Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТEОРEТИЧEСКИE АСПEКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧEСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.2 Факторы, формирующие социально-психологичeский климат
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Исследование социально- психологического климата в организации
2.2 Сравнительный анализ взаимосвязи исследуемых характеристик
2.3. Коррекционная программа по улучшению социально-психологического климата в организации
Те, кто имеют низкий уровень агрессивности в отношениях являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, но таких лиц среди обследуемых нет.
Больше всего среди участников тестирования со средним уровнем конфликтности - 50% (23 сотрудника). Такие люди тактичны и миролюбивы, умело уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, а также способны противостоять обострению отношений в коллективе.
Те, кто имеют низкий уровень конфликтности в отношениях, являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Их часть среди исследуемых представляет 24% (11 человек). К тому же пассивность, стремление уйти от проблем, которые возникают в коллективе, поневоле делает их непрямым виновником конфликтов и конфликтных осложнений.
Участники коллектива, которые имеют высокий уровень конфликтности, а таких среди опрошенных 26% (12 человек), нередко бывают неуравновешенными, слишком жестокими по отношению к другим людям и являются тяжелыми в общении. Такие люди временами идут на конфликт ради дела, «из-за принципа», надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.
С целью оптимизации психологического климата в коллективе нами был разработан и проведен тренинг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамов, В.В. Социальная психология личности и группы /В. В. Абрамов; Федер. агентство по образованию, Ульянов. гос. ун-т. - Ульяновск: УлГУ, 2009.- 135 с.: a-ил.
- Аверченко, Л. К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
- Быков, С.В. Социальная психология нормативного поведения в организации /С. В. Быков. - Самара: Самар. гуманитар. акад., 2011.- 115 с.: a-ил.
- Воробьева, И.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб. пособие /И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. - Екатеринбург, 2009.- 270 с.
- Дорошенко, В.Ю. Деловое общение в рабочей группе. // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2011. – 139 с.
- Драчёва, Е.Л. Менеджмент: учебник/ Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд-во Академия, 2005
- Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов/ А.П.Егоршин. – 3-е изд.-Н.Новгород :Изд-во НИМБ, 2001
- Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Е.Г. Зборовский, Н.Б. Костина.- М.: Изд-во Гардарики, 2004
- Королев, Л.М. Психология управления. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2009. — 188 с.
- Лукичёва, Л.И. Управление организацией: учеб.пособие/ Л.И.Лукичёва.-М.: Изд-во Омега-Л, 2006
- Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М., 1988.- 280с.
- Малая группа: теория и практика взаимодействия: учебное пособие /Е. В. Ежак [и др.]. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2009.- 106 с.
- Моргунов, Е.Б. Личность и организация/ Е.Б. Моргунов. - М., 2011. 412 с.
- Нагиева, О.В. Концептуальные основы социально-психологической устойчивости малых групп с внешним статусом /О. В. Нагиева. - Тверь: Триада, 2009.- 138 с.: ил.
- Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука/ В.В. Новиков. - М., 2008. – 306 с.
- Островский, Э.В. Психология управления. М: ИНФРА-М, 2009. — 249 с.
- Парыгин, Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- СПб., Изд-во « Наука»., 2009. – 81 с.
- Пугачёв, В.П. Руководство организацией персонала: учебник/ В.П. Пугачёв.-М.: Изд-во Аспект-Пресс,2008
- Социальная психология коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2007. – 184 с.
- Социальная психология малых групп: материалы I Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А. В. Петровского, 29 - 30 окт. 2009 г., Москва, МГППУ /[отв. ред.: М. Ю. Кондратьев]. - Москва: МГППУ, 2009.- 326 с.
- Столяренко. Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.
- Сутурин, С.Б. Совершенствование механизма социального управления и морально-психологического климата в коллективе: исторический опыт социальной адаптации трудового коллектива к экономической реформе /С. Б. Сутурин; Федер. агентство по образованию, Сиб. федер. ун-т, Усть-Илим. фил.. - Красноярск: УИФ СФУ, 2008.- 132 с.
- Титова, Л. Г. Деловое общение: Учеб. пособие/ Л. Г. Титова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 271 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001
- Управление персоналом/ О.И. Мерченко( и др.) ; под ред. О.И.Марченко.-М.: Изд-во Ось-89,2006
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие: [для вузов] /Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009.- 539 с.
- Чередниченко, И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
- Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие/ П.В Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова.- 2-е изд.стер.- М.: Изд-во Омега-Л,2008
- Шепелъ, В.М. Управленческая психология/ В.М. Шепелъ. - М., 2011. – 236 с.
- Шипунов. В.Г. Основы управленческой деятельности: учеб.пособие / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель.-М.: Изд-во Специалист, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Опросник В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелест «Диагностика психологического климата коллектива»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Методика диагностики агрессивности (А. Ассингер)
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Подчеркните ответ:
I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
1. Всегда
2. Иногда
3. Никогда
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1. Внутренне кипите.
2. Сохраняете полное спокойствие.
3. Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас коллеги?
1.Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
3. Спокойным и независтливым.
IV. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
1.Примите ее с некоторыми опасениями.
2. Согласитесь без колебаний.
3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
1. Выдадите ему «по первое число».
2. Заставите вернуть.
3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
1. «Что это тебя так задержало?»
2. «Где ты торчишь допоздна?»
3. «Я уже начал (а) волноваться».
VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными.
3. Крайне жесткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
1. Пытаетесь свалить вину на другого.
2. Смиряетесь.
3. Становитесь впредь осторожнее.
X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
3. «И чего мы столько с ними возимся?»
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».
3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?»
XII. Как Вы смотрите страшный фильм?
1. Боитесь.
2. Скучаете.
3. Получаете искреннее удовольствие.
XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание.
1. Будете нервничать во время заседания.
2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
3. Огорчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
3. Очень сердитесь, если не везет.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
1. Стерпите, избегая скандала.
2. Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
1. Поговорите с учителем.
2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
ХVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
1. Средний.
2. Самоуверенный.
3. Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
1. «Простите, это моя вина».
2. «Ничего, пустяки».
3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
2. «Надо бы ввести телесные наказания»
3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
1. Тигра или леопарда.
2. Домашнюю кошку.
3. Медведя.
Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
Результаты:
36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности Вам не помешает!
Если по семи и более вопросам вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.
Приложение 3
Тест «Оценка уровня конфликтности» В. И. Андреева
Инструкция: Перед вами 14 вопросов. При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет б) когда как; в) да
2. Есть ли на работе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет
3.Кто вы в большей степени?
а) пацифист; б) принципиальный; в) предприимчивый
4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто; б) периодически; в) редко
5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы коллектив в его целесообразности;
б) изучил бы, кто есть, кто и установил контакт с лидерами;
в) чаще бы советовался с людьми
6.В случае неудачи, какое состояние вам характерно?
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя
7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции коллектива?
а) да; б) скорее всего да; в) нет
8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да; б) скорее всего да; в) нет
9.Из трёх личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность; б) обидчивость;
в) нетерпимость критики других
10.Кто вы в большей степени?
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей
11.Каким человеком считают вас друзья?
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым
12.Против чего вам чаще всего приходится работать?
а) с несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом
13.Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности;
б) оцениваю свои способности объективно;
в) переоцениваю свои возможности
14.Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
а) излишняя инициативность;