Файл: Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления персоналом на разных этапах жизненного цикла организации
1.1 Объективная необходимость развития организации
1. 2. Концепции жизненного цикла организации
1.3. Специфика управления поведением персонала на разных этапах жизненного цикла
2. анализ жизненного цикла и особенностей управления персоналом на примере ООО «Агроторг»
2.1. Общая характеристика ООО «Агроторг»
2.2. Особенности управления персоналом в ООО «Агроторг»
2.3. Анализ поведения персонала и стадии жизненного цикла ООО «Агроторг»
3. Предложения по управлению персоналом ООО «Агроторг» на основе стадии жизненного цикла
3.1. Предложения по расширению методов воздействия на подчиненных в ООО «Агроторг»
3.2. Предложения по оценке методов управления подчиненными ООО «Агроторг»
По результатам оценки комиссия может выносить на рассмотрение рекомендации о поощрении за достигнутые успехи; о дополнительном премировании; о включении в резерв на выдвижение; о понижении в должности или освобождении руководителя от занимаемой должности. Оценка персонала проводится для повышения эффективности персонала и профессионального развития[17]. Важно, чтобы результаты оценки отражали те качества, которые необходимы на более высоком уровне иерархии. Именно объективная оценка должна быть критерием повышения карьерного роста, а не лояльность к руководству.
Оценка руководителей магазинов в организации предлагаем проводить посредством аттестации, которая проходит два раза в год: весна и осень. Процедура может проводиться только внешними провайдерами. В течение месяца после окончания обучения для его оценки предлагаем использовать следующие инструменты:
- включенное наблюдение на рабочих местах и в ходе совместных посещений супервайзеров (ответственное лицо — начальник отдела операций), лист оценки является собственной разработкой компании;
- менеджер по персоналу созванивается либо встречается с директором магазина, узнает сложности при управлении персоналом, совместно с отделом обучения разрабатываются технологии обучения.
Оценка эффективности образовательной программы:
- групповое обсуждение вопросов развития персонала компании, прошедших конкретный вид обучения на предмет оценки полезности учебного процесса;
- дистанционное обучение с последующим тестированием на портале дистанционного обучения;
- изменение трудового поведения сотрудников после обучения - оценивается непосредственными руководителями работников, прошедших обучение по истечении двух месяцев после завершения обучения;
- рассчитывается интегральный показатель эффективности расходов на реализацию образовательной программ.
Выводы. Проблема инвестиций в человеческий ресурс, или человеческий капитал, становится одной из ведущих в контексте совершенствования управления деятельностью компаний с динамическим ростом бизнеса. Главной задачей управления персоналом ООО «Агроторг» сегодня становится поиск баланса в сочетании экономической целесообразности и сохранении человеческого ресурса. Это означает выявление экономико-психологических факторов обеспечения стабильности персонала и высокой производительности труда компании с динамическим ростом бизнеса.
Заключение
Жизненный цикл организации представляет собой последовательность определенных разных стадий (этапов), которые сменяют друг друга в процессе ее жизнедеятельности, начиная с момента создания и до момента ликвидации. Концепция жизненного цикла связана с базовыми положениями системного подхода, с теоретическими представлениями о циклических колебаниях в природе, экономике, обществе, исследованиями в сфере менеджмента, теории организации, организационного поведения. Жизненный цикл организации может быть не ограничен временными рамками лишь в случае принятия верных, своевременных управленческих решений.
Причинами циклического развития организации называют изменения во внешней и внутренней среде организации. Это приводит к смене ценностных ориентаций и установок в управлении организаций, что непременно отражается на поведении сотрудников в организации. Именно изменения условий внешней среды вынуждают сотрудников приспосабливаться к ним, пересматривать существующие ценности и перестраивать саму организацию, производственный процесс, систему взаимоотношений с персоналом и внешними заинтересованными сторонами. В зависимости от стадии жизненного цикла, должно меняться и управление организацией.
Как показывают результаты, в магазинах торговой сети «Пятёрочка» (юридическое наименование компании - ООО «Агроторг») руководители неправильно применяют методы управления. С помощью анализа системы управления и опроса сотрудников выявлено, что организация находится на этапе старения. Соответственно, необходимо наращивать инновационную деятельность, обратить внимание на аномальную бюрократизацию для решения проблем развития организации. Опрос показал, что руководители излишне строгие и излишне применяют административно-правовые формы воздействия на подчиненных. Можно сделать вывод, что переоценка значимости прямого властного ресурса ведет к серьезным последствиям. Среди прочих: препятствует удовлетворенности персонала трудом, повышает текучесть кадров, снижает производительность труда, как следствие, понижает эффективность работы магазина. Нужно знать меру, когда строго дисциплинировать персонал (применять административно-правовые методы), когда дать премию (применять экономические методы), когда похвалить (социально-психологические методы).
Это свидетельствует о том, что для эффективного управления необходимо использовать методы диагностики цикла развития организации. Адекватные задачам управления методы воздействия на подчиненных напрямую отражаются на эффективности организации. Соответственно, для того, чтобы быть хорошим лидером сегодня, нужно быть не только опытным руководителем, но и понимающим методы воздействия на подчиненных. Поэтому для решения проблем в поведении персонала ООО «Агроторг», предложено развивать свои знания, умения и навыки, заниматься личностным и профессиональным развитием в процессе целенаправленного самовоспитания.
Список использованной литературы
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (В редакции от 30.12.2015) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 27.06.2018).
- Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации//Манн, Иванов и Фербер, 2014 - 512 c.
- Антонов В. Г., Громова О. Н. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. URL: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/organizacionnoe_ povedenie_uchebnik_dlja_vuzov/p10.php (дата обращения: 27.06.2018).
- Антонова Н.В. Социально-психологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры // Современные технологии управления – 2014. - №01 (37). – С. 10-11.
- Афанасьева М.С., Кармышова Ю.В. Исследование модели жизненного цикла некоммерческих организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 26-29.
- Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление персоналом. URL: http://www.aup.ru/books/m152/2_2.htm(дата обращения: 27.06.2018).
- Бобкова Н.Г. Работоспособность менеджера // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. - №2. – С.23-26., с.25.
- Борисова С.С. Управленческая культура как показатель профессионального мастерства будущего руководителя // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 43. – С.189-191., с.190.
- Будова Е.В. Интегрированная модель жизненного цикла организации // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 56-62.
- Веснин В. Р. Менеджмент для всех [Текст]. – М.: Проспект, 2014. – С.54.
- Гусева М.Н. Конкурентоспособность организации на каждом этапе жизненного цикла URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-organizatsii-na-kazhdom-etape-zhiznennogo-tsikla (дата обращения: 24.06.2018).
- Духина Т.Н. Проблема выбора стилей руководства в управленческой культуре: теоретический анализ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. - №1-2. – С.140-144.
- Егорова Т.Д. Жизненный цикл как инструмент формирования конкурентоустойчивости организаций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-tsikl-kak-instrument-formirovaniya-konkurentoustoychivosti-organizatsiy (дата обращения: 27.06.2018).
- Елкина О.С. О соотношении категорий «Воздействие» и «Методы управления» // Вестник ОмГУ. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-kategoriy-vozdeystvie-i-metody-upravleniya (дата обращения: 26.06.2018).
- Жекова В.В. Личность менеджера: основные черты и качестве // Наука. Мысль. – 2017. - №2. – С.55-59., с.57.
- Зателепин О. К., Мекеня А. А. Применение насилия к подчиненным как форма превышения полномочий воинскими должностными лицами // Вестник МГЛУ. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-nasiliya-k-podchinennym-kak-forma-prevysheniya-polnomochiy-voinskimi-dolzhnostnymi-litsami (дата обращения: 27.06.2018).
- Кочугуева М. Н. Концептуальная основа анализа жизненного цикла организации и критерии оценки финансово-экономической стабильности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-osnova-analiza-zhiznennogo-tsikla-organizatsii-i-kriterii-otsenki-finansovo-ekonomicheskoy-stabilnosti (дата обращения: 24.06.2018).
- Ляшенко Т.В., Салимова А.В. Влияние стиля руководства на эффективность управления организацией // Nauka-Rastudent.ru. – 2017. - №3-2. – С.3.
- Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды // Территория науки. - 2014. - №5. – С.138-141.
- Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов; Министерство образования и науки РФ. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С.54.
- Официальный сайт сети магазнов «Пятёрочка». URL: https://5ka.ru/about/(дата обращения: 21.06.2018).
- Попкова М.В., Ларина А.А. Секреты эффективного сотрудничества персонала со своим руководством // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - №3. – С.49-51., с.50.
- Родюкова Т.Н. Профессиональная культура руководителя как фактор эффективного управления человеческими ресурсами // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. - №47. – С.211-220.
- Севастьянова О.В., Бахталиев А.С. Проблема выбора оптимального стиля руководства // Проблема современной науки и образования. – 2017. - №4. – С. 38-40.
- Симонова. И.Ф. Из классики «жанра» // Новая ступень развития HR-менеджмента компаний. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2013. – С.11-24.
- Сухоруков А.М. Инструменты управленческого консультирования руководителя на различных стадиях жизненного цикла организации URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-upravlencheskogo-konsultirovaniya-rukovoditelya-na-razlichnyh-stadiyah-zhiznennogo-tsikla-organizatsii (дата обращения: 24.06.2018).
- Умудалиева Ф.Ф., Серочудинов Е.С. Стратегия развития организации с учетом стадии ее жизненного цикла // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1С.54 – 57.
Приложение 1
Организационная структура Центрального дивизиона ООО «Агроторг»
Организационная структура Центрального дивизиона ООО «Агроторг»
Приложение 2
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, целью которого является анализ управления в ООО «Агроторг». Для этого просим Вас ответить на ряд вопросов анкеты. Техника ее заполнения проста: внимательно прочитайте вопросы и обведите кружком подходящий для Вас вариант ответа. Не существует правильных и неправильных ответов, поскольку для нас ценно именно Ваше мнение. Все вопросы являются обязательными для заполнения.
Анкетирование проводится анонимно.
Заранее благодарим за помощь в работе!
1. Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой?
1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет.
2. Считаете ли Вы, что система организации работы в магазине способствует тому, чтобы сотрудники работали максимально эффективно?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
3. Оцените, пожалуйста, отношения сотрудников магазина по отношению друг к другу:
1. Отличные
2. Хорошие
3. Удовлетворительные
4. Неудовлетворительные
5. Затрудняюсь ответить
4. Оцените, пожалуйста, отношения руководителей к персоналу магазина:
1. Отличные
2. Хорошие
3. Удовлетворительные
4. Неудовлетворительные
5. Затрудняюсь ответить
5. В какой форме обычно осуществляется контроль со стороны руководства (зачеркните необходимый квадрат)?
Варианты ответа |
Да |
Нет |
Трудно сказать |
1. В открытой |
|||
2. В благожелательной |
|||
3. В деловой |
|||
4. В требовательной |
|||
5. В жесткой |
6. С каким из утверждений Вы согласны (зачеркните необходимый квадрат)?
Варианты ответа |
да |
скорее да, чем нет |
скорее нет, чем да |
нет |
1. Руководители магазина стараются делиться знаниями с продавцами |
||||
2. Руководство интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу |
||||
3. В компании поддерживают свежие идеи продавцов |
||||
4. Прежде чем принять сложное решение, руководство тщательно разбирается в вопросе |
||||
5. Руководство всегда помогает магазину и заботится о своих сотрудниках |
||||
6. На критику руководители обычно не обижается, а прислушиваются к ней |
||||
7. По отношению к подчиненным руководство бывает нетактичным и даже грубым |
||||
8. Руководителям безразлично, кто работает в магазине продавцом |
7. Перечислите факторы, больше всего снижающие эффективность Вашей работы и удовлетворенности трудом:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Пожалуйста, продолжите приведенные ниже фразы:
Чтобы работа в коллективе приносила мне большее удовлетворение, могу предложить
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Считаю, что эффективность работы коллектива будет лучше, если
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для улучшения взаимоотношений с руководством, рекомендую
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о Вас:
9. Укажите, пожалуйста, Ваш пол:
1. Мужской
2. Женский
10. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:
1. От 18 до 25 лет
2. От 26 до 35 лет
3. От 36 до 45 лет
4. От 46 до 55 лет
5. Старше 55 лет
Благодарим за участие в опросе!
-
Антонов В. Г., Громова О. Н. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. URL: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/organizacionnoe_povedenie_uchebnik_dlja_vuzov/p10.php (дата обращения: 27.06.2018). ↑
-
Будова Е.В. Интегрированная модель жизненного цикла организации // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 56-62. ↑
-
Афанасьева М.С., Кармышова Ю.В. Исследование модели жизненного цикла некоммерческих организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 26-29. ↑
-
Егорова Т.Д. Жизненный цикл как инструмент формирования конкурентоустойчивости организаций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-tsikl-kak-instrument-formirovaniya-konkurentoustoychivosti-organizatsiy (дата обращения: 27.06.2018). ↑
-
Афанасьева М.С., Кармышова Ю.В. Исследование модели жизненного цикла некоммерческих организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 26-29. ↑
-
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации//Манн, Иванов и Фербер, 2014 - 512 c. ↑
-
Антонов В. Г., Громова О. Н. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. URL: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/organizacionnoe_povedenie_uchebnik_dlja_vuzov/p10.php(дата обращения: 24.06.2018). ↑
-
Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление персоналом. http://www.aup.ru/books/m152/2_2.htm(дата обращения: 27.06.2018). ↑
-
Умудалиева Ф.Ф., Серочудинов Е.С. Стратегия развития организации с учетом стадии ее жизненного цикла // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1С.54 – 57. ↑
-
Егорова Т.Д. Жизненный цикл как инструмент формирования конкурентоустойчивости организаций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-tsikl-kak-instrument-formirovaniya-konkurentoustoychivosti-organizatsiy (дата обращения: 24.06.2018). ↑
-
Сухоруков А.М. Инструменты управленческого консультирования руководителя на различных стадиях жизненного цикла организации URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-upravlencheskogo-konsultirovaniya-rukovoditelya-na-razlichnyh-stadiyah-zhiznennogo-tsikla-organizatsii (дата обращения: 24.06.2018). ↑
-
Гусева М.Н. Конкурентоспособность организации на каждом этапе жизненного цикла URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-organizatsii-na-kazhdom-etape-zhiznennogo-tsikla (дата обращения: 24.06.2018). ↑
-
Кочугуева М. Н. Концептуальная основа анализа жизненного цикла организации и критерии оценки финансово-экономической стабильности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-osnova-analiza-zhiznennogo-tsikla-organizatsii-i-kriterii-otsenki-finansovo-ekonomicheskoy-stabilnosti (дата обращения: 24.06.2018). ↑
-
Официальный сайт сети магазнов «Пятёрочка». https://5ka.ru/about/(дата обращения: 21.06.2018). ↑
-
Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (В редакции от 30.12.2015) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 27.06.2018). ↑
-
Симонова. И.Ф. Из классики «жанра» // Новая ступень развития HR-менеджмента компаний. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2013. – С.11-24. ↑
-
Шевцова А.Р. Аттестация персонала: готовим HR-документы. Практический журнал для директора по HR. https://www.hr-director.ru/article/65725-qqq-15-m10-attestatsiya-personala-gotovim-hr-dokumenty(дата обращения: 27.06.2018). ↑