Файл: Социально-психологический климат организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Исследование социально- психологического климата в организации

В ходе практической части работы с целью изучения особенностей социально-психологического климата в организации, на базе войсковой части (далее - организации) нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 сотрудников организации.

Исследование социально-психологического климата проводилось в три этапа. На первом этапе был использован опросник В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелест «Диагностика психологического климата коллектива» (Приложение 1) [27].

Опросник содержит две колонки противоположных по смыслу суждений. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке - суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой - антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре исследуемым сделанная отметка, тем более выражен этот признак в данном коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, что свидетельствует о наличии обоих признаков.

Итоговые показатели психологического климата находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов

42-65 баллов - высокий уровень благоприятности психологического климата;

31-41 балл - средний уровень благоприятности;

20-30 баллов - низкий уровень благоприятности.

После обработки результатов исследования данные были занесены в таблицу (табл.1).

Таблица 1

Результаты исследования благоприятности психологического климата в организации

Уровень благоприятности психологического климата

Количество лиц

% показатель

Высокий

5

11%

Средний

28

61%

Низкий

13

28%

Всего

46

100%

Полученные данные изобразим в виде круговой диаграммы:

Рис. 1. Соотношение уровней благоприятности психологического климата в организации

Анализ результатов по проведенной методике выявил, что 11% (5 человек) исследуемых оценивают благоприятность психологического климата на низком уровне. Члены коллектива, которые показали низкие результаты в этой методике нуждаются в повышенном внимании со стороны психолога, ведь они могут чувствовать себя не уютно в данной организации. Больше всего среди исследуемых тех, кому присущая оценка психологического климата в организации на среднем уровне - 61% (28 человек). Несколько меньшее количество членов обследуемого коллектива с высоким уровнем данной характеристики - 28% (13 человек).


На втором этапе в исследуемой группе была проведена методика диагностики агрессивности (А. Ассингер), которая позволяет определить является ли человек достаточно корректным в отношениях со своими коллегами, легко ли ему с ними общаться (Приложение 2).

Тест содержит 20 ситуаций, в которых даны 3 варианта поведения. Исследуемый выбирает лишь один вариант. Номер ответа означает соответствующий балл. В дальнейшем баллы суммируются и определяется уровень агрессивности личности.

По данным исследования были определены количество лиц с соответствующим уровнем агрессивности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровней агрессивности членов коллектива

Уровень агрессивности

Количество лиц

% показатель

Низкий

-

-

Средний

17

37%

Высокий

29

63%

Всего

46

100%

Изобразим данные исследования в виде гистограммы:

Рис. 2. Соотношение уровней агрессивности членов коллектива

После обработки данных исследование выявлено, что 37% (17 человек) обследуемых имеют средний уровень выраженности агрессивности. Люди, которые имеют средний уровень агрессивности, являются наиболее успешными в жизни, поскольку они имеют достаточное объективное достоинство и самоуверенность.

Большее количество исследуемых, а именно 63% (29 лиц) имеют высокий уровень агрессивности. Это свидетельствует о том, что они нередко бывают неуравновешенными и слишком жестокими по отношению к другим людям. Такие люди надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.

Те, кто имеют низкий уровень агрессивности в отношениях являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, но таких лиц среди обследуемых нет.

На третьем этапе было проведено исследование уровня конфликтности среди членов организации.

Диагностика конфликтности членов организации проводилась с помощью опросника «Оценка уровня конфликтности» (Приложение 3), которая помогает выявить не только уровень конфликтности личности, но и выявить способствует ли сам исследуемый возникновению конфликта.


Данная методика содержит набор ситуаций, в которых поданы 3 варианта поведения. Исследуемый выбирает лишь один. Каждый из вариантов поведения имеет соответствующий балл. В дальнейшем баллы суммируются и определяется уровень конфликтности личности. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к содействию возникновения и развития конфликта.

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 14 до 42 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем ниже является уровень конфликтности:

По данным исследования (табл. 3) было выявлено, что большинству обследуемых присущ средний уровень конфликтности.

Таблица 3

Результаты исследования уровня конфликтности среди членов организации

Уровень конфликтности

Количество лиц

% показатель

Высокий

12

26%

Средний

23

50%

Низкий

11

24%

Всего

46

100%

Соотношение уровней конфликтности среди членов коллектива изобразим графически:

Рис. 3. Соотношение уровней конфликтности членов организации

Из представленных на диаграмме данных видно, что больше всего среди участников тестирования со средним уровнем конфликтности - 50% (23 сотрудника). Такие люди тактичны и миролюбивы, умело уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, а также способны противостоять обострению отношений в коллективе.

Те, кто имеют низкий уровень конфликтности в отношениях, являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Их часть среди исследуемых представляет 24% (11 человек). К тому же пассивность, стремление уйти от проблем, которые возникают в коллективе, поневоле делает их непрямым виновником конфликтов и конфликтных осложнений.

Участники коллектива, которые имеют высокий уровень конфликтности, а таких среди опрошенных 26% (12 человек), нередко бывают неуравновешенными, слишком жестокими по отношению к другим людям и являются тяжелыми в общении. Такие люди временами идут на конфликт ради дела, «из-за принципа», надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.


2.2 Сравнительный анализ взаимосвязи исследуемых характеристик

На основе таблицы возведенных данных констатирующего эксперимента можем сделать общую сравнительную таблицу результатов исследования (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная таблица результатов проведенного исследования

Уровни

конфликтности

Благоприятность психологического климата

(кол-во исследуемых)

Агрессивность

(кол-во исследуемых)

ВУ

СУ

НУ

ВУ

СУ

НУ

Высокий

(12 человек)

8 (17%)

4 (9%)

-

12 (26%)

-

-

Средний

(23 человека)

4 (9%)

17(37%)

2 (4%)

13 (28%)

10(21%)

-

Низкий

(11 человек)

1 (2%)

7 (15%)

3 (6%)

4 (9%)

7 (15%)

-

Как видно из таблицы 4, из 12 человек с высоким уровнем конфликтности 8 воспринимают психологический климат в коллективе как развитой на высоком уровне и все 12 имеют высокий уровень агрессивности. Это говорит о том, что такие члены коллектива, даже при условии восприятия климата в группе как благоприятного, в ситуации конфликта на фоне высокой агрессивности могут вести себя импульсивно, сами провоцируют появление конфликта, склонны избирать стиль соперника поведения, не четко отстаивать свою позицию и быть неуверенными в правильности собственных решений. Менее уверенно себя ведут и высококонфликтные члены организации со средним уровнем оценки благоприятности психологического климата. Их в выборке исследуемых 4. Они часто знают, какой результат они ожидают от конфликтной ситуации. Среди исследуемых с высоким уровнем конфликтности не выявлены члены коллектива как с низким уровнем оценки благоприятности психологического климата и агрессивности, так и со средним уровнем агрессивности.


Среди 23 членов исследуемой группы со средним уровнем конфликтности большая часть оценивают психологический климат в группе выраженным на среднем уровне - 17 лиц. Такие люди являются в меру уверенными в себе и своих словах и рассудительными. Подобное поведение присуще 10 среднеконфликтным членам коллектива со средним уровнем агрессивности. В данной выборке исследуемых 4 человека с высоким уровнем благоприятности психологического климата и 13 с высоким уровнем выраженности агрессивности. Низкий же уровень благоприятности психологического климата свойствен лишь 2 участникам тестирования. Лица, которые имеют средний уровень конфликтности и низкий уровень агрессивности в выборке отсутствуют.

Менее всего в данной выборке исследуемых членов организации с низким уровнем конфликтности - 11 человек. Среди них в равной мере представленная часть обследуемых, которые имеют средний уровень благоприятности психологического климата и агрессивности, - по 7 человек. 4 участников исследования имеют высокий уровень агрессивности и 1 - благоприятности психологического климата на фоне низкой конфликтности. Низкий уровень восприятия психологического климата как благоприятного в сочетании с низкой конфликтностью имеют 3 лица. В ситуации конфликта они хотя и ведут себя достаточно уверенно, но являются слишком уступчивыми и безынициативными при решении конфликтных ситуаций. Лица с низкой конфликтностью и низкой агрессивностью среди исследуемых не выявлены.

2.3. Коррекционная программа по улучшению социально-психологического климата в организации

Важным условием успешного проведения тренинга является надлежащая подготовка, наличие соответствующих дидактичных материалов и оборудования (технические средства учебы, слайды, плакать, видеозаписи, раздаточные материалы и тому подобное).

Каждая сессия данного тренинга, как правило, начинается с презентации программы тренером, упражнений на знакомство участников тренинга, принятия правил поведения во время тренинга, упражнений-ледоколов, которые способствуют созданию благоприятной атмосферы в аудитории.

Во время проведенного нами тренинга использовались такие формы работы как мини-лекции, работа в малых группах и парах, дискуссии, деловые игры, психотехнические упражнения, которые направлены на активизацию интеллектуального потенциала слушателей, открытое выражение эмоций, формирование новых убеждений, ценностей, соответствующих поведенческих умений и навыков.