеств и институализации структур.

  1. Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура» (1978г).

Данную модель развития организаций авторы строят на пристальном внимании к разработке и построению организационной структуры. В связи с этим они считают, что существует три основных стадии развития:

  • стадия простых систем,
  • устойчивая стадия организации
  • стадия разработки структур.

После окончания исследовательской работы, социальные организации начали рассматривать как «открытые» системы, характеризующиеся на взаимодействии с окружающей средой. Основные предпосылки успеха организации заложены вне самой организации, а не внутри нее.

  1. И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979г).

Теория Адиеса концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости). Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабо контролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение изменяется: контролируемость растет, а гибкость уменьшается.[7]

Данная модель рассматривает организационный процесс как подобие процессов в развитии живого организма. Процесс по данной теории представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный. Он предусматривает поэтапное прохождение организацией в ходе развития некоторых обязательных стадий, которые невозможно перепрыгивать через указанные стадии.

Любая компания, в процессе своего роста, сталкивается с некоторыми трудностями и проблемами, которые необходимо преодолевать. Условно их можно разделить на две категории на каждом этапе развития организации:

  1. проблемы, которых трудно избежать, связанные с незрелостью организации (так называемые болезни роста);
  2. патологии организации, иначе говоря трудности, которые на определенных этапах развития организации могут относиться к болезням роста. Однако, в случае, если преодалить их не удается, трудности превращаются в патологии, от которых самостоятельно излечиться фирма уже не может.

При верно выбранной стратегии и тактике развития фирмы она может достигнуть расцвета и в этом состоянии находиться достаточно долго.

  1. Дж. Кимберли: «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» (1979г.).

Дж. Кимберли создал принципиально новую, отличающуюся модель развития организаций путем изучения создания и развития медицинских школ. Автор утверждает, что первая стадия жизненного цикла возникает еще до фактического создания фирмы. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии, что приводит к переходу на следующую стадию развития, включающую в себя выбор «главных схем перемещения», поиск и трудоустройство сотрудников фирмы. Третья стадия включает в себя формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более жесткими, а структура – формализованной. Организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на натиск внешней среды.

  1. Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983г).

Авторы данной модели предложили вариант, который включил в себя все вышеперечисленные модели. В своем выделении четырех стадий развития они делают основной акцент на эффективности деятельности фирмы и её критериях на различных стадиях.

Несмотря на то, что в основе каждой из описанных моделей лежит своя уникальная идея, тем не менее, в каждой из них заложен смысл, отражающий сущность развития.

В настоящее время чаще всего основываются на модели, предложенные Д. Миллером и П. Фризеном в 1984г. - основные стадии жизненного цикла предприятия включают в себя: создание (зарождение), рост, зрелость, упадок (спад).

2.1 Анализ моделей развития организации

Из рассмотрения различных моделей жизненного цикла организаций видно, что в основе каждой лежит уникальная идея. Однако, не смотря на это, все модели в большей или меньшей степени отражают сущность эволюции организации.

Проводя анализ моделей важно отметить некоторые ориентиры, по которым данный анализ можно провести и по которым эти классификации можно сравнивать. Исходя из описанных выше различных подходов, у их авторов не достигнуто единого мнения о механизмах развития, структуре, источниках и ни о форме изменений. В результате чего происходит эффект «Вавилонской башни», то есть когда различные аспекты развития рассматриваются с разных точек зрения, в результате чего перенести эти классификации в практику становится весьма сложной задачей. Это также связано с тем, что полноценного и долгосрочного экспериментального исследования, необходимого для подтверждения обоснованности и пригодности применения методик и результатов исследований не было проведено ни одним из авторов моделей. Выделение этапов развития было основано на разновидных типах существующих уже организаций, либо на организациях с устойчивыми характеристиками, которые преодолели разные стадии развития. Проведение такого рода исследований, как отмечают Д.Миллер и П. Фризен, затруднено по следующим причинам: