Файл: Социально-психологический климат организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также тренинг содержит вспомогательные упражнения, которые можно использовать как домашнюю работу.

Основу тренинга составляют так называемые «структурные упражнения», которые подаются по следующей схеме:

- название упражнения (например: Упражнение «Передай стул»);

- описание упражнения (например, упражнение направлено на сплочение группы);

- описание необходимых материалов и оборудования (оборудование - обычные стулья, количество которых совпадает с количеством участников);

- инструкция для участников упражнения (например: «Сейчас вы поставите стулья в круг и каждый станет сзади своего стула. Потом вы должны поставить стулья на две задних ножки, придерживая их рукой. Кто-то должен подать команду, по которой вы должны отпустить свой стул и подхватить соседний так, чтобы стул не упал и не встал на все четыре ножки. Таким образом, вы будете двигаться по часовой стрелке, пока не вернетесь на место»)

- приблизительное время выполнения упражнения.

Очень важно, чтобы во время презентации и обсуждения правил общения и порядка проведения тренинга тренер ненавязчиво подводил к утверждению главных его принципов:

- доброжелательность;

- непредубежденность;

- взаимоуважение;

- открытость;

- терпимость;

- взаимопомощь;

- здоровый юмор.

Правила, сформулированные группой, желательно записать на ватмане и вывесить его на видном месте, где он будет находиться на протяжении всего тренинга. Они могут быть такими: говорить по очереди, коротко, по существу, не перебивать друг друга, говорить от собственного имени, не критиковать других.

Каждую сессию, как правило, завершает так называемый «Fееd-bаск» - свободные высказывания каждого члена группы о личных впечатлениях от занятия.

После каждой сессии организуется «Соffее-Теа-brеак» - перерыв длительностью 15 минут, во время которого можно выпить кофе, чай, в знойную погоду - прохлаждающие напитки.

Тренинг завершается ритуалом прощания.

Цель тренинга: создание в группе атмосферы доверия и открытости, продемонстрировать участникам тренинга процесс обмена информацией, роль и важность каждого звена в этом процессе, выяснить основные причины возникновения конфликтов в коллективе и продемонстрировать пути их решения.

Ориентировочное время, необходимое для проведения тренинга: 20 часов.

План проведения тренинга-семинара

День 1 «Коммуникация в повседневной жизни и профессиональной деятельности»


Цель: до конца первого дня участники должны

Знать:

- что такое общение, его формы, виды;

- приемы активного слушания (и уметь их применять);

- роль коммуникации в повседневной жизни;

- роль обратной связи в общении;

Уметь:

- определять барьеры общения и уметь их преодолевать;

- давать определение коммуникативным шумам;

- учитывать ситуацию общения;

- определять свою роль в общении.

День 2 «Межличностное общение и взаимодействие»

Цель:

- активизировать группу на плодотворную работу;

- создать в группе атмосферу доверия и открытости;

- проверить знание материала предыдущего дня;

- ознакомить участников с планом текущего;

- ознакомить участников с принципами формирования собственного позитивного имиджа;

- провести необходимые упражнения, чтобы расширить и углубить теоретические и практические знания об общении и взаимодействии.

День 3 «Принципа командной работы»

Цель:

-продемонстрировать участникам преимущества командной работы;

-дать почувствовать участникам тренинга важность согласованных действий во время групповой работы;

-выявить уровень доверия к членам команды;

-выяснение места и роли работника в подразделении;

-ознакомить участников с принципами формирования собственного позитивного имиджа;

-помочь каждому участнику четко определить свое место в структуре подразделения.

Таблица 5

Структура коррекционной программы по улучшению социально-психологического климата в организации

День 1 «Коммуникация в повседневной жизни и профессиональной деятельности»

Сессия

Содержание работы

Цель сессии

9:00- 10:00 – Регистрация участников

I

10:00- 11:30

Обсуждение и принятие правил тренинга.

Знакомство участников.

Представить тренерскую команду, ввести участников в курс дела, ознакомить их с расписанием работы, создать в группе непринужденную, доброжелательную. атмосферу; настроить всех на активную и плодотворную работу; ознакомить участников с материалами I сессии, провести несколько упражнений, получить обратную связь от участников.

II

11:45- 13:00

Разминка: упражнения на активизацию внимания и наблюдательности

Ознакомить членов группы с такими явлениями коммуникации, как барьеры общения и коммуникативные шумы. Объяснить их негативный характер и обсудить пути преодоления. Закрепить знание с помощью практических упражнений. Получить обратную связь.

13:00- 14:00 – Обеденный перерыв

III

14:00- 15:30

Сущность и значение общения.

Барьеры в общении.

Активное слушание и обратная связь

Дать участникам тренинга возможность почувствовать влияние на процесс общения наличия-отсутствия обратной связи.

IV

15:45- 17:15

Ситуации общения и понятия коммуникативного задания

Продемонстрировать важность учета ситуации общения и позиции, которую занимает каждый из ее участников. Подвести итоги дня, дать материалы для самостоятельного изучения.


День 2 «Межличностное общение и взаимодействие»

Сессия

Содержание работы

Цель сессии

I

9:00 – 10:30

Принципы формирования собственного позитивного имиджа

Настроить группу на плодотворную работу, проверить знание из программы первого дня, ознакомить участников с материалами второго дня, провести необходимые упражнения для закрепления информации, получить обратную связь.

II

10:45 – 13:00

Межличностное общение и взаимодействие. Часть 1.

Создать в группе атмосферу доверия и открытости, расширить и углубить теоретические и практические знания участников группы об общении и взаимодействии, как средства становления личности.

13:00- 14:00 – Обеденный перерыв

III

14:00 – 15:30

Межличностное общение и взаимодействие. Часть 2

Углубить понимание межличностных умений, установления и поддержания межличностных отношений, оценка своих отношений с другими.

IV

15:45 – 17:15

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции

Обсуждение реагирования на чрезмерный взрыв эмоций и способов овладения собственными чувствами, самоконтроль собственных действий, эмоций, чувств

День 3 «Принцип командной работы»

Сессия

Содержание работы

Цель сессии

I

9:00 – 10:30

Приемы эффективного взаимодействия в команде, закрепить знание с помощью практических упражнений

Продемонстрировать участникам преимущества командной работы, закрепления информации, получить обратную связь, дать почувствовать важность согласованных действий во время групповой работы.

II

10:45 – 13:00

Выяснение места и роли работника в подразделении.

Помочь участникам определить свое место в коллективе, объяснить важность и принципы обмена информацией в подразделении.

13:00- 14:00 – Обеденный перерыв

III

14:00 – 15:30

Принципы здоровой конкуренции. Конфликты в коллективе.

Объяснить участникам принципы здоровой конкуренции, выяснить основные причины возникновения конфликтов в коллективе и продемонстрировать пути их решения.

IV

15:45 – 17:15

Подведение итогов тренинга. Получение отзывов.

В благоприятной обстановке подвести итоги тренинговой работы


Выводы по главе

В ходе практической части работы с целью изучения особенностей социально-психологического климата в организации, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 сотрудников организации.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что 11% (5 человек) исследуемых оценивают благоприятность психологического климата на низком уровне. Члены коллектива, которые показали низкие результаты в этой методике нуждаются в повышенном внимании со стороны психолога, ведь они могут чувствовать себя не уютно в данной организации. Больше всего среди исследуемых тех, кому присущая оценка психологического климата в организации на среднем уровне - 61% (28 человек). Несколько меньшее количество членов обследуемого коллектива с высоким уровнем данной характеристики - 28% (13 человек).

37% (17 человек) обследуемых имеют средний уровень выраженности агрессивности. Люди, которые имеют средний уровень агрессивности являются наиболее успешными в жизни, поскольку они имеют достаточное объективное достоинство и самоуверенность.

Большее количество исследуемых, а именно 63% (29 лиц) имеют высокий уровень агрессивности. Это свидетельствует о том, что они нередко бывают неуравновешенными и слишком жестокими по отношению к другим людям. Такие люди надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.

Те, кто имеют низкий уровень агрессивности в отношениях являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, но таких лиц среди обследуемых нет.

больше всего среди участников тестирования со средним уровнем конфликтности - 50% (23 сотрудника). Такие люди тактичны и миролюбивы, умело уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, а также способны противостоять обострению отношений в коллективе.

Те, кто имеют низкий уровень конфликтности в отношениях, являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Их часть среди исследуемых представляет 24% (11 человек). К тому же пассивность, стремление уйти от проблем, которые возникают в коллективе, поневоле делает их непрямым виновником конфликтов и конфликтных осложнений.

Участники коллектива, которые имеют высокий уровень конфликтности, а таких среди опрошенных 26% (12 человек), нередко бывают неуравновешенными, слишком жестокими по отношению к другим людям и являются тяжелыми в общении. Такие люди временами идут на конфликт ради дела, «из-за принципа», надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.


С целью оптимизации психологического климата в коллективе нами был разработан и проведен тренинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологический климат коллектива является полифункциональной социально-психологической структурой, посредством которого опосредуется любая деятельность в коллективе. Сущность его заключается в том, что он отражает непосредственно характер взаимоотношений участников коллектива, а также преобладающий тон настроения в нем, который связан с удовлетворенностью членов коллектива различного рода факторами жизнедеятельности (условиями жизнедеятельности, организацией личного труда, отношениями с коллегами, стилем и уровнем руководства).

В коллективе в процессе общения осуществляются определенные взаимодействия между его отдельными членами, между индивидом и коллективом в целом, которые оказывают существенное влияние как на динамические процессы, происходящие в нем, так и на состояние, поведение и развитие составляющих ее индивидов, и в ходе которых устанавливаются различные виды взаимоотношений. Используемый в организации стиль руководства является одним из важных факторов оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

В ходе практической части работы с целью изучения особенностей социально-психологического климата в организации, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 сотрудников организации.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что 11% (5 человек) исследуемых оценивают благоприятность психологического климата на низком уровне. Члены коллектива, которые показали низкие результаты в этой методике нуждаются в повышенном внимании со стороны психолога, ведь они могут чувствовать себя не уютно в данной организации. Больше всего среди исследуемых тех, кому присущая оценка психологического климата в организации на среднем уровне - 61% (28 человек). Несколько меньшее количество членов обследуемого коллектива с высоким уровнем данной характеристики - 28% (13 человек).

37% (17 человек) обследуемых имеют средний уровень выраженности агрессивности. Люди, которые имеют средний уровень агрессивности являются наиболее успешными в жизни, поскольку они имеют достаточное объективное достоинство и самоуверенность.

Большее количество исследуемых, а именно 63% (29 лиц) имеют высокий уровень агрессивности. Это свидетельствует о том, что они нередко бывают неуравновешенными и слишком жестокими по отношению к другим людям. Такие люди надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.