Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ведения налогового учета
1.1. Цели и задачи налогового учета
1.2. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Глава 2. Формирование финансовой информации о доходах и расходах в налоговом учете
2.1. Группировка доходов и расходов в налоговом учете
2.2. Порядок признания доходов и расходов в налоговом учете
2.3. Практические аспекты ведения налогового учета на примере ПАО «Оренбургнефть»
7) Камнем преткновения для бухгалтеров многих компаний является исчисление отложенных налогов. Наибольшую проблему представляет собой доказательная база исчисленных отложенных налоговых активов и обязательств. Преодолеть ее можно при помощи внедрения балансового метода
расчета отложенных налогов.
8) При начислении отложенных налогов балансовым методом имеем сбалансированную систему проверки правильности их начисления. Доказательными базами служат Баланс и Отчет о финансовых результатах.
9) Степень доказуемости отложенных налогов высока, поскольку из отчета можно перейти на уровень проводки и первичного документа, на основании которого она была проведена. Учетная система обеспечивает прозрачность учета. Это значит, что в любой момент, пользователь может определить: какой первичный документ являлся основанием для создания той или иной проводки по всем видам учета, кто является автором проводки, какова дата создания.
10) Имеем в использовании два метода расчета отложенных налогов: метод отсрочки и балансовый метод. И они не исключают, а дополняют друг друга, что дает еще одну проверку правильности начислений отложенных налогов.
11) Начисление отложенных налогов производится автоматически.
12) Параллельный учет по РПБУ и НК РФ дает возможность бухгалтерам повысить свою квалификацию, работникам налогового службы прочувствовать нюансы бухгалтерского учета, бухгалтерам — соответственно изучить все особенности налогового учета. Поскольку бухгалтера отслеживают проводки в двух видах учета, а работники налоговой службы проверяют их корректность.
13) Сроки закрытия налогового периода уменьшились до двух-трех дней и могут проводиться одновременно с другими видами учета (учета по РПБУ и МСФО).
Данная методика имеет определенные недостатки. Например, требуется тщательная проработка внутрифирменных стандартов для бухгалтеров. При ротации кадров необходимо, чтобы новый бухгалтер мог быстро понимать и применять стандарт. Второй недостаток вытекает из первого. Предприятию придется нести расходы на подготовку кадров, организовать курсы
повышения квалификации бухгалтеров. Но этот недостаток можно обратить в преимущество. Повышение квалификации специалистов - одна из приоритетных задач кадровой политики любого предприятия.
Выводы. В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.
Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.
В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.
Проведенное исследование показало, что в ПАО «Оренбургнефть» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.
Глава 3. Пути развития налогового учета в России
Вопросы упрощения налогового учета уже сейчас можно решать с помощью внутренних регламентов организации, в частности с помощью рациональной учетной политики. Нормы бухгалтерского учета и налогового законодательства допускают вариантность в отношении учета хозяйственных операций. Необходимо воспользоваться предоставленным правом и выбрать те нормы, которые максимально приближают порядок отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства. Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково. Перечень положений, которые позволяют совместить учеты посредством учетной политики, и положения, которые устанавливают особый порядок для налогового учета, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Положения, позволяющие совместить бухгалтерский
и налоговый учеты посредством учетной политики
№ |
Положение, дотекающее совмещение учетов |
Положение, не допускающее совмещения учетов (предусматривающее особый порядок для |
1 |
2 |
3 |
1 |
Порядок признания доходов и расходов |
Определение перечня прямых и косвенных расходов |
2 |
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов |
Учет процентов по долговым обязательствам |
3 |
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов по договору аренды |
Учет расходов на приобретение прав на земельные участки, а также на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков |
4 |
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности |
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
5 |
Формирование стоимости материально-производственных запасов (МПЗ) |
Порядок распределения прямых расходов между видами продукции |
6 |
Метод оценки сырья и материалов при списании |
Безвозмездное поступление имущества от организаций, если вклад в уставный капитал получающей или передающей сторон превышает 50% |
7 |
Способ начисления амортизации |
Убыток от реализации земельных участков |
8 |
Применение амортизационной премии |
Убыток от реализации основных средств |
9 |
Амортизация неотделимых улучшений арендованного имущества |
Убыток от реализации права требования после наступления срока платежа |
10 |
Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов |
Убытки от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств |
11 |
Применение пониженных норм амортизации |
Убыток от реализации предприятия как имущественного комплекса |
12 |
Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств |
Убытки от реализации ценных бумаг отдельных категорий |
13 |
Создание резерва по сомнительным долгам |
Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества |
14 |
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию |
Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости |
15 |
Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков |
Порядок переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте. |
16 |
Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год |
|
17 |
Формирование покупной стоимости товара |
|
18 |
Метод оценки покупных товаров при их списании |
|
19 |
Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии |
|
20 |
Отрицательная деловая репутация |
|
21 |
Способ списания расходов на выполнение НИОКР |
Таким образом, для сближения учетов и снижения издержек на содержание учетных систем можно выбрать оптимальный вариант и наладить учетный процесс с минимальными затратами на ведение параллельных учетов, отразив это в учетной политике.
В рамках запланированных мероприятий по сближению учетов
Государственной Думой РФ 20.04.2014 был принят Федеральный закон № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данный нормативный акт вступил в силу 01.01.2015. Суть
принятых данным Федеральным законом изменений заключается в следующем:
1. отменен метод ЛИФО. Следовательно, и в учете бухгалтерском, и в
налоговом учетах применяются три метода списания МПЗ: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО (п. 9 ст. 1);
2. малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно будет списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете (подл, «а» п.7 ст.1);
3. стоимость материалов, полученных безвозмездно, можно включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ (подп. «б» п. 7 ст. 1);
4. убытки от продажи права требования можно списать единовременно
на дату продажи долга (п. 13 ст. 1);
5. суммовые разницы в налоговом учете называются курсовыми, и.
как и в бухгалтерском учете, их нужно рассчитывать по курсу Банка
России или по курсу, установленному в договоре.
Для качественного понимания различий в бухгалтерском и налоговом учёте рассмотрим возникающие на предприятии различия при осуществлении операций различного рода. Во-первых, в части, касающейся учёта доходов и расходов организации, различия касаются: доходов в виде безвозмездно полученного имущества; доходов, относящихся к нескольким отчётным периодам, дата признания которых не установлена; сумм восстановленных резервов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и обслуживанию, расходов на оплату отпусков; доходов прошлых лет, выявленных в отчётном периоде; отчислений на формирование резервов предстоящих расходов; расходов на ремонт основных средств; расходов на обязательное страхование имущества; других видов расходов и доходов[41].
Во-вторых, различия бухгалтерского и налогового учёта проявляются в
столь важных моментах для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие своей материально-производственной базы, как учёт основных средств. Различия в учёте касаются не только определения объекта основных средств, но и его оценки и переоценки, амортизации (причём нелинейный способ начисления амортизации согласно пп.1 и 3 ст. 259 НК РФ[42] не соответствует ни одному из способов нелинейной амортизации основных средств в п. 18 ПБУ 6/01[43]) и даже признании объектов основных средств амортизируемым имуществом.
Проведенный анализ также показывает, что при углублении в анализ
практических аспектов реальной экономической деятельности предприятий
возникает множество частных вопросов по различиям налогового и
бухгалтерского учёта. Так, отдельного внимания удостаиваются проблемы учёта НМА, финансовых результатов организаций, незавершённого производства, факторинговых операций, расходов на мобильную связь и даже различий в учёте при применении специальных налоговых режимов.
Приведённые выше сведения приведены для того, чтобы убедительно
доказать наличие существенного количества самых разнообразных различий
бухгалтерского и налогового учёта.
Рассуждая о необходимости дальнейшего развития бухгалтерского и
налогового учёта, исследователи занимают обыкновенно одну из крайних
позиций, предлагая либо параллельное развитие учётных систем, либо
приведение налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта. Однако здравый смысл подсказывает: что подобная дихотомия вряд ли окажется жизнеспособной в сложившихся уже в настоящее время условиях. Как справедливо отмечает Н. Д. Новодворский, проблема создания концепции взаимодействия системы бухгалтерского и налогового учёта в России заключается не просто «в определении вопроса о соотношении налогового и бухгалтерского учёта, а в реальном значении бухгалтерского и налогового учёта для целей обеспечения деятельности организации» [44]. В связи с последним утверждением хотелось бы выявить ключевые аспекты налогового и бухгалтерского учёта для организаций и предприятий российской экономики.
Как предполагают многие авторы, налоговый учёт интересен, прежде всего, государству. Не подвергая сомнению данный тезис, отметим всё же, что организации также должны быть заинтересованы в развитии налогового учёта. Это связано с несколькими моментами. Во-первых, развитие рыночной системы России постепенно приводит её к более цивилизованному, благоустроенному виду, когда соблюдение требований законодательства (и тем более законодательства о налогах и сборах) становится не просто «хорошим тоном» в деятельности организации, но и обязательным требованием надёжности для партнёров по рынку. Тому же способствует и приход на рынок зарубежных игроков, а также непрерывный процесс глобализации, продолжающий своё развитие в системе мировых хозяйственных связей. Во-вторых, развитие системы налогового учёта, и её эволюция потенциально должны обеспечить соблюдение не только интересов государства в области реализации фискальной политики, и интересов самих налогоплательщиков. Причём не только в плане возврата налоговых платежей в общество в виде реализации общественных благ государствами, возникающих вследствие этого положительных экстерналий. Но и в сфере защиты налогоплательщиков от недобросовестных работников налоговых органов. Последний тезис может представляться сомнительным, однако развитие налогового учёта неизбежно прояснит многие моменты его практической реализации, в том числе наверняка затрагивая вопросы налогового регулирования и правового положения налоговых органов и налогоплательщиков.