Файл: Цель и задачи налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что бухгалтерский учёт интересен и удобен российским
организациям по нескольким причинам.

Во-первых, в стране существует достаточно квалифицированная и
обширная бухгалтерская общественность, которая успешно пережила все
трансформационные перемены в отечественном хозяйстве и смогла перейти на рыночную деятельность, несмотря на неизбежные проблемы, тем самым
подтвердив не только свою высокую квалификацию, но и качественную
адаптивность, что важно в условиях рыночной деятельности. Это определяет
налаженный характер бухгалтерского учёта, наличие большого количества
учебной и практической литературы, средне-специальных и высших учебных
заведений.

Во-вторых, бухгалтерский учёт удобен организациям и предприятиям,
поскольку, изначально возникший в целях обеспечения ясности в управлении, бухгалтерский учёт служит источником информации о фактах хозяйственной деятельности организации, исчерпывающих сведений о её финансовых показателях и результатах, позволяющих осуществлять эффективные
прогнозирование и контроль за её деятельностью. Этот факт и предопределяет то, что налоговый учёт ведётся также по первичным бухгалтерским документам, ведь именно они являются первоисточником любой информации о
хозяйственных операциях организации. Предоставление бухгалтерской
отчётности (раскрытие сведений о фактах хозяйственных операций) обязательно для всех организаций акционерного типа, а для прочих организаций является свидетельством их надёжности, уверенности в своих силах и открытости рынку.

Выводы. Анализируя возможные пути развития событий, можно отметить, что возможны несколько вариантов дальнейшего развития событии: дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учётных систем на базе бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учёта с целью установления соответствия на базе налогового учёта с сохранением первичных документов в качестве основы учётной налоговой деятельности; полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учёта. Несомненно, реформирование национальных учётных стандартов должно происходить во взаимонаправленности и согласованности. Однако, учитывая сказанное выше, логично прийти к выводу о необходимости разработки чёткой системы, а также принципов совершенствования национальной учётной системы:


1. В связи с имеющейся целью создания системы учёта, отвечающей
требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности и особенности, МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчётности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учётной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учёта и увеличения базы налога;

2. Экономичность системы учёта. Учёт не должен стоить предприятию
многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учёту фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учёта, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учёта на предприятии (например, в программе «1С: Бухгалтерия»), однако, там относительная лёгкость ведения учёта достигается исключительно благодаря применению программных средств;

3. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учёта. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учёта опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и
осуществлять согласование объектов учёта и налогообложения с целью
ликвидации противоречий между ними;

4. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в
правилах бухгалтерского учёта. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учёта учёту налоговому и. кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закреплённого законодательно обязательства организации по уплате налога;

5. Нейтрализации фактора «обоснованности» расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль организаций. Доказательство обоснованности и необходимости расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль
организаций, заставляет субъектов рынка тратить лишнее время на ведение
учёта или судебные разбирательства вместо того, чтобы успешно реализовывать масштабные проекты своей экономической деятельности;


6. Целостность проводимой государством учётной политики в целом.
Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим
регуляцию национальной системы учёта в целом безотносительно разделения её на налоговый и бухгалтерский учёт, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положений по бухгалтерскому учёту.

Заключение

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. При выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства.

Для установления взаимосвязи между данными бухгалтерского и налогового учета было разработано и введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. Предлагаемый в ПБУ 18/02 механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операции, совершенных организацией в течение отчетного периода.

В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.

Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.


В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.

Проведенное исследование показало, что в ПАО «Оренбургнефть» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.

Анализируя возможные пути развития событий, можно отметить, что возможны несколько вариантов дальнейшего развития событии: дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учётных систем на базе бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учёта с целью установления соответствия на базе налогового учёта с сохранением первичных документов в качестве основы учётной налоговой деятельности; полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учёта. Несомненно, реформирование национальных учётных стандартов должно происходить во взаимонаправленности и согласованности. Однако, учитывая сказанное выше, логично прийти к выводу о необходимости разработки чёткой системы, а также принципов совершенствования национальной учётной системы:

1. В связи с имеющейся целью создания системы учёта, отвечающей
требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности и особенности, МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчётности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учётной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учёта и увеличения базы налога;


2. Экономичность системы учёта. Учёт не должен стоить предприятию
многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учёту фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учёта, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учёта на предприятии (например, в программе «1С: Бухгалтерия»), однако, там относительная лёгкость ведения учёта достигается исключительно благодаря применению программных средств;

3. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учёта. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учёта опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и
осуществлять согласование объектов учёта и налогообложения с целью
ликвидации противоречий между ними;

4. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в
правилах бухгалтерского учёта. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учёта учёту налоговому и. кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закреплённого законодательно обязательства организации по уплате налога;

5. Нейтрализации фактора «обоснованности» расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль организаций. Доказательство обоснованности и необходимости расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль
организаций, заставляет субъектов рынка тратить лишнее время на ведение
учёта или судебные разбирательства вместо того, чтобы успешно реализовывать масштабные проекты своей экономической деятельности;

6. Целостность проводимой государством учётной политики в целом.
Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим
регуляцию национальной системы учёта в целом безотносительно разделения её на налоговый и бухгалтерский учёт, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положений по бухгалтерскому учёту.

Список литературы

Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.